microbik.ru
1

Консультация музыкального руководителя


Оборудование музыкальных уголков

(Обобщение теоретического и практического мате­риала из методик Н. А. Ветлугиной,

О. П. Радыновой и других источников о современных тенденциях оснащения предметно-пространственной среды, связанной с музыкальным воспитанием дошколь­ников)

Необходимое условие для формирования са­мостоятельной музыкальной деятельности до­школьников - это создание определенной мате­риальной среды (музыкальный утолок), где дети могут по собственному желанию петь песни, ис­полнять несложные па, водить хороводы, слу­шать любимые произведения или подбирать простые мелодии на металлофоне.

По собственной инициативе дети могут играть в музыкально-дидактические игры и организо­вывать «концерты» и «театры» с игрушками, плос­костными фигурками и куклами.

Создавать музыкальные уголки в каждой возра­стной группе необходимо с учётом возрастных особенностей детей. Для того чтобы у воспитанни­ков постоянно поддерживался интерес к самостоя­тельной музыкальной деятельности, нужно время от времени (один-два раза в месяц) обновлять по­собия в музыкальном уголке, вносить новые музы­кально-дидактические игры, оборудование и само­дельные шумовые инструменты (стуканчики, шуршанчики, сыпунчики, бурбунчики, коробочки, волшебные нити, волшебные барабаны, трещотки, погремушки, японский дождик (см.: Боровик Т. Пу­ти педагогического творчества // Музыкальный руководитель. - 2004. - № 1-6; 2005- - № 1).

Оборудование музыкального уголка разделя­ют на два уровня:

для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, кото­рые используются детьми дозированно (напри­мер, металлофон), и те, с которыми дети могут за­ниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, тре­угольники, маракасы.

Необходимо уделить особое внимание качест­ву звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать зна­комые детям звуки. Не забывайте, что некачест­венное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!


В младших группах необходимые пособия вносят в игровую зону, так как у детей ещё нет опыта музыкальной деятельности и они не могут исполнять музыку, а лишь «играют» в неё, вклю­чают её элементы в сюжетно-ролевые игры.

В музыкальных уголках, по нашему мнению, должны находиться:

1. Озвученные игрушки: музыкальный молото­чек (малыши используют его для восприятия ритмических отношений); музыкальный волчок(2 шт.); погремушка (3 шт.); шарманка. Дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мело­дию.

2. ^ Музыкальные инструменты: бубны (2 шт.); барабаны разной высоты звучания (2 шт.); метал­лофон; дудочка; колокольчики; деревянные па­лочки; барабан с кожаной основой. Педагог постепенно знакомит детей с этими инструментами и их звучанием.

3. ^ Неозвученные музыкальные игрушки (фаб­ричные или самодельные, выполненные воспи­тателями): пианино; гармошка (2 шт.); балалайка
(2 шт.), «звуковые» книжки и картинки.
^ Такие игрушки стимулируют самостоятельную деятельность: малыши напевают, представляя се­бя играющими на музыкальных инструментах.

К ним относится и «звуковая » книжка, изготов­ленная из картона или плотной бумаги. На каж­дой её странице - цветная иллюстрация, сюжет
которой соответствует названию знакомой де­тям песни. Малышиустанавливают книжки на пюпитр неозвученного пианино и поют своюлюбимую песенку.
Принцип работы со «звуковыми» картинками - аналогичный. Каждой песне соответствует от­дельная карточка-картинка. Ими удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно на­капливать, используя большое количество разнообразных песен. (Подробная информация о том, какими должны быть и как можно изготовить неозвученные музыкальные игрушки, музыкаль­ные книжки, настольные музыкально-дидакти­ческие игры, изложена в кн.: Игрушки и пособия для детского сада / Под ред. В. Н. Изгаршевой. -М.: Просвещение, 1997-)

  1. Атрибуты: рули (3 шт.); лошадки (3 шт.); вож­жи (3 шт.).

5.Костюмы: косыночки (3 шт.); фартучки (3 шт.); шапочки-ушки (10 шт.).

6.Настольные музыкально-дидактические иг­ры: на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление про­граммного материала.

Кроме того, в музыкальных уголках младшего возраста используют аудиозаписи с произведе­ниями классической музыки, песен и музыкаль­ных сказок. В организации музыкальных зон важна роль взрослого, воспитателя и музыкаль­ного руководителя. Самостоятельная музыкаль­ная деятельность дошкольников должна осуществляться при тактичном, почти незаметном ру­ководстве, в котором основная линия поведения взрослого - это соучастие. Он как бы советуется с детьми: «Как нам получше разложить музыкаль­ные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?». «А я вот как умею играть», - говорит воспитатель, показывая приёмы игры на инстру­менте, и тут же отходит. Педагог то включается в совместную игру, демонстрируя свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наобо­рот, излишне активных детей.

^ Музыкальный руководитель консультирует воспитателя и оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной де­ятельностью дошкольников. Он заходит в груп­пы и наблюдает за детьми. Ведь многое в содер­жании занятий можно оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на них, чему они на­учились, а главное сформировалась ли у них по­требность в самостоятельном музицировании.

Лидия Карловна ЗОРКА, музыкальный руководитель, МД0У№13, г. Красноярск





Страница