microbik.ru
1


КЛАССНЫЙ ЧАС «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС:КОМПЬЮТЕР И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ДЕТСКУЮ ПСИХИКУ»

  • Выполнила:

  • Михайлова Галина Николаевна

  • Учитель начальных классов

  • МОУ гимназия № 26, г.Томск




ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: информационное сообщение с элементами беседы.

  • ЦЕЛЬ:

  • довести до сведения учащихся и их родителей информацию о вредном влиянии современной техники (компьютера) на организм человека

  • рассказать о правилах безопасности пользования компьютером в целях сохранения здоровья детей



ВВЕДЕНИЕ

  • Научно-технический прогресс – это, как говорят, техника на грани фантастики. Это действительно так: за несколько десятилетий компьютерная технология сделала потрясающий рывок в своем развитии! Уже никого не удивляют компьютерные классы, компьютеры дома – уже не роскошь, а необходимость. Они стали постоянным атрибутом не только бизнесменов, но и большинства рядовых граждан, учащихся.





  • .Давайте немного поговорим о влиянии современной техники на здоровье человека, особенно на организм ребенка. Знания помогут не только правильно и эффективно использовать достижения науки, но и сохранить здоровье.



^ Я И МОЙ КОМПЬЮТЕР

  • То, что пребывание ребенка длительное время за компьютером вредно для его здоровья, известно всем. Однако не все родители знают, как влияет компьютер на ребенка и сколько времени он может заниматься тем или иным делом.



Мало знают об этой угрозе и сами ребята, и если взрослым некогда обратить на это внимание, то детям интересно будет узнать, как избежать болезни, переутомления и стрессов.

  • Существуют четыре основных вредных фактора:



Кроме того, попробуем разобрать следующие вопросы:

  • Общие нормы при работе с компьютером

  • Как снизить вредность воздействия

  • Как проконтролировать ребенка



^ НАГРУЗКА НА ЗРЕНИЕ

  • Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.



Однако заметим сразу, не компьютер является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.



^ Качество монитора

  • Самым важным фактором в сохранении зрения ребенка играет качество монитора. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке и поэтому не нуждаются в защитном фильтре. Более того, защитный фильтр для них вреден.



  • Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор, затем следуют профессиональные 15-дюймовые, 17-дюймовые и 14-дюймовые мониторы. Завершают список мониторы с диагональю 14 дюймов выпуска ранее 1997 года.



Условно нагрузку на зрение можно распределить так:



СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЧАС ИГРЫ НА УСТАРЕВШЕМ МОНИТОРЕ ПО НАГРУЗКЕ НА ЗРЕНИЕ РАВНОЦЕНЕН ДВУМ ЧАСАМ ИГРЫ НА ХОРОШЕМ МОНИТОРЕ !!!



^ СОДЕРЖАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

  • Второй по значимости фактор утомляемости глаз – это содержание изображения. Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Для глаз ребенка достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста.



Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза.

  • Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда ребенок вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет – штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать.

  • Ну и, наконец, настоящие убийцы глаз – это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы – все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень не скоро.



^ ОБЩИЙ ИТОГ

  • Насколько же компьютер опасен для зрения? Сравнивая его с телевизором, следует помнить, что наличие дисплея и его качество во много раз выше качества телевизионной трубки. Однако дисплей, как правило, ближе. И все же можно считать, что нагрузка на глаз от монитора немного ниже, чем от телевизора. Поэтому время, проведенное за компьютером, и время, проведенное перед телевизором, следует суммировать!



^ СТЕСНЕННАЯ ПОЗА

  • Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления.



  • Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:









^ КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИК УМЕНЬШИТЬ ВРЕДНОЕ ВЛИЯИЕ?



  • Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой,ез подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменить позу во время работы. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, а это также снимает утомление.



  • Стол должен быть со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Клавиатура должна быть расположена на 7-10 см ниже стандартной высоты стола. Выдвижная доска позволяет соблюсти эти требования, так как заставляет ребенка периодически изменять позу.



  • ^ Проекционное оборудование на уроке – тоже не блажь. Если при работе на уроке давать задание через индивидуальное рабочее место, то нагрузка повышается. Использование демонстрационного проектора или телевизора нагрузку снижает.



^ ПСИХИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

  • Третий по важности фактор – психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изучена поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить.



  • Во-первых, в работе следует делать перерывы. На уроке за этим следит учитель, дома на компьютере следует поставить таймер, например из пакета Norton Utility, каждые 30 минут – перерыв на 15 минут.



  • В общественном сознании укоренилась мысль о том, что самое вредное в компьютере – это излучение, на самом деле психическое воздействие может оказаться намного серьезнее.



ИЗЛУЧЕНИЕ

  • Радиация от компьютерного монитора – это вечное пугало для всех родителей. На самом деле, как вы убедились, есть факторы гораздо более серьезные. У современных мониторов предусмотрены меры по безопасности. В частности, излучения, которые собственно называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нем нет устройств со столь высокой энергией. Так же практически ничего не излучает системный блок.



Вредными для человека являются следующие факторы:



^ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ

  • На электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал около 20 000 В ( в 100 раз выше напряжения в сети). Сам по себе потенциал не страшен, но этот потенциал создается между экраном дисплея и лицом оператора и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед экраном.



Имеются следующие способы борьбы с этим явлением:

  • ^ Снижение количества пыли в помещении. В частности, в компьютерных классах крайне нежелательно применение мела, поскольку мел постепенно переходит с доски на лица детей, разгоняемый статическими полями. Обратите внимание – хороший компьютерный класс оборудован маркерной доской, кондиционером и пылеуловителем, а иногда и люстрой Чижевского. Эти устройства снижают количество пыли в помещении, а люстра Чижевского еще и подавляет статические поля. Ну, а самый простой способ борьбы – после занятий на компьютере умыться холодной водой.



^ ВЫСОКОЧАСТОТНЫЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОЛЯ

  • Их воздействие сравнимо с радиацией, но, к счастью, они очень быстро уменьшаются с расстоянием, элементарно экранируются и управляются. Основной их источник – отклоняющая электромагнитная система кинескопа. В современных мониторах все излучение отводится вверх и частично назад, вперед не излучается ничего. Поэтому в школах компьютеры расставляют вдоль стен таким образом, чтобы люди не могли находиться возле их задних стенок. А вот наклоняться над монитором, чтобы поглядеть на него сверху, не рекомендуется.



^ НИЗКОЧАСТОТНЫЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОЛЯ

  • До сих пор не считались вредными, поскольку от компьютера они ниже, чем, скажем, от электрического утюга. Однако, по данным РС Week за февраль 2000 г., следует, что взаимодействие собственных полей монитора и внешних электромагнитных полей может вызывать интерференцию, из-за которой изображение на экране начинает меркнуть, вызывая ухудшение зрения и головную боль. Радикальные способы борьбы с этим явлением пока, по сведениям журнала, не найдены.



^ СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ,

  • что дисплеи на жидких кристаллах лишены большинства этих недостатков – напряжение на них значительно ниже, а электромагнитного излучения почти нет.



СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Как проконтролировать ребенка?



  • Первое. Когда ребенок работает, изредка смотрите на содержание экрана. Как ни прост этот совет, многие родители, оставляя ребенка наедине с компьютером, напрочь забывают о нем.

  • Второе. Проверяйте названия файлов!

  • Третье. Если ребенок завел себе отдельного пользователя, зайдите под его логином и паролем. И посмотрите , какие игрушки находятся на рабочем столе. Если логина и пароля не знаете проверьте папки с:/Program Files и с: /games, а также корневой каталог. Там тоже видны установленные игры.



Автор выражает благодарность сотрудникам Федерации Интернет-образования при подготовке настоящей презентации!