microbik.ru
1


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36»


СООБЩЕНИЕ на тему:

«Влияние предметно – развивающей среды

на творческие способности детей»


Разработала и провела


Н.Ф. Шагалова


г. Краснокамск

Залогом успешной работы считаю - создание в группе предметно – развивающей среды. Прежде всего, она должна быть эстетично оформленной. Начинаю всегда с цвета, так как он является важным средством художественной выразительности. Продумываю цветовую гамму всех групповых помещений от стен до мелких деталей интерьера.

Такие пособия как «Коврик настроений», «Цветок настроения» помогают детям не только увидеть цвет, но и почувствовать его. А рисунки детей из цикла «Рисуем музыку» стали оригинальными пособиями по развитию эмоционально – чувственной сферы ребенка.

Стараюсь, чтобы всё в группе радовало глаз ребенка и побуждало к взаимодействию со средой. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.

Дидактические игры и пособия, ярко и оригинально оформленные, помогают детям эффективно и быстро освоить не всегда интересный и достаточно трудный материал. Гораздо увлекательнее, например, знакомиться с числовым рядом в игре «Где обедал воробей» или с веселой обезьянкой на ширме с числовым рядом.

Развивающая среда, созданная мною в группе, вариативная, динамичная и соответствует возрасту детей. В младших группах, когда у детей преобладает наглядно – действенный способ познания, уголки оформляю в виде знакомых детям образов с яркими красочными деталями. Например «Уголок природы» был оформлен в виде окошка с цветами, где было много вязаных деталей, действуя с которыми, у детей развивались еще и тактильные ощущения. Уголок природы в старших группах боле схематичен и многофункционален.

Многие уголки пособия отличаются нестандартным оформлением и выдумкой, побуждают к мыслительной деятельности. Например, рамочка для доски объявлений выполнена из букв алфавита, которые расположены так, что можно составлять из них слова. Не только дети, но и родители с удовольствием включаются в эту игру. Зеркало в раздевалке оформлено в виде часов, где «стрелки - бабочки» дети переставляют сами, устанавливая нужное время.

Нестандартное физкультурное оборудование, музыкальные инструменты, изготовленные из бросового материала, очень нравятся детям. Дети учатся по – новому смотреть на старые ненужные вещи, находить им необычное применение, т.е. у них развивается фантазия, воображение.

Развивающую среду образуют и творческие работы детей. Организую пространство так, чтобы у ребенка были возможности для самовыражения.

В «Уголке творчества» дети приобретают свободу самовыражения.

На «классной» доске любой ребенок может разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.

Развивающая среда – это и взаимодействие детей и воспитателя. У нас в группе царит атмосфера доверия и взаимопонимания – а это прямой путь к творчеству. Учу детей не бояться ошибок, настраиваю их только на позитивный результат («Я сумею, смогу, узнаю»). Любую деятельность детей оцениваю с позиции творческого замысла и нестандартного пути решения. Поэтому дети уверены в себе и своих возможностях. Они имеют максимальную свободу для инициативы, активно участвуют в процессе формирования и преобразования окружающей среды. Ненавязчиво формируем у них чувство вкуса и чувство меры. Кроме того, вложив свой труд в организацию развивающей среды, дети более бережно к ней относятся. Так, по инициативе девочек, был организован уголок «Девичьи секреты», где они занимались рукоделием и творчеством.

Эмоциональный фон для творческой деятельности создаёт музыка, которая всегда присутствует в нашей жизни. Активно использую технические средства: телевизор, DVD, музыкальный центр. Собрана богатая коллекция музыкальных дисков, развивающих фильмов.

В своей жизни я всегда придерживалась правила: «Взялся за дело, делай его хорошо». А для этого необходимы знания, надо постоянно учиться. Ведь мы имеем право учить до тех пор, пока учимся сами. А чем больше узнаешь, тем яснее понимаешь, как мало еще знаю. Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием.

Современная жизнь диктует применение новых подходов к работе, использование новых технологий. Новые знания позволяют познавательнее и увлекательнее организовывать деятельность детей. Использую разнообразные формы проведения занятий: интегрированные, развивающие, проблемные, игровые, тренинги, включаю элементы ТРиЗ, игровые этюды.

Веду в группе кружковую работу. Работает кружок «Русский музей», «Умелые пальчики». Для родителей и детей организовала «Школу правового воспитания».

Накопленный мной опыт передаю коллегам в своем саду и на МТО. Принимаю активное участие в различных конкурсах.

Сейчас появилась возможность для участия детей в конкурсах. Мои дети участники и победители многих из них. Это дополнительный стимул к развитию.

Гораздо больших успехов в работе можно добиться в сотрудничестве с родителями. Проводимая мною работа по развитию творческих способностей, нашла у них полную поддержку. Организовала для родителей «Школу творческой личности», через консультации, родительские уголки, практикумы знакомила их с основными направлениями работы. Родители стали проявлять интерес и активно участвовать в обустройстве группы. Появилась добрая традиция к Новому году проводить конкурс на лучшую игрушку или украшение. Родители даже проводили мастер – класс по их изготовлению. В этом году провела конкурс на самую оригинальную новогоднюю игрушку. Родители порадовали своим творческим подходом. Победителем стала «Сладкая ёлочка», которая привела в восторг не только детей, но и взрослых.

Руками родителей изготовлено много нестандартного образования и пособий. Дети гордятся своими родителями и, конечно, перенимают у них опыт творчества.

Благодаря родителям в группе, создан мини-музей «Скульптура малых форм», который постоянно пополняется.

Участие родителей в различных конкурсах стало доброй традицией в нашей группе. У меня замечательные родители. Они такие, какими я хочу их видеть.

Видя вокруг себя оригинальные, интересные оформления, ребенок невольно, сначала просто подражая, переносит это и в свою деятельность, а приобретая новые навыки и умения, пытается самостоятельно переосмыслить и создать что-то индивидуальное, неповторимое, т.е. проявить творчество.

Детские художественное творчество находится в тесной связи с другими видами деятельности ребенка, в которые он и переносит свой опыт, т.е творчество становится стилем его жизни.

Скоро моим «подготовишкам» предстоит войти в самостоятельную школьную жизнь, но я за них спокойна, ведь они активные, инициативные, умеющие оригинально мыслить, имеющие активную жизненную позицию. «Ребенок не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Значит мне удалось уловить «искорку» самостоятельной мысли и развить ее в потребность думать, рассуждать, творчески мыслить.

Творческий ребенок – это успешный ребенок.