microbik.ru
1 2 ... 26 27



ТЕКСТЫ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

(ХРЕСТОМАТИЯ)
Содержание




Предмет, задачи и методы психофизиологии 5

Глава 1. Предмет и задачи психофизиологии 5

1.1.Определение психофизиологии 5

1.2.Проблема соотношения мозга и психики 9

1.3.Современные представления о соотношении психического 12

и физиологического 12

1.4.Системные основы психофизиологии 13

Системный подход к проблеме индивидуальности 18

Информационная парадигма 22

Межнейронное взаимодействие и нейронные сети 23

ЛИТЕРАТУРА 25

Глава 2. Методы психофизиологии 26

2.1.Методы изучения работы головного мозга 26

Электроэнцефалография 26

Вызванные потенциалы головного мозга 30

Топографическое картирование электрической активности мозга 32

Компьютерная томография 34

Регистрация импульсной активности нейронов 35

Методы воздействия на мозг 37

2.2. Электрическая активность кожи 39

2.3. Показатели работы сердечно-сосудистой системы 41

2.4. Показатели активности мышечной системы 43

2.5. Показатели активности дыхательной системы 43

2.6. Реакции глаз 44

2.7. Детектор лжи 45

2.8. Выбор методик и показателей 46

ЛИТЕРАТУРА 48

^ ПСИХИКА И МОЗГ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ИССЛЕДОВАНИЙ 49


(Д. И. Дубровский//Психол. журнал, том 11, № 6, 1990) 49

СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ 67

(главы из учебника «Основы психофизиологии» / Отв. Ред. Ю.И.Александров.- М.: 1997.- 432 с.) 67

1. Активность и реактивность 67

1.1.Две парадигмы в исследовании поведения и деятельности 67

1.2.Реактивность 67

1.3.Активность 68

1.4.Эклектика в психологии и психофизиологии 69

2. Теория функциональных систем 70

2.1. Что такое система? 70

2.2. Результат — системообразующий фактор 71

2.3. Временной парадокс 72

2.4. Целенаправленность поведения 72

2.5. Опережающее отражение 73

2.6. Теория П.К. Анохина как целостная система представлений 74

2.7. Системные процессы 75

2.8. Поведение как континуум результатов 78

3. Системная детерминация активности нейрона 79

3.1. Парадигма реактивности: нейрон, как и индивид, отвечает на стимул 79

3.2. Парадигма активности: нейрон достигает «результат» 80

Введение в психофизиологию

(главы из учебного пособия Марютиной Т.М. и Ермолаева О.Ю.

Введение в психофизиологию. - М., 1997. - 240 с.)


Учебное пособие посвящено физиологическим основам психической деятельности и поведения человека. В исторической ретроспективе определяется предмет и задачи психофизиологии, излагаются новые представления о механизмах психической деятельности с позиций историко-культурного подхода. В полном объеме рассматриваются основные методы психофизиологии и сферы их применения. Пособие знакомит с общими закономерностями и механизмами работы центральной нервной системы человека, лежащими в основе психических функций, процессов и состояний. Сообщаются конкретные данные о нейрофизиологических механизмах основных психических процессов и функций (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций, движения и т.д.), а также соответствующие психофизиологические модели.

Учебное пособие предназначается для студентов, обучающихся по специальности психология.


Вероятно, придет день, когда биолог, и не только он, но и физиолог протянут руку психологу и встретятся с ним в туннеле, который они взялись копать с разных сторон горы неизвестного.

К. Г. Юнг


Сейчас больше чем когда-либо люди начинают осознавать, что они существа психофизиологические.

Г. Шварц

^

Предмет, задачи и методы психофизиологии

Глава 1. Предмет и задачи психофизиологии

1.1.Определение психофизиологии


Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Психофизиология — естественнонаучная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации: физиологической психологии, физиологии ВНД и нейропсихологии.

Наиболее близка к психофизиологии — физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии. Термин физиологическая психология был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (см. Психологический словарь, 1996). Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.

Однако был период в истории отечественной психофизиологии, когда терминологические различия были использованы для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психологии было проведено А.Р. Лурией (1973).

Согласно его представлениям физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов — мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т. е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях.

В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы.

По Лурии психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив, таким образом, основную перспективу развития психофизиологии (Л.С. Выготский, 1982).

Теоретико-экспериментальные основы этого направления в психофизиологии составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, которые направлены на достижение полезного, приспособительного результата.

С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963).

В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (В. Б. Швырков, 1988).

Другой вопрос касается взаимосвязи психофизиологии с нейропсихологией. По определению нейропсихология это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процессов. Однако в последние десятилетия появились новые методы (например, компьютерная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Последнее фактически приводит к слиянию нейропсихологии с психофизиологией.

Наконец, следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) — понятие, введенное И. П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием психическая деятельность. Таким образом физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности или психофизиологию. Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека. Однако развитие физиологии ВНД в бывшем Советском Союзе затормозило развитие тех психологических исследований, которые не укладывались в прокрустово ложе физиологии ВНД. По утверждению А.В. Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее Павловской физиологией ВНД.

Однако в связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента и прежде всего с появлением электроэнцефалографии стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе сложнейших психических процессов. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в психофизиологии. В связи с этим возникли проблемы, потребовавшие расширения традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.

Пытаясь представить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочубей (1990) выделяет три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм.

Активизм предполагает отказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воздействия, и переход к новой «модели» человека — активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции.

Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами.

Информативизм отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией. Понятие информации, войдя в психофизиологию в 60-е годы, стало одним из главных при описании физиологических механизмов познавательной деятельности человека.

Таким образом, современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональньк состояний.

Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.

Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.


следующая страница >>