microbik.ru
1

Круглый стол на тему: «Единство требований детского дошкольного учреждения».

Цель: познакомить воспитателей логопедических групп с едиными требованиями детского дошкольного учреждения со спецификой работы.


Основным методом формирования артикуляционной базы традиционно считается артикуляционная гимнастика. Под артикуляционной гимнастикой понимают систему первичных движений и положений произносительных органов, обусловленных языковой традицией и связанным с ними развитием соответствующих мышц. В результате регулярных занятий артикуляционной гимнастикой формируется правильная артикуляция звуков. Формирование правильного звукопроизношения предполагает выработку артикуляционных умений. Воспитание точных, координированных движений и положений органов артикуляции считается одним из необходимых и значимых условий для постановки звуков. В систему коррекционной помощи артикуляционная гимнастика включается с целью артикуляторного отдела периферического аппарата, выработки тонких целенаправленных движений, воспитания у ребёнка полноценной артикуляционной базы.

В системе коррекции звукопроизносительной стороны речи работа по формированию артикуляционной моторики начинается на подготовительном этапе и продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков: в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков, и завершается на этапе формирования коммуникативных умений и навыков. От этапа к этапу постепенно видоизменяются цели проведения артикуляционной гимнастики, а также объём (таблица 1).


^ Этапы коррекции звукопроизносительной стороны речи.

  1. Подготовительный этап

Цель: подготовить речедвигательный аппарат к постановке звука. Артикуляционная гимнастика проводится в полном максимальном объёме.

  1. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

-постановка звука;

-автоматизация звука;

Дифференциация звуков.

Цель: сформировать артикуляционный уклад воспитываемого звука. Преобладают статические упражнения.

Цель: научить использовать вновь поставленный звук в различных языковых единицах (словах, фразах, текстах). Объём артикуляционной гимнастики постепенно уменьшается.

Цель: научить различать артикуляцию близких звуков в собственной речи. Преобладают динамические упражнения.

  1. Этап формирования коммуникативных навыков и умений.

Цель: артикуляционная гимнастика проводится с целью совершенствования дикции.



^ Классификация упражнений.

По целям проведения

По характеру выполнения

По участию различных отделов периферического речевого аппарата

Общеразвивающие

Статические

Собственно артикуляционные

Специфические

Динамические

Для формирования воздушной струи.

По координации работы трёх отделов периферического речевого аппаратаю.



Комплекс общеразвивающих упражнений включают в себя базовые упражнения, необходимые для артикуляции большинства звуков русского языка (объём до 15 упражнений). Чаще данный комплекс используется воспитателем при организации фронтальной формы проведения фронтальной формы проведения гимнастики. Логопед использует комплекс общеразвивающих упражнений как фрагмент проведения фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи, а в некоторых случаях и в качестве динамической паузы. Для проведения подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий с целью постановки определённых звуков логопедом используется, прежде всего, комплекс специфицеских артикуляционных упражнений.

^ Специфические упражнения адресованы:

-мышцам определённого артикуляционного органа. Упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба, глотки, гортани, мимической и дыхательной мускулатуры;

-определённой фонетической группе звуков. Упражнения для гласных, согласных, свистящих, шипящих, носо-ротовых, мягких-твёрдых, переднеязычных, среднеязычных, заднеязычных, соноров, глухих-звонких.

По характеру выполнения выделяются упражнения статические и динамические. Целью статических упражнений является выработка умения принимать и удерживать артикуляторную позу. К статическим упражнениям относятся упражнения:

«Улыбка», «Трубочка», «Окошко», «Солдатик» и др. Упражнения выполняются под счёт 1,2, 3, 4, 5, 6, 7.

^ Целью динамических упражнений является выработка умения переключиться с одной артикуляционной позы на другую. К динамическим упражнениям относятся:

«Улыбка-трубочка», «Маятник», «Качели» и др.

Артикуляционные упражнения могут быть разделены, в зависимости от включённости различных отделов артикуляционного аппарата, на следующие группы:

Собственно артикуляционные, для формирования воздушной струи, для координации работы трёх отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного, артикуляционного).

Среди упражнений, условно обозначенных как упражнения для формирования воздушной струи, можно выделить:

«Подуй в трубочку», «Сдуй снежинки с лопаточки», «Подуй в желобок».

Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают мышцы щёк, губ, языка. К артикуляционным упражнениям для координации работы трёх отделов периферического речевого аппарата, можно отнести упражнения:

«Индюшата», «Блинчики», «Дятел», «Моторчик», «Жук».


^ Можно выделить различные формы работы по организации артикуляционной гимнастики.



По количеству участников в ходе

выполнения упражнений

По роли ребёнка в процессе

выполнения упражнений

Фронтальная

Пассивная

Подгрупповая

Пассивно-активная

Индивидуальная

Активная



^ Артикуляционные упражнения

Собственно артикуляционные

Для формирования

воздушной струи

Для коррекции работы трёх отделов периферического речевого аппарата



Фронтальная форма работы преобладает в работе воспитателя, который воспитывает базовые движения и положения органов артикуляции. Индивидуальная форма активнее используется логопедом, в ходе индивидуальных логопедических занятий по постановке нарушенных звуков.

В процессе проведения артикуляционной гимнастики реализуются следующие принципы:

-принцип целенаправленности;
-соблюдение гигиенических требований;

-дозированности упражнений;

-учёта возрастных особенностей.

^ В процессе коррекционной работы важно придерживаться следующих гигиенических требований:

-упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении;

-упражнения выполняются при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой детей;

-пассивная гимнастика проводится предварительно вымытыми чистыми руками;
-любые упражнения выполняются легко, плавно, без напряжения, в спокойном темпе;
-обращается внимание на точность, качество, симметричность, полный объём движений, амплитуду, отсутствие синкинезий;

-соблюдается определённая нагрузка на мышцы за счёт тщательно продуманной дозировки;

-используются все виды контроля: зрительный, тактильный, вибрационный, кинестетический;

-приветствуется использование наглядных материалов.

Этапы проведения артикуляционной гимнастики:

  1. Объяснение педагогом хода выполнения упражнений;

  2. Демонстрация образца выполнения упражнения педагогом;

  3. Совместное выполнение упражнения педагогом;

  4. Коррекция выполнения упражнения педагогом;

  5. Самостоятельная коррекция выполнения упражнения ребёнком;

  6. Самостоятельное правильное выполнение упражнения ребёнком.

Традиционно используется в практической деятельности «Сказка весёлого язычка».


Регулярное и систематическое применение артикуляционной гимнастики способствует укреплению мышц периферического речевого аппарата, автоматизация правильных дикционных навыков. Целенаправленная работа по формированию артикуляционной моторики в условиях специализированного дошкольного учреждения будет способствовать не только преодолению основных механизмов нарушения звукопроизношения, но и обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте.