microbik.ru
1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Щученская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено Утверждаю:

на педагогическом совете Директор школы______

Протокол № 1 от 28.08.2008 г. Л.С.Чемоданова

01.09.2008 г.


Положение о работе с одарёнными детьми

В МОУ «Щученская СОШ»


1.Общие положения

  1. Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.




  1. Цели и задачи.

    • Цель – создание условий для оптимального развития детей.

    • Задачи:

      • Выявление одарённых детей с использованием различной диагностики;

      • Развитие личностных, творческих качеств учащихся (тренинговая работа, участие в различных мероприятиях);

      • Психологическое просвещение педагогов;

      • Психологическое просвещение родителей;


^ 3. Принципы работы с одарёнными детьми


  • Индивидуализация обучения

  • Принцип опережающего обучения.

  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

  • Возрастание роли внеурочной деятельности.

  • Принцип развивающего обучения.




  1. Исполнители данного положения

1. Администрация

2. Учителя-предметники

3. Педагоги дополнительного образования

4. Классные руководители


  1. Основные направления работы

        1. Диагностика

Детскую одаренность можно диагностировать при помощи различных психологических методик. Их можно разделить на интеллектуальные тесты и тесты способностей.

Тесты интеллекта - психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта. Для диагностики используются:

^ Групповая диагностика

  1. Универсальный интеллектуальный тест ( для 8-11 классов)

  2. Подростковый интеллектуальный тест ( для 5-7 классов)

^ Индивидуальная диагностика

Тесты способностей - методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения и творчества:

Дополнительная индивидуальная диагностика

  1. Определение ведущей репрезентативной системы;

  2. Определение доминирования полушария мозга;

  3. Определение темперамента и типологию характера;

  4. Изучение уровня тревожности (методика Филлипса);

  5. Исследование самооценки (метод Дембо-Рубинштейн).



Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении одаренных детей играют классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования,

^ Критерии выявления одаренности:

  1. активность, динамичность интеллектуальной деятельности;

  2. наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;

  3. систематическое самообразование;

  4. креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);

  5. темпераментные особенности;

  6. активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).


2. Развитие


Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:

  1. Вовлечение детей в деятельность по интересам;

  2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;

  3. Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;

  4. Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;

  5. Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;

  6. Развитие умений самостоятельно работать;

  7. Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;

  8. Обучение творческим методам работы;

  9. Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;

  10. Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.




  1. Работа с педагогами

Помощь педагогам в работе с одаренными детьми:

        1. Проведение семинаров по особенностям работы с одаренными детьми;

        2. Тренинги по развитию личностных качеств педагога и профилактике эмоционального выгорания;

        3. Методическая работа на кафедрах.




  1. Работа с родителями

  1. Выступления на классных собраниях;

  2. Индивидуальные консультации.