microbik.ru
1


  • Комарова А.Н.

  • педагог-психолог

  • МДОУ «ЦРР – д/с № 160»


Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей среды.





В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • Ухудшение состояния здоровья детей;

  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

  • Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

  • Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.



Следовательно:

  • обедненный словарь;

  • часто неверная конструкция предложений;

  • неспособность связно и последовательно изложить события;

  • дефекты произношения;

  • сбивчивый темп речи.



Для успешного развития речи в детском саду необходимы:

  • эмоциональный комфорт (положительные эмоции);

  • демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);

  • достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);

  • большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда;

  • создание условий для свободного самовыражения детей, для уверенности в своих силах. Создание семейной обстановки;

  • событийная основа (заранее запланированные события и неожиданные; их обсуждают, рисуют, создают о них стихи и рассказы).

  • обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями, взрослыми.

  • гибкая программа «проектов», событий-тем, развитие речи в общении и деятельности.

  • опора на языковую интуицию ребенка, его способности к подражанию, к речетворчеству и словотворчеству.



Формы организации работы по развитию речи:

  • Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение.

  • Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по совету педагога. Один может быть в роли консультанта, учителя, затем дети меняются ролями.

  • Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют стихийно возникший замысел.

  • Работа групповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы из 3 – 4 человек и работают сообща.

  • Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и объявлена как приглашение или «задание для всех». Чаще воспитатель « заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаимозаражение» интересной деятельностью.



  • Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей.

  • Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

  • Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.

  • Пение.

  • Стихотворение-рифмование.

  • Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм.

  • Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).

  • Труд: трудовые и речевые действия.

  • Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.