microbik.ru
1

Педагогические мифы о подготовке к ЕГЭ


"Если мои ученики плохо сдадут ЕГЭ - значит, я плохо работаю". "Чем чаще я буду напоминать о ЕГЭ и говорить, как это сложно, тем лучше ученики будут готовиться". Какие еще существуют "педагогические мифы" о Едином государственном экзамене? Что в них правда, а что ложь?

Для подготовки учащихся к выпускному экзамену используются все ресурсы: временные - на подготовку выделяются дополнительные часы; технические - учащиеся имеют возможность проходить пробное тестирование в течение учебного года; кадровые - с выпускниками работают разные специалисты: учителя, преподаватели вузов, психологи; методические - опубликовано множество разных материалов для выпускников и учителей по подготовке к экзаменам.

В результате такой работы у родителей и учащихся снижается уровень волнения, связанного с ЕГЭ. Однако у педагогов напряжение только нарастает и качественно меняется. Раньше волнение было связано со страхом неизвестности, а сейчас - с"давлением" на педагога результатов экзамена. Баллы по ЕГЭ активно обсуждаются родителями, педагогами и школьниками: чьи ученики получили наивысший и наименьший баллы, кто из учеников подтвердил свои оценки и т. п. Волнение педагога усиливают и его внутренние установки относительно взаимосвязи уровня сдачи ЕГЭ учениками и собственного профессионализма.

Мифы о ЕГЭ содержат в себе как правдивую информацию, так и ложные суждения педагогов. Ложные утверждения, как правило, вытесняют правдивые, усиливая состояние волнения и беспокойства у учителя.

Рассмотрим несколько таких "педагогических мифов".

"Учитель отвечает на 100% за успешность сдачи ЕГЭ"

Учитель действительно влияет на успешность сдачи ЕГЭ, но на уровне подготовки учащихся. Он должен эффективно спланировать и организовать подготовку к экзамену. Но есть факторы, влиять на которые педагог не может -физическое состояние ученика на экзамене (его самочувствие, работоспособность), эмоционально комфортная обстановка в семье и т. д. Ответственность за результат ЕГЭ справедливо делить между учеником, родителями и учителем.

"Я - учитель, и я должен делать все, чтобы каждый мой ученик сдал ЕГЭ"

В должностные обязанности учителя входит работа со всеми учениками вне зависимости от симпатий и успеваемости. Неправда в том, что учитель должен делать абсолютно все (обеспечивать явку учеников на консультации, гарантировать выполнение домашних заданий учащимися и т. п.). Если сам учитель постоянно будет брать на себя повышенную ответственность, то даже заинтересованному в результате выпускнику действительно не за что будет отвечать.

"Если дети увидят, как сильно я волнуюсь, может, тогда они начнут заниматься"

Любому человеку, в т. ч. выпускнику, важно знать, что за него переживают и что его работа на экзамене не безразлична педагогам. Учителя должны говорить о своем волнении ученикам. Но сильные тревога и беспокойство не помогут "заставить" кого-либо что-то делать, скорее, ученик в ответ тоже начнет чрезмерно волноваться.

"Чем чаще я буду напоминать о ЕГЭ и говорить, как это сложно, тем лучше ученики будут готовиться"

Этот миф очень похож на предыдущий. Правда в том, что учитель пережи­вает за результаты сдачи экзамена. Неправда в том, что "давление сверху" на учеников будет эффективным. Важнее установить с учеником партнерские отношения для достижения общей цели - удачной сдачи ЕГЭ.

"Если мои дети сдадут ЕГЭ плохо - значит, я работаю плохо"

Учащиеся по-разному могут сдавать ЕГЭ. Если результаты были слабыми, можно внести коррективы в план подготовки к ЕГЭ. Но итоги экзамена не дол­жны однозначно приравниваться к эффективности работы учителя. Если сводить результаты своей работы только к баллам по ЕГЭ - стресса не избежать.

"Мой предмет выбрали самые слабые ученики, с ними мы точно провалимся"

Ученики имеют право выбирать любой предмет. И результат ЕГЭ зависит, в т. ч., от умения эффективно планировать время на выполнение заданий, регулировать эмоциональное состояние и т. д. Поэтому нельзя прогнозировать низкий результат на экзамене, исходя лишь из текущей успеваемости выпускников.

Н.В. Корочкина,
педагог-психолог гимназии № 1573, г. Москва