microbik.ru
1




ПОРОКИ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ.


Скелет человека развивается примерно до 20-25 лет, но наиболее значительные изменения происходят до 15-16.

Пороки осанки – обратимые в начальной стадии деформации, носящие функциональный характер. Возникают вследствие долгого неправильного положения тела.

У новорожденного позвоночный столб почти ровный, со слабо выраженным тотальным кифозом (искривлением кзади) на всем протяжении. В таком виде он остается несколько месяцев. Когда ребенок начинает держать голову, под её тяжестью, а также вследствие физиологического растяжения развивающихся мышц, начинает формироваться шейный лордоз (искривление кпереди) и грудной кифоз. Особенно ясно физиологические изгибы позвоночника начинают вырисовываться с того момента, когда ребенок становится на ноги. Из-за относительно большой головы ребенку трудно сохранять равновесие, так как еще не окрепшие мышцы туловища и конечностей не позволяют сохранять вертикальное положение тела.

Если ребенок предрасположен к каким-либо заболеваниям соединительной ткани, мышц, болен рахитом, уже в это время могут формироваться пороки осанки. Именно поэтому такие дети должны получать комплексную помощь от медицинских работников и родителей. Именно мать такого ребенка оказывает неоценимую помощь, если переносит его постоянно изменяя его положение (то на левой руке, то на правой), делает гигиенический массаж и упражнения.

Спать дети должны на постели с жестким основанием.

Режим питания должен соответствовать физиологическим потребностям, поскольку нарушения пищеварения со снижением тонуса кишечника могут приводить к увеличению живота в размерах при сниженном тонусе мышц живота, чем оказывают дополнительную нагрузку на соответствующий сегмент позвоночного столба.

Наибольшей нагрузке позвоночник подвергается с началом обучения ребенка в школе. Особенно критичным является первый год, когда ребенок впервые сталкивается с необходимостью длительного сидения за партой. Неправильно организованные занятия могут привести к серьезным пробле­мам с позвоночником и осанкой в дальнейшем. Так, в течение первого года обучения в школе, количество детей с пороками осанки увеличивается вдвое.

Рассмотрим неблагоприятные факторы школьного «влияния»:

  1. Необходимость носить тяжелые сумки с учебниками. Этого полностью избежать нельзя, но можно уменьшить до минимума этот негатив. Надо пользоваться ранцами, перенося таким об­разом груз, дети симметрично нагружают позвоночник, что исключает боковое искривление (сколиоз). При использовании обычных портфелей надо подсказать ребенку, чтобы он чаще менял руку.

  2. Необходимость длительное время сидеть за партой в неподвижной позе. Организм ребенка и его позвоночник рассчитан на движение - дли­тельное статическое положение противоестественно. Стремясь компенсировать этот недостаток, дети «вертятся» за партой, и это
    нормально, надо только первоначально научить их правильно сидеть,
    чтобы они возвращались в правильное исходное положение.

Как же должно выглядеть правильно организованное рабочее место школьника? - Оно должно выглядеть так:

  • Спинка стула - выше плеч с некоторым наклоном назад

  • Сиденье - жесткое и ровное, его высота должна равняться длине голени (если стопы не достают до пола, то надо под ноги поставить скамейку), глубина сиденья - не более 4/5 длины бедер.

  • Высота рабочего стола должна соответствовать росту (крышка стола - на уровне локтя согнутой руки).

  • Глаза должны быть на расстоянии 26-32 см от открытой книги.

  • Под столом должно быть место для вытянутых ног.

  • Положение ног надо периодически менять: согнуть - вытянуть. Пресекайте попытки детей сидеть, как взрослые, нога на ногу (бедро на бедро).


В период полового созревания происходит бурный рос.т. Именно этот возраст является следующим критическим периодом в формировании осанки ребенка. У некоторых девушек с быстрым ростом молочных желез также увеличивается округлость спины, поскольку они, стесняясь своей развитой груди, как бы стараются её скрыть, выдвигая плечи вперед и сутулясь.

Критерии правильной осанки Вашего ребенка:

  1. Прямое положение головы и позвоночника.

  2. Симметричные, расположенные на одной высоте лопатки.

  3. Горизонтальная линия ключиц.

  4. Одинаковые «треугольники талии» («окошки» образованные контуром талии и опущенных рук).

  5. Симметричное по­ложение ягодиц.

  6. Одинаковая длина ног и правильное положение стоп: внутренние их поверхности должны соприкасаться от пяток до кончиков пальцев.

Пороки осанки делят на 5 групп:

  1. Сколиотическая

  2. Плоская спина

  3. Кифотическая («горбатая»)

  4. Лордотическая (увеличен изгиб позвоночника кпереди)

  5. Кифолордотическая (вуеличены изгибы в грудном отделе кзади, а в поясничном отделе – кпереди)

Нарушения осанки ведут не только к косметическому дефекту, но и нарушают положение и функцию мыщц и суставов, внутренних органов (легких, сердца, кишечника).

Комплекс упражнений, массажа и других мероприятий при пороках осанки должен разрабатываться индивидуально и только специалистом.

Профилактические осмотры можно делать дома один раз в две недели. Чем раньше обнаружится проблема, тем легче ее решить.

По­звоночник очень чутко реагирует на внешнее положительное воздействие. Индивидуальные упражнения для коррекции позвоночника и осанки подбирает лечащий врач, а вот профилактикой надо заниматься родителям. Лучше всего проводить совместные тренировки по вечерам, они будут полезны как родите­лям, так и детям.

  1. Стоя на носках, с поднятыми вверх и сцепленными в замок руками, покачивать туловищем из стороны в сторону. На выполнение этого разминочного упражнения отводится 3-4 минуты.

  2. Наклоны в сторо­ну с поднятой вверх рукой, вторая при этом отводится за спину. По­вторить 10-12 наклонов в каждую сторону.

  1. Лежа на спине и не отрывая ног от пола, разводить руки в сто­роны и одновременно прогибаться.

  2. Лежа на животе вытянуть руки вперед. Одновременно поднять верхнюю часть туловища и одну ногу. Повто­рить 10-12 раз, меняя ногу.

  3. Лежа на животе, вытянуть вперед руки, держа в них палку. Поднимать руки вверх и одновременно про­гибаться назад, потом возвращаться в исходное положение.




  1. Стоя на четвереньках, поднять одну руку и одновременно вытя­нуть противоположную ногу, затем вернуться в исходное положение. Повторить несколько раз, меняя руки и ноги.

  2. Лежа на спине, вы­тянуть руки вдоль туловища. Восстановить дыхание и отдыхать.

Совместные трени­ровки родителей и де­тей имеют не только терапевтический, но и более мощный психологический эффект. Кроме того, не стоит забывать о плавании танцах или других ви­дах физических нагрузок.


БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОЛЕЧЕНИЕМ!



Кафедра педиатрии №1 и неонатологии ХНМУ

www.pediatrics.kh.ua