microbik.ru
1

Приложение № 9

Авторам программ элективных курсов

для предпрофильной подготовки в 9-х классах.



     При всех возможных вариантах организации элективных курсов в образовательных учреждениях относительно инвариантными остаются следующие условия:

  • Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (Один из одного - это не выбор).

  • Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы ("Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет").

  • Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: "Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?". Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием, может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы.

  • Отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопросы: "Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?".

  • Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, дистанционные и т.п.).

  • Следует использовать возможности преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педагогом, чем базовый курс по данному или родственному предмету.

  • Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будет для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность - работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.)

  • Курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить "монополию учителя на информацию".

  • Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному обучению в профильной школе.    

^ Подходы к созданию элективных курсов.

1. Фундаментальный подход предполагает разработку содержания курса в логике перехода от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям, направленного на углубленное изучение предмета, ориентированного, в первую очередь, на одаренных детей в данной предметной области, и непосредственно связанного с профильными предметами старшей школы.

  1. ^ Методологический подход в своей основе заключает научный метод познания, особенности которого демонстрируются на историко-научном материале. Главная цель изучения курса, основанного на данном подходе - знакомство с методом научного познания, овладение некоторыми исследовательскими умениями. Этот подход предполагает использование проектной технологии обучения, организацию лабораторно-практических занятий, занятий практикумов и т.п..

3. ^ Универсальный подход характеризуется группировкой содержания вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки. Данный подход предпочтителен для межпредметных курсов, которые рассматривают одну проблему, явление, понятие с разных сторон в свете разных наук. Для него - предпочтительными может стать использование технологий рефлексивного обучения, критического мышления, кейс- метода и т.д.

4. ^ Прагматичный подход предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень уч-ся и широко использующихся в дальнейшей жизни. Для него предпочтительными могут быть практические занятия, серии практикумов в конкретной профессиональной области.

5. ^ Деятельностно-ценностный подход предполагает знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения того или иного профиля. Существуют определенная взаимосвязь между рациональным отбором способов деятельности и форм организации учебного процесса с одной стороны и способностям и склонностями учащихся конкретного профиля с другой.

Таким образом, построение элективного курса, основанного на данном подходе, предполагает учет склонностей учащихся к соответствующим способам деятельности. Для гуманитарного профиля характерны такие виды деятельности, как составление конспектов, планов, тезисов, рефератов, формы – экскурсии, демонстрации, дискуссии, ролевая игра. Для математических предметов характерно составление схем, таблиц, нахождение закономерностей. В связи с ориентацией на какие-либо профили можно средствами и формами организации курсов совершенствовать те или иные способы деятельности, являющиеся ведущими для того или иного профиля.

6. ^ Компетентностный подход имеет много сторонников сегодня и, несомненно, что многие разработчики отдадут ему предпочтение при разработке курсов по выбору. Последовательность действий: определение значимых для учащихся данного возраста проблем; выделение необходимых умений для их разрешения; определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач; отбор необходимого содержания; разработка методов обучения; разработка системы оценивания.

В качестве ориентиров для определения целей элективных курсов могут быть взяты, например, социальная компетентность – т.е. способность действовать в социуме с учетом позиций других людей, коммуникативная компетентность - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей и предметная компетентность - способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Обучение рекомендуется строить в современных технологиях: задачи для решения; отбор информации и методов; выбор действий; обмен опытом деятельности; презентация продуктов и решений; оценка - экспертиза решений; анализ - рефлексия опыта деятельности; оценка развития компетентностей; самооценка роста достижений; планирование обучения.
^ Виды элективных курсов в системе предпрофильной подготовки:


  1. Предметно-ориентированные (пробные).

В процессе реализации предметно-ориентированных (пробных) курсов по выбору решаются следующие задачи:

    • реализация учеником интереса к выбранному предмету;

    • уточнение готовности и способности усваивать предмет на повышенном уровне:

    • создание условий для подготовки к экзаменам по предметам будущего профилирования.

Следовательно, подобные курсы являются прогностическими (пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в ученическом учебном плане повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля. (Примеры пробных курсов: «Наука математика в деталях и слайдах», «Я русский бы выучил только за то…», «Литературная Сибирь», «Существуют ли лишние буквы в алфавите?», «Теория вероятности», «Как питаются насекомые», «Химия нашего организма», «Ищем противоречия в Конституции РФ», «Практическое право», «Города мира (география мировой урбанистики)», «Развивайте дар речи» и т.д.).

Таким образом, программы предметно - ориентированных курсов включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы, которые дополняют базовую программу, не нарушая её целостности. Удобно то, что многие существующие факультативы по общеобразовательным предметам построены, как правило, по модульному принципу. Их программы могут быть модифицированы.


  1. Межпредметные (ориентационные)

Задачи данных курсов:

  • создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;

  • знакомство на практике со спецификой типичных видов деятельности, наиболее распространенных в той или иной сфере;

  • поддержание мотивации учащихся при выборе того или иного профиля.

(Примеры ориентационных курсов: «Экология и жизнь», «Человек в разрезе», «Психология лидера», «Основы исследовательской деятельности», «Учись учиться», «Как сделать свой фильм на компьютере», «Имидж и профессиональная карьера», «Физиология человека» («Узнай свои возможности»). «Таинственный мир космоса»).

Итак, межпредметные (ориентационные) курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.
^ Требования к элективным курсам:

  • Набор курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», т.е. у ученика должна быть реальная возможность выбора.

  • Название курсов должно быть привлекательным.

  • Набор курсов, желательно определить в конце 8-ого класса на основе анкетирования, опроса, собеседования.

  • Организаторами учебного процесса должна быть созданы такие условия, которые бы позволили ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза в год. Для этого оптимальная продолжительность курсов – 8-16 часов.

  • Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую (или углубляющую) сведения по учебным предметам, но и знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

  • В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы. Предметно- ориентированные (пробные) курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам. Главное их назначение – помочь учащимся основной школы сделать осознанный и успешный выбор профиля обучения.

  • Наличие программно-методического обеспечения элективных курсов, прошедшего экспертизу и утверждение экспертного совета, – обязательное условие для практического запуска их в систему предпрофильного обучения.

Формы обучения на элективных курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Перспективными являются коммуникативные методы, групповая проектно- исследовательская деятельность, разработка индивидуальных учебных планов и другие способы обучения, развивающие самостоятельность, творческую инициативу.

Формы и методы контроля образовательных достижений учащихся могут быть такими: контрольная работа, итоговая конференция, зачёт, отчёт об исследовании, итоговое тестирование, зачётный практикум, защита творческих проектов, итоговый контроль в форме презентации образовательных достижений (самостоятельно подготовленных рефератов, докладов, сообщений и т. д), отчёт о выполненной практической работе, портфолио как набор образовательных продуктов (реализация проектов) ученика.
В качестве дополнительных возможностей для организации предпрофильной подготовки можно рекомендовать:

  • делить классы на подгруппы при организации курсов по выбору, что позволит индивидуализировать процесс обучения, более активно применять проектные и исследовательские формы;

  • привлекать к преподаванию курсов предпрофильной подготовки работников начального, среднего и высшего профессионального образования, науки, производства и других сфер деятельности;

  • использовать ресурсы дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий, в целях профессиональной ориентации школьников, "приближения" их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов;

  • использовать современные информационные и коммуникационные технологии (Интернет, CD-диски, дистанционные формы и т.д.);

  • использовать практику экстерната, при которой обучающемуся предоставляется право самостоятельного выбора форм обучения по той или иной учебной дисциплине.


^ Содержание элективных курсов.
     Содержание курса по выбору должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
     Содержание курса может представлять собой:

  • Расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета ("Механика", "Международные отношения", "Океаны" и т.д.);

  • Введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.);

  • Совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, "Естествознание") или освоение определенного вида деятельности ("Эксперименты в физике, химии, биологии", "Работа с источниками информации").

^ Опорные вопросы для составителя программы.
     Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:

  • На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)

  • Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено "вскользь", о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)

  • Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)

  • Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?

  • Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении?

  • Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?

  • Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?

  • Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?

  • Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?


     Ответив на данные вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе. Далее останется записать свои ответы, отредактировать свои записи и приложить к ним календарное планирование.

^ Пример программы "Исторический портрет".

На каком содержательном материале

На материале всемирной истории, поскольку это курс изучается на протяжении 5-9 класса, содержит интересные сведения о деятелях различных эпох и стран.

Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса :

Это содержание представлено неравномерно, многие личности лишь упомянуты, оценки деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен

В школьной библиотеке имеются сочинения Плутарха "Сравнительные жизнеописания:", есть пособие "История в лицах", имеется историческая энциклопедия для детей Аванта +:

Какие виды деятельности возможны :

Возможен

  • анализ биографий исторических деятелей античной эпохи (по Плутарху),

  • составление синхронистических таблиц "Современники"

  • составление типологических таблиц: "Полководцы", "Тираны", "Просветители", "Реформаторы", "Путешественники", "Женщины на престоле" и т.п.

  • устные сообщения учащихся с последующей дискуссией,

  • написание эссе,

  • составление хрестоматий (Например, "Деяния Грозного:" и т.п.)

  • подготовка сценариев для слайд-фильма

  • составление карт (например, "Цезарь и его мир", "Путешествия Васко да Гамы" и т.п.

Какие виды работ могут выполнить учащиеся

На выбор любые 3 из названных выше

Какова доля самостоятельности ученика

Учащиеся могут выбрать

  • объект изучения (кого из исторических деятелей ин будет изучать),

  • вид отчетных работ из предложенного перечня,

  • литературу, по которой они будут готовить собственные работы.

Каковы критерии успешности (конкретные требования к оформлению см. дополнительно)


Ученик получает зачет (оценка не ниже "4") при условии:

 Выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий:

 Инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;

 Использование ИНТЕРНЕТ -технологии

 Инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т.п.).

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса

Анкетирование на первом и последнем занятии,

Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не мене 3 раз за цикл обучения)

Какова форма итоговой отчетности

Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.