microbik.ru
1




Маленькая книжечка

больших песочных чудес

(игры)

Подготовила учитель-логопед Кудрина Наталья Владимировна

Условия организации занятий с мокрым песком

  1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

  2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

  1. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать, чтобы одновременно происходило дополнительное закаливание детей.

  1. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

^ Правила поведения в песочнице

«Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя:

  1. Береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался -покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

  2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

  3. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носы. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

Рекомендации для воспитателей по использованию

песочной игротерапии на занятиях

  1. Занятия с использованием песочной игротерапии эффективнее проводить с небольшой подгруппой детей — до 6—8 человек.

  2. Необходимо применять разнообразные методы и способы, активизирующие словесное выражение эмоций, мыслительную и поисковую деятельность, воображение.

  3. Пересыпайте песок с ладони на ладонь, прикасайтесь к нему, это снимет напряжение и успокоит.

  4. Используйте песок в качестве элемента развивающих занятий.

  5. В песочнице дети регулируют свое поведение, становятся самостоятельными, учатся общаться, взаимодействовать, поэтому не допускайте запретов в играх с песком.

Подарим детям радость!

Сказочные этюды на выражение эмоций

Этюд на выражение страха «Мост Страха»

Инструкция: «Ребята, вы отправляетесь в дальнее путешествие, на пути вам встретится много преград. Самая главная и сложная из них — Мост Страха. Для того чтобы пройти по нему, необходимо взяться за руки, закрыть глаза и пройти по узкому мостику (мосток из ребристых дорожек).

А обратно мы пойдем спиной друг к другу!»

Материал: ребристые дорожки, записи музыки с оттенками тревоги и радости.

Этюд на выражение гнева «Зыбучие пески»

Инструкция: «Представьте себе, что вы превратились в злых волшебников. Когда вы ступаете на горячий песок, ваши ноги начинают проваливаться. Вы гневаетесь, раздвигаете песок...»

Материал: ткань, имитирующая песок.

Этюд на выражение радости «Встреча с маленькими человечками»

Инструкция: «В небольшой песочной стране жили маленькие человечки. Они не умели радоваться. Я прошу вас научить их радоваться с помощью мимики, жестов, движений. Покажите человечкам, как выглядит радость».

Материал: песочница, фигурки гномов.

Этюд на выражение восторга «Ветер перемен»

Инструкция: «Ребята, представьте себе, что вы живете в городе, где никогда ничего не происходит. И вдруг однажды вечером по всем улицам города разнеслась музыка, и появился фокусник. Какое чувство вы испытаете?»

Материал: запись музыкального сопровождения, миниатюрные игрушечные домики, фигурка фокусника.

^ Упражнения на расширение представлений детей об эмоциях

«Портрет на песке»

Инструкция: «Ребята, нарисуйте на песке свой портрет:

  • когда вам дарят новую игрушку;

  • когда вас обидели;

  • когда вы испугались;

  • когда увидели радугу».

Материал: песочница.
«Песчинки - эмоции»

Инструкция: «Ребята, создайте в песочнице картину „Песчаные эмоции", используя разноцветный песок». Материал: разноцветный песок.
Игра-тренинг на снятие напряжения «Песочная река»

Инструкция: «Ребятки, закройте глазки и представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневатые, другие золотистые, третьи ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Материал: запись релаксационной музыки.

Игры для развития общения

«Страна понимания»
Инструкция: «Ребята, далеко-далеко есть страна понимания, где живут добрые люди, которые понимают друг друга без слов. Сейчас я загадаю слово и покажу его жестами, а вы скажете мне, что я загадала».

Детям предлагается самостоятельно поиграть в эту игру.
«Прием в королевстве Кривых зеркал»

Инструкция: «Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в королевство Кривых зеркал спасать друга, но чтобы пройти мимо стражников, вам необходимо с ними познако­миться и подружиться...»
Игра на оптимизацию самооценки «Мы — мастера»

Инструкция: «Ребята, сегодня вам, детям посчастливилось принять участие в конкурсе мастеров-ремесленников. Вам нужно рассказать всем, что они умеют делать лучше всего. Свой рассказ вам нужно начинать словами: « Я лучше всего умею делать..."»
^ Упражнения на снятие агрессии и конфликтности
«Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам превратиться при помощи волшебных слов в царя зверей — во льва. По моему сигналу вам нужно порычать так громко, чтобы услышали все звери в лесу.

По моему второму сигналу рычание должно прекратиться. {Дети выполняют задание по инструкции педагога.)

А теперь давайте покатаемся на поезде. Я сама стану во главе, а вы будете вагончиками. При движении мы будем произносить четко характерные звуки, выполнять движения».

Материал: запись музыкального сопровождения.
«Песочные поединки»

Инструкция: «Король сказочной страны объявляет жителям о поединке. Вам нужно выбрать себе действующих персонажей. Для того чтобы одержать победу, необходимо:

  • соорудить совместно с персонажем друга сторожевую башню;

  • проплыть под водой в песочной реке;

  • написать парами песочное послание».


Этюды на снижение импульсивности и демонстративности

«Песочное зеркало»

Инструкция: детям предлагается посмотреться в песочное зеркало и нарисовать, какими они увидели себя.

Материал: «песочное зеркало», карандаши, цветные мелки, краски, альбом.

«Веселое купание»

Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам искупаться в теплом песке, но вам необходимо быть осторожными, ведь под „пес­чаной водой" есть жители, которых нельзя задевать».

Материал: песочница, фигурки «подводных жителей».

^ Игры на снижение тревожности и незащищенности

«Что же спрятано в песке»

Инструкция: «Ребята, опустите руку в песок и постарайтесь определить и назвать спрятанные в песке фигурки». Материал: песок, фигурки.

«Сундучок с сюрпризом»

Инструкция: ребята открывают сундук с песком. Им предлагается одним пальцем, выполняя круговые движения, найти сюрприз.

Материал: сундучок с песком, сюрпризы — бусины, пуговицы, шишки.

«Бал зверей»

Инструкция: «Сейчас вы отправитесь на бал. Бал не простой, а звериный. Пусть каждый ребенок по желанию выберет себе зверя, охарактеризует его и выполнит вместе с ним тан­цевальные движения в соответствии с выбранным образом».

^ Игры на снижение эгоизма
«Великая тайна пустыни»

Инструкция: «Сегодня нам предстоит разгадать тайну. Но это сможет сделать только тот, кто подарит самое дорогое своему другу».

После словесного обсуждения подарков и поступков раскрывается тайна, что самое дорогое в пустыне — это вода. Педагог выступает в роли путника, которому очень хочется пить, и предлагает детям определенное количество воды. Им необходимо разделить воду на всех поровну.

Материал: песок, вода.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин зеркал»

Инструкция: «Я предлагаю вам побывать в магазине, где продаются различные необычные и волшебные зеркала. Если посмотреться в такое зеркало, то превратишься в Карабаса, Кота в сапогах, Спящую красавицу, Бабу Ягу...»

Дети «смотрятся в „волшебные" зеркала» и проигрывают эпизод из их сказки.

Материал: «волшебные» зеркала.

«Четыре характера»

Инструкция: «У каждого человека свой характер. Представьте себе, что вы попали в пещеру. Каждый здесь ведет себя по-своему, но все равно вам нужно суметь договориться, чтобы вместе найти выход».

Творческие задания

Детям предлагаются следующие задания:

  • рисовать песком на стекле;

  • перевоплотиться (в животных пустыни, жаркое солнце, капельки дождя...);

  • собрать солнце из песочных лучиков;

  • разыграть истории из «волшебного мешочка», из «волшебного сосуда»...

^ ИГРЫ - ЗАНЯТИЯ С СУХИМ ПЕСКОМ
«Наведи в песочнице порядок»

Перед ребенком в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном положении. Сначала педагог предлагает назвать только те буквы, которые лежат правильно, затем перевернуть те буквы, которые лежали неправильно, и назвать их.
^ Упражнение «Здравствуй песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.
Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
^ Упражнение «Песочный ветер»

Цель: Дыхательное упражнение
Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Игра-упражнение «Маленькие волшебники - мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и

неживой природы, о рукотворном мире человека.

^ Упражнение «Мы едем в гости...»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка в песочнице.
Упражнение «Песочные строители»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие

слуховой и зрительной памяти.

^ Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Упражнение «Узоры на песке»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.


^ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПОГРУЖЕНИЕМ РУК В ПЕСОК

Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления,

произвольности.

«Угадай, какая буква тебе попалась в руки»

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти букву и, не доставая ее из песка, определить, какая буква ему попалась в руки.

«Что спряталось в песке?»

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем педагог просит назвать все предметы, которые были найдены в песке. Можно поиграть в игру «Чего не стало?»: ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает один или несколько предметов. Можно поменять предметы местами и попросить ребенка «навести порядок».

^ Игра "Построй ступеньки» (Деление слов на слоги).

На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.

^ Игра «Мой город».

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Литература:


  1. Епачинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

  2. Аромштам М. Игры на влажном песке //Дошкольное образование – июнь №12 2006

  3. Андрунь С. Чудеса из песка //Обруч №3 2007

  4. Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия //Дошкольная педагогика №5 сентябрь, октябрь 2004

  5. Горшкова Л. Игры с песком и водой //Дошкольное воспитание №6/89

  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии