microbik.ru
1 2 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Национальный исследовательский Томский государственный

университет


УТВЕРЖДАЮ


Ректор

________________________________


"_____" __________________20__ г.


Номер внутривузовской

регистрации________________


Основная образовательная программа

Высшего профессионального образования


Наименование магистерской программы

Методология исторического познания и историческое сознание


Направление подготовки

030600 – История


Квалификация (степень) выпускника

Магистр


Томск

2011

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Общие положения

    1. Основная образовательная программа (ООП) магистратуры

(магистерская программа)

    1. Нормативные документы для разработки магистерской программы

    2. Общая характеристика магистерской программы

    3. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения

магистерской программы


  1. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

магистерской программы

    1. Область профессиональной деятельности выпускника

    2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

    3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника


3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы


^ 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы

4.1. Календарный учебный график

4.2. Учебный план подготовки магистра

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

4.4. Программа практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся


^ 5. Фактическое ресурсное обеспечение магистерской программы


6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников


^ 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускника магистерской программы


^ 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

1. Общие положения


1.1. Основная образовательная программа магистратуры «Методология исторического познания и историческое сознание», реализуемая Томским государственным университетом по направлению подготовки 030600 – История представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС БПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.


^ 1.2. Нормативные документы для разработки магистерской программы «Методология исторического познания и историческое сознание».

Нормативную правовую базу разработки данной магистерской программы составляют:

• Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №З266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ);

• Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №7 1;

• Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки высшего профессионального образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21 декабря» 2009 г. № 772;

• Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

• Устав Томского государственного университета.


^ 1.3. Общая характеристика магистерской программы «Методология исторического познания и историческое сознание» Томского государственного университета


^ 1.3.1. Цель магистерской программы

Цель: подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих как общекультурными компетенциями, так и глубокими профессиональными навыками в области истории, методологии, историографии, источниковедения и других смежных дисциплин; сочетающих подготовленность в области традиционной исторической тематики с умением применять полученные знания для решения новых исследовательских задач; обладающих не только узкопрофессиональной подготовкой, но и навыком реализации междисциплинарных подходов; способных на основании методологического освоения исторического знания к анализу происходящих социально-культурных процессов, к прогнозированию возможных перспектив развития тех или иных социально-культурных сегментов постиндустриального общества; умеющих применить полученную теоретико-методологическую подготовку к решению не только исследовательских, но и практико-ориентированных задач.

Программа составлена в соответствии с современными тенденциями научно-образовательной деятельности, прежде всего тенденциями к междисциплинарности и комплексному изучению феномена исторического сознания. Она выстроена с учетом основных государственных требований к уровню подготовки лиц, завершающих обучение в вузе, и потребностей современного интеллектуального рынка в России и направлена на развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных) и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

Магистерская программа «Методология исторического познания и историческое сознание» направлена на подготовку специалистов, деятельность которых связана с осмыслением процессов, идущих в исторической науке в целом, ее связи с обществом, и как следствие – взаимном влиянии общественного сознания и исторического познания, а также на обеспечение связи результатов конкретно-научной исследовательской деятельности с последними достижениями в сфере исторического познания.

Поставленная цель достигается через освоение обязательных базовых курсов общеисторического характера (общенаучный цикл), а также большого количества практически-методических курсов (профессиональный цикл), ориентирующих студентов на получение профессиональных знаний, практическое применение этих знаний, умений и навыков.

ООП магистратуры имеет своей целью развитие у студентов ответственности за свои решения, способностей находить выход из проблемных ситуаций и решать нестандартные креативные задачи, а также осуществлять рефлексию собственной деятельности.

В области профессиональной деятельности ООП нацелена на формирование у выпускников компетенций в сфере:

- планирования, осуществления и презентации результатов индивидуальной научно-исследовательской деятельности по профилю магистерской программы;

- использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

- осуществления прикладной работы информационно-аналитического профиля с расчетом на потребности как государственных структур Российской Федерации, так и представителей бизнеса;

- подготовки и принятия управленческих решений в среде государственных, общественных, коммерческих и иных организаций и фондов.


^ 1.3.2. Срок освоения магистерской программы

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600 – История для дневной формы обучения срок освоения ООП составляет 2 года.


^ 1.3.3. Трудоемкость магистерской программы

Трудоемкость освоения студентом ООП составляет 120 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики, а также время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.


^ 1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы «Методология исторического познания и историческое сознание»

Лица, имеющие диплом бакалавра (специалиста) и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются вузом с целью установления у поступающего наличия следующих компетенций:

Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способностью логически верно. Аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

готовностью уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно-научного и математического знания (ОК-13);

имением навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);

владением одним из иностранных языков не ниже разговорного (ОК-17);

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, сториографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

Не следует думать о магистратуре, если у бакалавра нет:

  • глубокого интереса к истории и реального понимания перспектив ее развития как науки;

  • навыков работы с источниками, в том числе и историографическими, а также опыта работы с иностранной литературой;

  • интереса к определенной сфере исследований с учетом особенностей специальности 07.00.09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования;

  • хороших оценок по итогам обучения в бакалавриате, свидетельствующих об определенном потенциале соискателя и его способности освоить предлагаемые курсы.

^ 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы «Методология исторического познания и историческое сознание»


2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности магистров включает в себя образовательные учреждения среднего профессионального образования (школы, лицеи, колледжи, гимназии) и высшего профессионального образования; академические и научно-исследовательские организации, музеи и библиотеки, редакции СМИ (включая электронные), экспертно-аналитические центры, общественные и государственные организации информационно-аналитического профиля; органы государственной власти, муниципального управления, общественные и коммерческие структуры.


^ 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности магистра в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и с учетом особенностей данной магистерской программы являются:

- исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках;

- процессы формирования и трансформации исторического сознания общества;

- классические и современные методы исторического познания;

- роль информационно-коммуникационных технологий и СМИ в процессе формирования и трансформации общественного сознания;

- исторический опыт взаимодействия государственной власти с бизнесом и институтами гражданского общества;

- механизмы принятия политических решений, теории и практики взаимоотношений общества, бизнеса и государства, экономической модернизации и социально-политической трансформации общества, государственных и политических институтов в профильном регионе.


^ 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Виды профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО и особенностями данной магистерской программы:

- экспертно-аналитическая,

- научно-исследовательская;

- педагогическая;

- организационно-управленческая;

- культурно-просветительская.

Основные виды профессиональной деятельности магистра связаны с работой в качестве научного работника, преподавателя, эксперта и аналитика, государственного и муниципального служащего, сотрудника СМИ.


^ 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Задачи профессиональной деятельности выпускника, соответствующие ФГОС ВПО и ПрООП ВПО и особенностям данной магистерской программы:


а) в экспертно-аналитической деятельности:

- разработка рекомендаций общественным, государственным, муниципальным и коммерческим учреждениям и организациям по эффективному использованию исторического знания;

- исследование социально-политических, экономических и культурных связей и взаимодействий в государственных, муниципальных и коммерческих организациях;

- разработка исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, а также СМИ;

- подготовка аналитических записок по отдельным проблемам с использованием открытых источников на русском и иностранном языках;

- подготовка рекомендаций для государственных, общественных, коммерческих и иных организаций, касающихся продвижения их интересов с использованием исторического знания.



    б) в научно-исследовательской деятельности:

    - формулирование и решение проблем, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний в области методологии истории;

- выбор необходимых методов исследования, модификация существующих и разработка новых методов, исходя из целей конкретного научного исследования;

- подготовка и проведение научно-исследовательских работ в соответствии с профилем магистерской программы;

- проведение исследований в области изучения теоретических и прикладных проблем развития исторической науки и исторического сознания;

- анализ и обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

- составление обзоров исследований в соответствующей области, реферирование литературы, рецензирование научных публикаций;

- подготовка и проведение научных семинаров, конференций, подготовка и редактирование научных публикаций;

- использование в исследовательской практике современного программного обеспечения в соответствии с профилем магистерской программы (в том числе в целях разработки тематических сетевых ресурсов, баз данных и информационных систем);

- деконструкция исторического сознания через логико-аналитический и дискурсивный анализ репрезентаций различных социальных и политических образов;

- выявление в разножанровых источниках наличия явных и имплицитных историко-идеологических и историко-методологических концептов;

- выявление историографических источников различных исторических теорий, интерпретирующих современное историческое развитие в национальных или общемировых масштабах.


    в) в педагогической деятельности:

- практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории на всех уровнях профессионального образования;

- анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических аспектов, роли человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса;

- написание учебно-методических пособий по общественно-политическим и гуманитарным дисциплинам;

- применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;



    г) в организационно-управленческой деятельности:

- постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций, использование для их осуществления методов изученных наук;

- организация и оптимизация работы исполнителей, принятие управленческих решений;

- подготовка аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;

- работа с базами данных и информационными системами при реализации организационно-управленческих функций;


д) в культурно-просветительской деятельности:

- осуществление историко-просветительских функций в СМИ;

- анализ новостных материалов печатных и электронных средств массовой информации, обеспечение обратной связи с аудиторией в виртуальном информационном пространстве (ведение редакционных блогов, модерирование телеконференций и т.п.).

- противодействие распространению антинаучных спекулятивных версий прошлого, а также ксенофобских и экстремистских концепций истории, разрушающих основы гражданского общества, сеющих рознь и вражду в среде российского общества, ведущих его к изоляции от цивилизованного сообщества.


^ 3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы «Методология исторического познания и историческое сознание».


Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения указанной магистерской программы выпускник должен обладать следующими компетенциями:


а) общекультурными (ОК):


- способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способен порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

- способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК-3);

- способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения; (ОК-4);

- способен использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5);

- готов к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6);


б) профессиональными (ПК):

общепрофессиональными


- способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

- способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания (ПК-2);

- способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);

- способен использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ПК-4);

- способен применять современные методы и методики исследования (ПК-5);

- способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6);

- способен к инновационной деятельности; умеет ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);

- способен к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);

- способен анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ПК-9);

- способен к использованию в исследовательской практике современного программного обеспечения (с учетом потребностей соответствующей области знаний) (ПК-10);


    в научно-исследовательской деятельности:

    - способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем магистерской программы, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы (ПК-11);

- способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-12);

- знает современные методологические принципы и методические приемы исторического исследования (ПК - 13);

- способен использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);

- способен к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);


    в педагогической деятельности:

- имеет навыки практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (на всех уровнях), а также в учебных заведениях, дающих среднее специальное и высшее образование (ПК-16);

- умеет анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 17);

- способен к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18);


    в организационно-управленческой деятельности:

- способен формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умеет использовать для их осуществления методы изученных наук (ПК-19);

- умеет организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения (ПК-20);

- способен к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-21);

- способен к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-22);


в культурно-просветительской деятельности:

- способен к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи и т.п.) (ПК-23);


в экспертно-аналитической деятельности:

- способен к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждений историко-культурного туризма (ПК-24).


4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы «Методология исторического познания и историческое сознание»


В соответствии с п. 39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 030600 – «История» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП магистратуры регламентируется учебным планом; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими

реализацию соответствующих образовательных технологий.


^ 4.1. Календарный учебный график.

4.2. Учебный план подготовки магистра.

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин

(модулей)

^ 4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской

работы обучающихся.

4.4.1. Программы практик

4.4.2. Организация научно-исследовательской работы обучающихся.


следующая страница >>