microbik.ru
1


Реализация межпредметных связей информатики и других школьных предметов в процессе изучения информатики

  • Мухина Наталья Анатольевна

  • Учитель информатики ХООШ№111


«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» Ян Амос Каменский «В процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого». Дж. Локк



Межпредметные связи - это

  • педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве.



^ ФУНКЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ:

  • Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии



  • Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.



  • Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к предмету. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.



  • Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в

  • их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении информатики. Учитель информатики, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.



  • Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.





В современной школе существует несколько направлений и уровней интеграции.

  • - появление новых курсов, рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования.

  • - появление разовых интеграционных уроков разного уровня и характера.



Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующимся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:

  • Знания приобретают качества системности.

  • Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.



3.

  • Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

  • Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.

  • Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.



  • создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

  • Интеграция становится для всех ее участников: учителей, учеников, родителей и администрации – школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают продвигаться к общей цели.



^ Таким образом, межпредметность -

  • это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.





Я реалізовую міжпредметні зв’язки з…

  • Математика

  • Укр. Мова

  • Укр. Література

  • Іноземна мова

  • Фізика

  • Історія

  • Хімія

  • Біологія

  • Географія

  • Економіка

  • Етика

  • Малювання

  • Труд

  • ОБЖ

  • Музика

  • Фізична культура



Які теми інформатики найбільш сприятливі для реалізації міжпредметних зв'язків



Використання міжпредметних зв'язків в процесі навчання сприяє:

    • формуванню системності знань на основі розвитку провідних загальнонаукових ідей і понять
    • розвитку системного мислення, гнучкості та самостійності розуму учнів
    • пізнавальної активності та інтересів учнів
    • координації в роботі викладачів різних предметів, їх співпраці
    • займатися учням дослідницькою роботою при вирішенні задач з різних областей
    • підвищенню освіченості вчителя
    • підвищенню мотивації навчання


Проблеми, які виникають на шляху реалізації міжпредметних зв'язків:

    • Недостатня кількість або відсутність необхідної комп’ютерної техніки
    • Недостатня кількість або відсутність ліцензійного програмного забезпечення
    • Низький рівень комп’ютерної підготовки вчителів
    • Брак часу у вчителя на підготовку
    • В організації проведення бінарних уроків (погодження часу та місця проведення уроку)