microbik.ru
1

Переход к новым стандартам в дошкольном образовании


1 слайд

В настоящее время система дошкольного образования представлена государственными, муниципальными и негосударственными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования. Традиционной формой предоставления услуг дошкольного образования является детский сад.

2 слайд

Развивается также система альтернативных форм и моделей дошкольного образования. Это группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки детей, консультационные пункты, лекотеки, детские центры, игровые клубы, социальные комнаты, частные детские сады.

Для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.


3 слайд

Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Федеральные государственные требования (ФГТ) разработаны в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какое содержание реализовывать, чтобы дать каждому ребенку адекватный его возрасту уровень развития.


4 слайд

Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации программы дошкольными образовательными учреждениями. Кроме того, они учитывают особенности программы дошкольного образования и для детей с ограниченными возможностями здоровья.


5 слайд

На основе федеральных требований разрабатываются:

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

  • и подобная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Разработка примерных программ обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом, после чего разрабатывается, утверждается и реализуется основная общеобразовательная программа в дошкольном учреждении.


Необходимо отметить, что ранее значительная часть ответственности лежала на плечах авторского коллектива комплексной или базисной программы, которую реализовывало МДОУ. К примеру, если в комплексной программе отсутствовали задачи по развитию трудовой деятельности, соответственно, учреждение могло и не решать их в ходе реализации данной программы. Никакими нормативными документами подобные моменты не регулировались.


6 слайд

Теперь все изменилось: в ФГТ установлено 10 образовательных областей и в каждой из них сформулированы основные задачи, - образовательное учреждение ответственно за реализацию всех образовательных областей в полном объеме, какую бы при этом комплексную (авторскую) программу оно не использовало.


7 слайд

Впервые в нормативном правовом документе установлен ряд концептуальных требований к основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в их числе:

- соответствие принципам развивающего образования;

- интегративный подход к образованию дошкольников как альтернативы предметному;

- комплексно-тематический принцип построения как особая организация образовательной деятельности, стимулирующая «принятие» ребенком образовательной программы;

- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

- использование адекватных форм работы с детьми;

- осуществление образования через организацию детских видов деятельности (исключая учебную) и др.


^ Соблюдение данных норм всеми пользователями ФГТ обеспечит единство стратегического направления развития дошкольного образования!

Вариативность остается одним из главных признаков нового периода в развитии программно-методического обеспечения системы дошкольного образования. В обязательной части программы она отражается через самостоятельный выбор каждым учреждением программных тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников.

В части, формируемой участниками образовательного процесса, - через дополнительные объем и содержание дошкольного образования при реализации приоритетных направлений деятельности и специфику осуществления образовательного процесса.

Иными слова, сколько в России учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, столько должно быть и основных общеобразовательных программ, как отпечатков пальцев – и внешне, и внутренне (структурно) похожих, но все-таки разных.

При этом соблюдение всеми разработчиками программ единства требований концептуального характера обеспечит постепенное «изживание» хаотичности современной вариативности.


8 слайд

Отличительной особенностью ФГТ от федеральных государственных стандартов (ФГОС) начального общего образования заключается в том, что отсутствуют требования к результатам реализации программы.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Необходимо отметить также, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от образования на других ступенях (в частности, от общего образования) заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность; основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность.


9 слайд

Это, однако, не значит, что педагогам дошкольного образования не дается никакого ориентира, никакой конкретной цели их деятельности. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого МДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

В нем обозначены такие интегративные качества, (именно качества, а не знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, любознательный и активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный реализовать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, и др.


10 слайд

В федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы система дошкольного образования рассматривается как институт социального развития.

В свою очередь Правительство Калужской области утвердило долгосрочную целевую программу "Модернизация дошкольного образования Калужской области на 2011-2015 годы", в ходе реализации которой планируется повышение качества дошкольного образования и обеспечение доступности качественных услуг дошкольного образования с максимальным учетом разнообразных потребностей родителей.


11 слайд

Качество дошкольного образования – понятие многоаспектное. Показателем качества может выступать инновационная деятельность дошкольных образовательных учреждений.

Новый проект Федерального закона «Об образовании в РФ» создает необходимые условия для изменения статуса дошкольного образования, развития региональной системы дошкольного образования, вариативных форм и моделей предоставления услуг дошкольного образования, обеспечения необходимого уровня его качества.


12 слайд