microbik.ru
1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №84»


«Развиваем красивую устную речь ребёнка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Подготовила: Побойко Татьяна Александровна,

учитель-логопед


Братск

Проблема: Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается малыш и к филологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, но чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.

Он становится и маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов - предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе. Но на каком уровне он это усвоит - в значительной степени зависит от нас с вами. Пока что мы с сожалением утверждаем, что наши дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. В чем это проявляется? Во-первых, растет число старших дошкольников (свыше 5 лет), имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т.д. Во-вторых, речь малышей нередко бывает однообразной. К примеру, типично отмечено, что они не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия. В-третьих, слабо развита связная, монологическая речь, т.е. умение логично, без пропусков передать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки. Замечено, в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка -дети усваивают речь быстрее и лучше. Потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

^ Решение проблемы: Начнем мы со звуковой культуры речи, которая включает в себя много других частных задач:

- произношение всех звуков не только изолированно, но и в речи;

- умение говорить, владея всеми средствами выразительности;

- произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса;

- владеть культурой общения (смотреть в глаза говорящему, не прерывать других, использовать в речи «волшебные слова» - здравствуйте, пожалуйста и т.п.).

^ Вначале о звукопроизношении. Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков встречаются у дошкольников, как мы уже отметили, все чаще. Иногда они вызваны физиологическими причинами - неправильным строением неба либо некоторыми видами паралича, но чаше такие явления объясняются психологическим состоянием ребенка. Степень запущенности произношения звуков заключает логопед к 5 годам. Ну, а нам пока стоит задуматься о том, как мы говорим с дошкольником. И для более глубокого понимания обратимся к такому примеру. Давайте представим на минутку, что мы только что прошли краткий курс английского языка и вдруг встречаем товарища, который говорит на английском с детства. Нам, конечно, сразу же покажется, что наш товарищ очень быстро, ну просто невыносимо быстро, говорит с нами по-английски. Даже знакомые слова в его речи перестают быть понятными для нас. То же самое происходит в нашем общении с детьми, если мы с ними говорим быстро и нетерпеливо. Только нашим детям еще труднее -у них вообще еще нет богатого словарного запаса. В этой связи крайне важно наладить не только характер вашей речи, но и ее содержание.

Что же касается произношения, то в Приложении вы найдете стишки, скороговорки и другие стихотворные тексты на все звуки алфавита. Упражняться с ними можно в следующем плане:

1. Расскажи стишок так, чтобы мы все услышали звук «ж»',

2. Кто быстрее произнесет скороговорку;

3. А сейчас расскажи скороговорку быстро - медленно -быстро;

4. Твоя кукла Алиса хочет, чтобы стишок ты рассказала вначале громко, затем тихо, а потом снова громко.

Следующей очень важной задачей, стоящей перед нами, является задача обогащения словаря детей. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем -перенести как можно больше пассивных слов в актив. С этой целью мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и упражнения:

1. Учить подбирать определения и эпитеты - (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные...);

2. Узнавать предметы по описанию - (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? - Береза);

3. Подбирать действия к предмету - (Ветер что делает: воет, парус надувает, листья срывает...);

4. Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает, землю согревает. Что это ? - Солнце);

5. Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает?- Рыба, самолет, бабочка, листья);

6. Подбирать обстоятельства - (Трубиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);

7. Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);

8. Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес...);

9. Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались на дерево. Какое? Зачем?);

10. Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);

11. Составлять предложения с определенным словом;

12. Игра «Наоборот». Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль - радость);

13. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;

^ 14. Отгадывать: «Кто ты?» (в различных житейских обстоятельствах - от дочки, внучки до посетителя);

15. Длинные - короткие слова (линейность слова можно измерять разведением ладошек в стороны или шагами: пол - парикмахерская);

16. Сделать длинными, ласковыми имена своих близких, а также клички животных;

17. Подбирать слова: шить... платье, штопать... носки, завязывать... шнурки, вязать... шарф;

18. Составлять фразы: срубленный..., бегущий..., висящий..., жуткий..., холодный...;

19. Придумывать слова, которые оканчиваются на ок, ек или начинаются с ва, за.',

20. Игра «Бюро находок» (вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы...);

21. Какой в сказке козел («Лиса и козел») - недогадливый, глупый, невнимательный; лиса - рыжая, хитрая, ловкая...; колодец - глубокий, холодный, темный, узкий...;

22. Про что можно сказать: холодный -..., холодная -..., холодное -...;

23. Как можно назвать одним словом:

- детей, идущих в школу...;

- людей, лечащих больных...;

- взрослых, перевозящих груз...

24. Произносить предложение «Я пойду в школу» по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);

25. Придумывать от слова «лес» много новых, но похожих слов (лесок, о лесе, лесочек, лесовичок...);

^ 26. Находить очень разные слова в стишке:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.

Скажу я слово трус, а ты ответишь храбрец.

^ Теперь начато я скажу, ну отвечай.. .(конец):

27. Познакомить со словами, которые ничего не значат:

Ложка - это ложка, ложкой суп едят.

Кошка - это кошка, у кошки семь котят.

Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол,

Шапка - это шапка, оделся и пошел.

А я придумал слово, смешное слово - плим.

Я повторяю снова - плим, плим, плим...

^ Вот прыгает и скачет - плим, плим, плим.

И ничего не значит - плим, плим, плим.

28. «Новые слова» - у лисы длинный хвост - как одним словом сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;

29. Придумывать необычные предложения из 2-х слов «Лиса чирикает», «Ворона мяукает»;

30. Заканчивать предложения:

- Миша пошел гулять (когда?)...;

- Мише стало грустно (отчего?)...;

- Миша обрадовался (когда?)...

31. Познакомить детей с многозначными словами - у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи -чем отличаются). Аналогично рассмотреть значение слов коса, ручка и др.

Постепенно мы, чередуя, пытаемся учить детей говорить не только отдельными словами, но и более распространенными предложениями и короткими текстами. Статистика утверждает, что в школу приходят дети и употребляют в среднем от 3-х до 5 - 6 тысяч слов. Они практически владеют грамматикой родного языка, т.е. устно спрягают, склоняют, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники овладевают учебно-научным стилем речи. Однако, как ни печально, развитие их связной речи тормозится. Она становится раскованной, менее эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к грустным результатам: многие выпускники наших школ так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения.

И дело даже не столько в обогащении словаря, сколько в том, чтобы ребенок ваш чутко понимал все богатство русского языка и литературы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, многозначность, олицетворение и другие языковые средства. И чтобы, понимая, он мог уже делать простейшие переносы своих маленьких практических познаний. И тогда в речевой практике он поймет, что «с помощью родного языка можно творить чудеса» (К. Паустовский).

Я. Корчак писал, что родной язык не должен быть просто придуманным сводом правил и нравоучений. Это воздух, которым дышит детская душа. В решении данной основополагающей задачи нам помогут разнообразные формы малого фольклора: потешки, загадки, кричалки, обрядовый фольклор, считалки, дразнилки, перепутаницы и т.д. Наряду с ними полезными будут литературные стишки. Важно только, в зависимости от текста, продумать вопросы речевого поискового характера. В этих обстоятельствах весьма активно развивается творческая речь, мышление и воображение детей. Посмотрите:

^ Работа с дразнилками.

1. Предложите ребенку придумать слова, созвучные именам девочек и мальчиков, и чтобы это были дразнилки:

Андрей - воробей, ротозей, дуралей...

Анна ванна

Борис - барбарис,

Иван - болван,

Антошка - картошка,

Галочка - палочка,

Мишка - шишка,

Маша - каша,

Зинка - корзинка,

Катюшка - галушка..,

2. Чем похожи эти 3 дразнилки? Совместно с детьми нарисуйте картинки к ним;

Антошка - картошка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,

Голова с локоток...


Прокоп - укроп,

Медный лоб,

Сам с аршин,

Голова с кувшин,


Лешка - лепешка,

Шапка колышком,

Ноги бревнышком.

3. Чем вам и вашим детям могут быть обидны нижеследующие дразнилки:

Васька - Васюк, полезай на сук,

^ Там кошку дерут - тебе лапку дадут.

Борис - барбарис на веревочке повис.

Как веревка оборвется, так Борис перевернется...

Страшилки.

1. Научите детей повторять стишки таким голосом, с такими движениями, чтобы стало страшно:

^ Идет коза рогатая, идет коза бодатая. Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп, Кто каши не ест, молока не пьет, Забодает, забодает, забодает.

Барашеньки, крутороженьки,

^ По лесам ходили, по дворам бродили,

В скрипочку играли, Ваню потешали.

А совища из лесища глазищами хлоп-хлоп!

А козлище из хлевища ножищами топ-топ!

^ 2. Вместе придумайте и расскажите другим страшную историю. Кто испугается больше?


Потешки.

1. Нарисуйте или вылепите вместе из пластилина поросеночка точно таким, каким видит его мама свинка.

^ Свинка Ненила сыночка хвалила:

То-то хорошенький, то-то пригоженький:

Ходит бочком, ушки торчком,

Хвостик крючком, нос пятачком!

2. Попробуйте совместно с детьми рассказать прибаутку на разные голоса от разных лиц:

Ах, ты. совушка-сова, ты, большая голоза.

^ Ты на дереве сидела, головою ты вертела –

Во траву свалилася, в яму покатилася!

(от лиц: дедушки, бабушки, мальчишки, зайца, медведя, лисицы... Покажите, как каждый рассказывает: жалеет он совушку или смеется над ней ?).

3. Пусть ваш ребенок доскажет недостающие слова, сохраняя ритм потешки:

^ Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Сергей приди, и Матвей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану - блин, и Степану - ...

И Сергею -..., и Матвею -...,

А Никитушке -...!

Заклички и приговорки.

Если вам встретятся заклички и приговорки, обсудите с детьми вопрос, зачем в таких стишках обращаются к солнцу, весне, радуге, дождю...

Перепутаницы.

1. Поставьте с детьми все на свои места. Что получается?

^ Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Крыши испугались, сели на ворон.

Лошадь подгоняла мужика кнутом.


2. Чем похожа и чем отличается первая перепутаница от второй:

Рано утром вечерком, поздно на рассвете

^ Баба ехала пешком в ситцевой карете.

На заборе чепуха жарила варенье,

Куры съели петуха в одно воскресенье.


3. Придумай окончание.

«к

Чепуха, чепуха, это просто враки!

Сено косят на печи молотками раки.

^ Чепуха, чепуха, это просто враки!

____________________________/

Скороговорки.

1. Какие буквы в этом стишке повторяются чаще других? Найдите слово, в котором нет этих букв.

^ (С. БЛАГИНИНА)

У Вари на бульваре варежки пропали.

Воротилась Варя вечером с бульвара.

И нашла в кармане варежки Варвара.

Аналогичное задание:

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

2. Прочитайте стишок и придумайте конец. Что это: смешилка, скороговорка, небылица, дразнилка, считалка? Почему?

^ Ходит, ходит попрошайка.

Просит, просит: дай-ка, дай-ка;

Дай кусочек пирога, дай глоточек молока,

Полкотлетки, полсосиски, полконфетки, полредиски.

Пол_______, пол_______, пол______, пол


3. Найдите удивительные слова в стишке:

^ (В. ХОТОМСКАЯ)

Ночью шум стоял в по2ле,

Там 2 гнома побывали.

Залезали на весы, часто морщили носы,

Но без гирь они e2ли на весах свой вес узнали!


4. Отгадайте, какое продолжение у стихотворения:

^ (Б. ЗАХОДЕР)

Шли из Африки в Саратов

Семь отчаянных пиратов.

Не дойти до Душанбе

Видят надпись на столбе...?


5. Кто спрашивает и кто отвечает? Придумайте продолжение:

^ Тым - тын - пын, куда пошел?

Тым - тын - пын, чего купить?

Тым - тын - пын, подарочек.

6. Угадайте, это дразнилка или стишок? Хорошо ли быть попрошайкой? А жадиной?

^ (С. МАРШАК)

Гриша, Гриша, дай мне нож.

Ты обратно не вернешь.

Дай-ка, Гриша, карандаш.

Ты обратно не отдашь.

Гриша, Гриша, дай резинку.

Ты откусишь половинку.

Гриша, Гриша, дай чернил.

Ты бы сбегал и купил.


7. Сколько перепутаниц (неправильных историй) в стихотворении?

^ (О. ГРИГОРЬЕВ)

Повар готовил обед, а тут отключили свет.

Повар леща берет и опускает в компот.

Бросает в котел поленья, в печку кидает варенье,

Мешает суп кочерыжкой, угли бьет поварешкой.

^ Сахар сыплет в бульон, и очень доволен он.

То-то был винегрет, когда починили свет.


Можно ли есть такой винегрет?.


8. Какие слова приветствия и прощания надо говорить родителям, воспитателю, всем взрослым, а какие - друзьям и подружкам? Наверно, вам в этом поможет стихотворение:

^ (В. МАСС, М. ЧЕРВИНСКИЙ)

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык...

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день!».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «до свидания»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощание

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»

9. Прочитайте стихотворение. Представьте ссору петушков. Опишите словами, какие у них перья, как стоят петушки, как смотрят они друг па друга, они злые или смешные?

^ (В. БЕРЕСТОВ)

Петушки распетушились,

Но подраться не решились,

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

10. Прочитайте стихотворение. Какие чувства оно у вас вызывает ?

^ (В. БЕРЕСТОВ)

Он сбежал у меня на глазах,

Я его провожаю в слезах,

Мы с ежом замечательно жили,

Уважали друг дружку, дружили.

Позволял он потрогать брюшко.

Он с ладошки лизал молоко.

У него была милая рожица.

Не любил on колоться и ежиться.

Но открытой оставили дверь,

И сердитый бежит он теперь.

Как чужой, и шипит он, и колется.

Проводил я его до околицы.

И в колючей траве он исчез.

И, свободный, отправился в лес.


11. Какие слова помогают нам узнать путаницу в уличном движении.

Автобусы бежали, пыхтели и жужжали,

^ И все автомобили бежали и спешили.

И все мотоциклисты, все велосипедисты,

Все очень торопились.

Катились и катились.

Вдруг, откуда ни возьмись, на самом

Перекрёстке – бараб-бара-баран.

Встал баран, как истукан.

И всё перепуталось!

Попо-перепуталось!

Авто-цици-педисты!

Мотто-бубу-циклисты!

Вело-цици-оперы!

Мили-цици-билисты!


12. Какие пары слов произносятся похоже (рифмуются) в стихотворении:

^ (Ю. ЛЮБИМЦЕВ)

Я раскрою над собой

Зонт, как небо, голубой.

Дождь увидит – удивится

И сейчас же прекратится.

13. Что получится, если мы слово «ведут» заменим словом «вели», а слово «помидор» - словом «помидорчик». Можно это делать?

^ (С. МАРШАК)

Белый шут и рыжий шут

Разговор такой ведут:

Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор ?

Вот невежливый вопрос!

Это собственный мой нос.

14. Сравните два стихотворения об осени. Чем они похожи и чем отличаются?

^ (А. ПЛЕЩЕЕВ)

Скучная картина.

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

^ (Н. НЕКРАСОВ)

Славная осень!

Здоровый, ядреный.

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор.'

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

15. Поэт И. Демьянов сочинил 3 интересных стихотворения. Что поэт высмеивает в своих стихах? Как это отражено в названиях? Есть ли преувеличение в них? Зачем поэт использовал этот секрет Речи:

Замарашка

^ Замарашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Столько грязи, столько ссадин!

Мы на шее лук посадим,

Репу - на ладошках,

На щеках - картошку,

На носу морковь взойдет –

Будет целый огород!


Девочка-копуша

Девочка-копуша

Час жевала грушу

Два - умывалась, три - вытиралась.

Утром - завтракать пришла!


Якалка

Наша утка крякалка,

А Сережа - якалка:

«Я сумею, я смогу,

Я быстрее пробегу!»

Отдохни немножко, якалка - Сережка!

16. Какой секрет волшебница Речь использует для того, чтобы мы с вами услышали в 1-ом стишке разговор лягушек, а во 2-ом - тишину?


Откуда идешь ты, лягушка-квакушка?

С базара домой, дорогая подружка!

А что ты купила?

Всего понемножку:

Купила КВапусту, КВасоль и КВартошку.


Плеск, плеск, плеск.

Это все - волна.

Плеск, плеск, плеск -

И еще одна. Шур, шур, шур.

И еще слышна.

Шум, шум, шум...

Это тишина.