microbik.ru
1

Праздник математики

«Математика повсюду»

Цель: способствовать углублению знаний учащихся, развитию у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе математики, развитию логического мышления, расширению их кругозора.

Задачи: Заинтересовать учащихся предметом, вовлечь в серьезную самостоятельную деятельность;

повторить и приобрести новые знаний по математике и по истории математики;

развивать интерес к математике, к истории математики, формировать математическое мировоззрение, коллективное творчество;

тренировать память, внимание, находчивость, логическое мышление.

Фанфары

Почему торжественно вокруг
Слышите, как быстро смолкла речь
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудности закалку
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром… Аплодисментов

Вступление (звучит музыка).

Ведущий:

Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой

1 ученик: (вбегая) Ребята, я слышал, что у нас в школе собрались учителя-математики !!!

Представляете, вокруг одни сплошные математики!

2 ученик: А ты расписание видел? Там тоже все уроки посвящены математике!

Ведущий: но сегодня мы с вами проведем необычные уроки . Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами.

(звенит звонок)

На экране надпись «Урок литературы»

^ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Ведущий: Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.

(появляется С Ковалевская)

^ С Ковалевская "Мне кажется, что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".

"Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же -это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".

(На фоне музыки «Лунная соната»)

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решении своём неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновении священном

Вечно храни, как святыню, в груди

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, и с верной спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.
Ведущий: Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику ^ Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.

(медленно уходит на фоне музыки)

Ведущий :А знаете ли вы что---- (на экране) ( Презентация портретов –математиков)

- Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.

- А.С. Грибоедов -русский писатель окончил физико-математический факультет

-Л.Н. Толстой- составлял задачи по арифметике

-А.С. Пушкин- произнес слова ."В математике есть своя красота, как в поэзии".

^ Игра со зрителями.

Ведущий. А сейчас - словарная работа. Я называю слово, если оно является математическим термином, вы хлопаете в ладоши, если нет, то – топаете. Репетируем. Готовы? Начали!

        Дискриминант,

        революция,

        неравенство,

        артикль,

        орфография,

        алгоритмизация,

        интегрирование,

        фотосинтез,

        подлежащее…

^ Слова к конкурсу корень ( и те и другие) ,лампа .реостат, функция парабола, борщ. Синхрофазатрон,

Синтезатор, прогрессии, логарифмы, амеба координаты( Правы и те и другие), цифры

(появляются цифры)

Ведущий - Жили-были в стране математике цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. И однажды они завели спор, кто из них главнее.

Единица – Я лучше всех, я самая стройная, одна единственная такая красавица, занимаю всегда только первые места. Недаром все дети идут в школу 1 сентября. (Боровик)

(Голова из-за кулис)– Да, а еще говорят «первый блин комом», и «один в поле не воин». А ты тут распищалась !

Двойка – Посмотрите, я прекрасная, как лебедь. Не случайно у человека 2 руки, 2 ноги, 2 уха, 2 глаза и говорят, «за одного битого, двух не битых дают»!

(Голова из-за кулис)– Может быть ты и красавица, но попробуй появись у меня в дневнике!!! (показывает кулак)

Тройка – Ой, ой, нашли, чем хвалиться. Вот у меня-то, даже свое тридевятое царство имеется, тридесятое государство. Про это в любой книжке прочитать сможете, и у светофора три глаза…

( Голова из-за кулис )– Ну, что ты тараторишь. Разве не знаешь, что «от горшка три вершка», «ревешь в три ручья» и «врешь в три короба»!

Четверка – Вы забыли, как меня все любят, какая я популярная! В домах у людей 4 угла, 4 угла у стола, существует 4 времени года и 4 стороны света.

(Голова из-за кулис) – Вот и иди ты на все 4 стороны.

Пятерка – А мне не надо много слов, и так все знают, какая я любимица. Все хотят видеть мой портрет в своих дневниках и тетрадях, и вся работа выполняется пятью пальцами на руках!

(Голова из-за кулис )– Ты всегда «перескакиваешь с пятого на десятое»! А еще любимица!

Шестерка – Может быть, я не так популярна, как пятерка, но стоит мне повернуться, я становлюсь в полтора раза больше.

^ Семерка – В неделе 7 дней, существует 7 чудес света и про важное дело говорят: семь раз отмерь, один раз отрежь.

(Голова из-за кулис )– Ну и вали семимильными шагами за 7 верст киселя хлебать!

Восьмерка – Посмотрите, какая я прехорошенькая , какие у меня плавные линии Все меня любят!

(Голова из-за кулис )– ВА-у, ВА-у ,ну ты прямо как восьмое чудо света!

Девятка – Я самая важная цифра, ведь я больше всех, существует 9 планет солнечной системы, одна из которых наша Земля.

Ведущий – Ну, а ты чего молчишь? (спросил маленького нолика)

Ноль – Мне, пожалуй, нечем похвастаться, ведь я ничего не значу без вас, но зато если я встану рядом с любой из вас, то вы станете ровно в 10 раз больше. Друзья, мы все по-своему важны, и друг без друга нам трудно. Давайте сведем все споры к нулю, и ……

(все вместе) будем жить дружно!

звонок

^ УРОК МУЗЫКИ

(играет на фортепиано)

Ведущий:

Звучит музыка, и, кажется, что может быть общего между математикой и музыкой, между сухими формулами и божественными звуками……. А общего много…

Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма , которое окрестили - пифагоров строй.

( на экране изображение Пифагора)

Ведущий: Приветствую тебя, о таинственный Пифагор! Как жаль, что мы мало знаем о тебе! Не хочешь ли ты сам рассказать об основах твоего учения?

Пифагор: Явления всей Вселенной подчинены определённым числовым соотношениям. Число - это закон и связь мира, сила, царящая над богами и смертными. Всё упорядочивается в соответствии с числами - вот основа моего учения. Когда мы слышим звуки музыки благозвучные, гармоничные аккорды не случайны. Важнейшие гармонично звучащие интервалы могут быть получены при помощи соотношения чисел 1, 2, 3, 4. Если длину струны или длину флейты уменьшить вдвое, то тон повысится на одну октаву. Если же уменьшить в отношении 3:2 или 4:3, то этому будут соответствовать

музыкальные интервалы квинта или кварта. При звучании трёх струн гармоничный аккорд получается в том случае, когда отношения этих струн близки к отношениям 3:4:6.

В моей школе было открыто существование пропорциональных чисел, что означает «уму непостижимое». Не знаю, известно ли тебе, что мы столкнулись с этим чудом и в теории музыки, при поиске полуоктавы, что равносильно нахождению среднего геометрического чисел 1 и 2.

. Но я рад, что мои открытия принесли людям пользу и знания. До свидания, люди 21-го века.

Ведущий Не покидай нас. Послушай , что скажем тебе мы – твои потомки

(Песня (слайд т. Пифагора , песня о Пифагоре на мотив песни «Черный кот»)

Песня о тереме Пифагора

Жил да был Пифагор в старину

Теорему он придумал одну

Доказательство чтоб получить

Теорему нам надо учить.

Припев: как же быть? Учитель ждёт

Теорема нам на ум не идёт

И в журнале лишь одна

Только двойка в квадрате видна.

Перед нами чертёж не простой

В треугольнике угол прямой

Квадратов катетов сумму найдем

И в квадрат гипотенузу возведем

Припев: строг учитель у доски

Как же катеты в квадрате нам найти?

Двойку чтоб не получить

Теорему надо учить.

Вот и учим мы этот закон

И находим мы сумму сторон

Возведя каждый катет в квадрат

Пифагор бы за нас был бы рад.

Припев: не страшны задачки нам

Откровенно мы хотим признаться вам

Результат чтоб получить

Теорему надо учить.

Ведущий. Подведем итог нашего урока . Как вы думаете

  • 1.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).

  • 2.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий ? (музыканты или дирижеры)

Урок информатики

Пацаны , пошли скорее на информатику. Там кино показывают..

( мультфильм на фоне басни)

(Звонок . Появляются мальчишки с радио)

Мальчишки. Слушай и здесь про математику…

Частушки

Алгебру решать устал,

Только время потерял

Все- равно ниче не понял,

Лучше я бы погулял

Биссектриса -это крыса,

Только я не поняла

Для чего же эта крыса

Делит угол пополам.

Пифагоровы штаны

Во все стороны равны,

Их не пробуй надевать

Ноги некуда девать

Математик Пифагор

Супер - джинсы изобрел

Говорят, его штаны

Во все стороны равны

Теоремы, теоремы

До чего вы довели

Иксы, минусы, задачи

Вы с ума меня свели

Я хороший ученик

Всю таблицу знаю

5*5=25,

Дальше  забываю

Уравнение решать -

Дело  непростое.

Плюс на минус поменять -

Правило такое.

Вертикальные углы

Говорят, что все равны

Только я не верю вам

Транспортиром измерю сам

Лучше нету того цвета

Когда яблоня цветет,

Лучше нету той минуты,

МАТЕМАТИК в класс идет

Я, вообще-то, парень умный,

Математике учу.

И не нужен мне компьютер-

Я и так вас научу

Полюбила программиста,

Голова из трех частей-

Монитор, клавиатура,

Мышка с ковриком при ней.

Лемма, лемма, теорема

До чего ты довела.

Даже бабушку Татьяну

Ты совсем с ума свела

У нас в классе нет проблем

В примененьи теорем,

Но как пишем мы зачёт

Сразу «ступор» настаёт

– Нам по алгебре попалась

Трудная задача,

Над которой целый час

Думал весь девятый класс

(звонок)

^ Урок математики

«Решение квадратных уравнений»

(музыкальный урок)

Ведущий. Многие ребята считают, что уроки математики быть весёлыми не могут. Напрасно. Сегодня мы приглашаем вас на весёлый музыкальный урок и, надеемся, что наступит такое время, когда ходить в школу станет интереснее, чем на дискотеку, а математику дети будут любить больше, чем мороженое.

(В классе сидят дети, входит учитель.)

Учитель: Сегодня, ребята, мы выучим одно математическое правило, но так, чтобы оно никогда не забывалось.

1 ученик. Вот-вот-вот. Я тоже думаю, что бы такое сделать, чтобы правило никогда не забывалось.

2 ученик. Хорошо бы изобрести специальные учебные таблетки: одна – закон Архимеда, другая- теорема Пифагора.

3 ученик. Проглотил такую таблетку и на всю жизнь запомнится

Пифагоровы штаны во все стороны равны

Учитель: Теорема Пифагора вовсе не про штаны.

3 ученик: А про что?

Учитель: А про то, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

3 ученик: Поразительно, а почему же это я про штаны запомнил?

1 ученик: Ну, потому что весело и в рифму.

Учитель: Сегодня мы разучим правило нахождения корней квадратного уравнения.

1 ученик. Ну, что ж, мы с удовольствием выучим это правило. Только

Объясните, пожалуйста, что такое «квадратное уравнение»? Чем оно отличается от круглого или, например, от прямоугольного?

Учитель. Квадратным уравнением называется уравнение вида _______________________

3 ученик. Как же отыскать корни этого уравнения? Как они выглядят?

Учитель. Очень просто. Вот сейчас я напишу, значит так_____________________________

2 ученик. Братцы, ведь это чрезвычайно трудно запомнить!

1 ученик. Правильно, трудно. Поэтому я сочинил замечательное стихотворение.

2 ученик. Так немедленно прочитай нам это стихотворение, чтобы и я на всю жизнь запомнил: что там пополам, что там в квадрате, что там из чего извлекается.

1 ученик. «Р» со знаком взяв обратным,

На два мы его разделим

И от корня аккуратно

Знаком «-» «+» отделим.

А под корнем очень кстати

Половина «Р» в квадрате,

Минус «ку»- и вот решение,

То есть, корни уравнения.

2 ученик. Ну, так это же совсем другое дело (декламирует): «А под корнем очень кстати половина «Р» в квадрате»

3 ученик. Это можно спеть (на мотив песни «Подмосковные вечера»).

1 ученик. Давайте споем, тогда мы про эти корни никогда в жизни не забудем.

( На экране)

ВСЕ ПОЮТ: Чтобы икс найти,

К половине «Р»,

Взятой с минусом, не забудь,

Радикал прибавь с «+», «-»,

Аккуратно, не как-нибудь.

А под ним квадрат половины «Р»

Ты убавь на «ку» и конец.

Будет формула приведённая

Рассуждений твоих венец. (2 раза)

Учитель. А я предлагаю вам другую песню.

ВСЕ ПОЮТ: Чтобы решить уравнение,

Корни его отыскать,

Нужно немного терпенья,

Ручку, задачник, тетрадь. (2 раза)



Минус напишем сначала,

Рядом с ним «Р» пополам,

«+» «-» знак радикала,

С детства знакомого нам. (2 раза)

3 ученик. А что такое «знак радикала»?

1 ученик. Это такой знак, который обозначает, что из числа будут извлекать корень квадратный, или кубический, или любой другой степени.

ВСЕ ПОЮТ: Ну а под корнем приятель

Сводится все к пустяку6

Р пополам и в квадрате

Минус прекрасное Ку)

2 Ученик Ку Ку Ку…..Опять это несчастное Ку

1 ученик. Я здесь с вами не согласен. Почему несчастное «ку»?

2 ученик. Потому что из-за этого «ку» вся путаница. Без него всё было бы гораздо проще.

1 ученик. Ну и что же. Если вам какая-нибудь буква или предмет усложняют жизнь, значит его надо несчастным называть, например, так : « На несчастное тело, погружённое в жидкость или в газ, действует несчастная сила, равная несчастной жидкости, вытесненной несчастным телом».

3 ученик. Давайте по- другому.

ВСЕ ПОЮТ )

Учитель. Теперь я уверен в том, что вы навсегда запомните эту формулу.

ВСЕ ПОЮТ:

Чтобы решить уравнение,

Корни его отыскать,

Нужно немного терпенья,

Ручку, задачник, тетрадь. (2 раза)

Минус напишем сначала,

Рядом с ним «Р» пополам,

«+» «-» знак радикала,

С детства знакомого нам. (2 раза)

Под радикалом что у нас ?

От Р лишь половина

В квадрат возводим вычтем ку

И завершим картину)

Учитель. Молодцы, ребята! Надеюсь, вы хорошо запомнили математическую формулу.

ВСЕ ПОЮТ. Математика, математика!

В ней наша удача.

Математика, математика!

У неё одна задача,

Чтоб все девчонки и все мальчишки

Подружились с ней,

Чтоб все ребята (2 раза)

Стали поумней

!!!!!Звонок

Ведущий: А сейчас перемена и мы проведем веселую игру «Самый умный» , которая поможет нам выявить самого активного и знающего математику зрителя

( слайды)

1) Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида

А) "Основы" ^ Б) "Начала" В) "Старты" Г) " Истоки"

2) Какой раздел математики греки называли " искусством чисел"?

А) Арифметика Б) Алгебра В) Математический анализ Г) теория чисел

3) Какие бывают современные фотоаппараты?

^ А) Цифровые Б) Числовые В) Формульные Г) Логарифмические?

4) Какие числа употребляются при счете

А) Природные Б) Естественные В) Натуральные Г) Искусственные

5) Как называют незаинтересованного в конфликте между сторонами, беспристрастного

^ А) Третья сторона Б) пятая сторона, В) Седьмая сторона Г) десятая сторона

6) Как называют верхний угол футбольных ворот?

А) Десятка Б) девятка В) Шестерка Г) Пятерка

7) Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч

^ А) Легион Б) Когорта В) Полк г) Орда

8) Какое из этих выражений является синонимом слова "мало"А) Куры не клюют Б) Пруд пруди В)Кот наплакал Г) Ворона накаркала

9) Под каким псевдонимом выступает на арене главный герой оперетты Кальмана "Принцесса цирка"?

А) Сэр Игрек ^ Б)Мистер ИКС В) Лорд Зет Г)Синьор Пи

10) Какими бывают математические неравенства?

А) Неточными Б) нестрогими В) Невежливыми г) Невоспитанными

Урок русского языка

Ведущий

Математика повсюду.

Глазом только поведешь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдешь

  • Да, действительно, без математики не может обойтись ни один школьный предмет , в том числе и русский язык. А теперь подумайте и ответьте (Презентация к уроку русского языка)

  • Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).

  • 2.Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными ? ( прямая, кривая, ломаная, касательная ,секущая, наклонная)

  • 3.Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа ? ( три!)



  • 4.С буквой "и" -это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника. ( катит-катет)

(На экране появляются последовательно тексты с пропусками. Болельщики поочередно должны вставить в каждую из пословиц имена числительные)

Вед А сейчас повторим тему « Имя числительное» Пословицы

  1. … за всех, все за одного.

  2. Не имей ... рублей, а имей ... друзей.

  3. ... раз примерь, ... раз отрежь.

  4. За ... зайцами погонишься, ни ... не поймаешь.

  5. Ум хорошо, а ... лучше.

Вед

Арифметика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек.

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом становишься ты.

Если раньше тебе приходилось одной

Много трудных вопросов решать,

То теперь на просторах планеты большой

Ты у нас многодетная мать.

Геометрия, алгебра - дети твои,

С ними в жизнь претворяем мечты,

Но запомни: огромным успехом своим

Человеку обязана ты.

^ УРОК ИСТОРИИ

Ведущий. Математика, как наука возникла в связи с необходимостью решения практических задач и именно практика в значительной степени руководила всем дальнейшим развитием математики На уроках истории вы знакомитесь с памятниками архитектуры различных эпох и народов, а также со знаменитыми египетскими пирамидами, сложенными из десятков и сотен тысяч аккуратно обтесанных каменных глыб, а не задумывались ли вы

.Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12 узелками? ( образ. прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5).
О зарождении геометрии очень хорошо поведал древнегреческий ученый Евдем Родосский, который жил в 4 веке до нашей эры. Он писал: Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении земли. Это измерение было им необходимо вследствие разлива реки Нила, постоянно смывавшего границы

(сценка)

- Все :« Привет, о Нил, привет тебе. Что явился на этой земле. Тебе, что приходишь дать жизнь Египту»

Вед. С этой молитвы египетских жрецов начинали день жители этой славной страны.

-Мать: У нас опять беда. Разлился Нил, а когда сошла вода, невозможно определить границы нашего участка, где мы обрабатываем землю. Когда же придут горпедонавты?

-Дочь: А кто они?

-Мать: Это очень уважаемые люди, они размечают землю, строят пирамиды.

-Дочь: Мама, мама, они уже пришли! А что это за палки у них в руках?

-Горпедонавт: Это не палки, а вехи, с помощью их мы «провешиваем»прямые. Вехи- это шесты, заостренные на одном конце для того, чтобы легче воткнуть в землю. Сначала мы отмечаем две точки, ставя две вехи. А затем ставим третью веху так, чтобы ее закрывали от наблюдателя вехи, поставленные раннее, затем следующую и так далее Так можно построить сколь угодно длинный отрезок прямой. (показывают)

-А еще мы умеем строить прямой угол с помощью каната или обычной веревки. На веревке завязаны узлы на расстоянии 3, 4,5 м. Когда мы натягиваем веревку, то получаем треугольник со сторонами3,4,5 м, в этом треугольнике прямой угол. Этот треугольник еще называется «Египетским»

Вед Блиц-опрос зрителей

  • (Петр Первый хорошо знал адицию , субстракцию , мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет ? ( + - * /)

  • 2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?

  • 3.Сколько подвигов совершил Геракл? (12)

  • 4.О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне -для того, чтобы измерять земельные участки" (геометрия)

  • 5.Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и правило". К помощи каких инструментов прибегли мастера? (циркуль и линейка)

Заключение( исполняют все действующие лица)

МАТЕМАТИКА (на мотив песни «Ах, Таня , Таня, Танечка)

Ах, эта математика –
Наука очень строгая.
Учебник математики
Всегда берешь с тревогою.
Там функции и графики
И уравнений тьма,
А модуль может запросто
Свести тебя с ума.

(танцевальный проигрыш)


И правила, и формулы,
Все так легко забыть,
Но все ж без математики
Нам невозможно жить.
Любите математику
И вы поймете вдруг,
Что, правда: “Математика –
Царица всех наук!