microbik.ru
1

Приложение 2

Примерное положение

об уроке на основе орг.диалога учащихся
I.Общие положения

1.Данное Положение является основой для школьных Положений об уроке образовательных учреждений-членов городского инновационного комплекса (далее – ГИК). Положение разработано в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении, на основе обобщения опыта разработок лучших уроков в рамках муниципального проекта «Совершенствование урока на основе оргдиалога учащихся» и содержательных идей образовательных программ …….

2.Данное положение распространяется на 1 и 2 ступенях образования учреждений-участников ГИК.

3. Целью создания Положения является выработка общих и единых требований к качеству урока: требований к уроку (его компонентам), его планированию и форме анализа/самоанализа эффективности урока.

4. Учреждения-члены ГИК на период становления комплекса на основании данного Положения вырабатывают временное Положение об уроке, с учетом особенностей своих образовательных программ и условий их реализации.
^ II.Требования к отдельным компонентам урока
1. Операциональная цель урока должна быть ориентирована на ожидаемой учебный результат каждого учащегося (его действия) и включать в себя речевую составляющую знаний и умений. Целевая составляющая урока в общем виде может быть представлены как цель (действия учителя с классом) и ожидаемый результат, гарантируемый для каждого ученика.

2. ^ Общая структура урока строится на сочетании разных видов общих организационных форм и учебных заданий.

3. Планирование этапов урока осуществляется с учетом этапов процесса усвоения (восприятие, припоминание, осознание, осмысление, применение, запоминание), направленных на достижение ожидаемого результата каждым учащимся.

4. ^ Речевые фазы являются необходимым условием разворачивания полного цикла процесса усвоения на уроке; реализуются в виде фронтальной (хором), парной(диалог), индивидуальной (шепотом) форм работы.

5. Организованный диалог учащихся (далее орг.диалог) является одним из видов речевой фазы и используется как средство завершенности разных этапов процесса усвоения.

6. ^ Инструкции по организации взаимодействия учащихся, алгоритмы предметно-логических операций и речевые клише являются необходимыми дидактическими средствами для эффективной организации диалога учащихся.
^ III. Планирование урока

1. Дополнительным требованием к учебно-тематическому планированию является наличие:

- раздела «Ожидаемый результат» (цель урока, оформленная на языке ожидаемого результата каждого ученика);

- речевых компонентов по каждому разделу, представляющих из себя те формы и обороты речи, которыми каждый учащийся должен владеть при изложении материала либо выполнении действий;
2. Конспект урока должен содержать: дату, тему, цель урока; ожидаемый результат урока, гарантируемый для каждого ученика, включая речевую составляющую; описание этапов уроков, включая действия педагога и учащихся, продолжительность каждого этапа.

В конспекте должны быть отражено содержание инструкций, алгоритмов, речевых клише и иных дидактические средств, используемых на разных этапах процесса усвоения.
^ IV. Временная форма анализа/самоанализа качества оптимизации урока


Область анализа

Параметры анализа

Критерии анализа

Уровень

Наличие

Слабое проявление или отсутствие

Рекомендации по улучшению

Ожидаемый результат урока

Ориентация на ожидаемой результат каждого учащего, связанный с речевой фазой



Выделение основного (-ых) объекта (-ов) прочного усвоения, т. е существенного, главного













Измеряемость ожидаемого результата













Описание ожидаемого результата каждого учащегося на языке базовой схемы мыследеятельности (что знает, что говорит, что делает)













Планирование реализации ожидаемого результата через основные этапы урока (на фазы процесса усвоения)













Этапы урока

Планирование этапов урока с учетом фаз процесса усвоения, направленных на достижение ожидаемого результата каждого учащегося



«Заточенность» этапов урока на конечный результат (ожидаемый результат)













Организация в уроке припоминания знаний, умений, необходимых для достижения ожидаемого результата данного урока













Организация восприятия каждым учащимся объекта прочного усвоения для подготовки к фазе осмысления













Организация в уроке осмысления (нового) материала и предъявления способа мышления каждым учащимся













Организация использования на этапе применения способов деятельности воспроизводства алгоритмов













Организация запоминания учебного материала на уроке













Речевая фаза в структуре урока

Включение речевой фазы (хоровое повторение, оргдиалог, комментирование) в каждый этап урока в качестве средства его завершения

Наличие речевой фазы на каждом этапе урока













Использование речевой фазы как средства завершения этапа урока













Ориентация речевой фазы на достижение задачи каждого этапа













Ориентация речевой фазы на достижение ожидаемого результата урока













Оргдиалог

Оргдиалог как форма речевой фазы на наиболее важных этапах урока

Включение оргдиалога в наиболее важные этапы урока













Эффективность организации оргдиалога на различных этапах урока:

- уровень организации (понятные и четкие инструкции учителя по организации оргдиалога);

- срабатывают ли вопросы на запуск мышления;

- соответствие речевого клише требованиям.













Организационные формы


Триада оргформ


Целесообразность используемых оргформ













Оптимальность сочетания оргформ













Результативность урока




Достижение результата