microbik.ru
1


Программа планируется к реализации с 2013 года.


Магистерская программа

«Организация и управление в туризме и спортивно - оздоровительной работе»


Направление подготовки

034300 Физическая культура


Профиль подготовки

Спортивно-оздоровительный туризм


Руководитель: профессор Капилевич Л.В.

1. Цель магистерской программы «Организация и управление в туризме и спортивно - оздоровительной работе»: ООП магистратуры имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных и профессиональных компетенций:

  • Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами, разрабатывать программы развития в области туризма и спортивно-оздоровительной работы, и обеспечивать их реализацию;

  • Способность реализовать технологии турагентской и туроператорской деятельности, осуществлять маркетинг и реализовать технику продаж туристских и спортивно-оздоровительных услуг;

  • Готовность к организации и обеспечению контроля качества оказываемых туристско-рекреационных и спортивно-оздоровительных услуг;

  • Умение использовать на практике основы разработки и использования инноваций в управлении, оценивать экономическую и социальную эффективность инвестиционных проектов в сфере туризма и спортивно-оздоровительной работы, работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере рекреации, санаторно-курортного комплекса и туризма;

  • Способность конструировать и продвигать циклы туристского и оздоровительно-рекреационного обслуживания различных социально-демографических групп населения;

  • Готовность планировать и организовывать деятельность населения по применению различных ценностей и средств туризма и краеведения, рекреации и реабилитации в целях укрепления здоровья и социальной адаптации личности;

  • Способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований, готовить аналитические материалы для управления в сфере туризма и спортивно-оздоровительной работы и оценки их эффективности;

  • Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования, проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой, представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада.

  • Способность применять современные методы и методики преподавания, разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания дисциплин в сфере туризма и спортивно-оздоровительной работы.

^ 2. Концепция магистерской программы

ООП магистратуры предусматривает овладение систематизированными теоретико-методическими знаниями, практическими и профессионально-педагогическими умениями и навыками проведения различных видов спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов физкультурно-спортивной деятельности, проводимых на государственных и общественно-самодеятельных началах с основными социально-демографическими контингентами населения; предусматривается изучение принципов и технологий обеспечения безопасности туристов; подготовки и проведения туристских походов и массовых туристских и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Программа так же включает вопросы менеджмента, маркетинга и экономики спортивно-оздоровительного туризма.

В процессе освоения ООП должна быть освоена теория спортивно-оздоровительного туризма, изучены особенности организационно-управленческой деятельности в туризме и спортивно - оздоровительной работе, рассмотрены особенности подготовки и проведения туристских походов и массовых туристских и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

^ 3. Обоснование потребности в магистрах данного профиля

Действующая в настоящее время структура подготовки специалистов с высшим образованием для сферы рекреации и туризма сложилась в начале переходного периода от плановой экономики к рыночным отношениям с учетом состояния и потребности указанных отраслей, в условиях, когда быстрое развитие потребности в рекреационно-реабилитационных и туристских услугах у населения 90-х гг. вызвало бурный рост освоения рекреационных систем, рекреационно-оздоровительных центров, туристских предприятий, турфирм и агентств. Возникла потребность за короткий срок подготовить кадры, которые могли бы осуществлять менеджерскую, финансово-экономическую и социокультурную деятельность, преимущественно в сфере туризма.

Однако сегодня сфера спортивно-оздоровительного туризма шагнула в своем развитии на новый уровень.

Только туристско-краеведческую образовательную деятельность в настоящее время осуществляют около 400 центров, станций юных туристов и 2000 Домов, Дворцов творчества детей и юношества. Ежегодно в РФ организуется около 6500 профильных лагерей. В образовательных учреждениях различного типа создано около 5 тыс. паспортизированных самодеятельных краеведческих, этнографических и военно-патриотических музеев.

В сфере детско-юношеского туризма России в настоящее время работают около 11000 методистов и инструкторов, однако, по разным экспертным оценкам, практически каждый третий-четвертый из них не имеет высшего педагогического или туристского образования.

Необходимо также учесть, что возрождаются профилактические физкультурно-оздоровительные центры, а санаторно-курортная практика в настоящее время располагает более чем 4,5 тыс. учреждений санаторно-курортного профиля, которые остро нуждаются в высококвалифицированных специалистах, осуществляющих профилактическое оздоровление населения средствами и методами туризма и рекреации по крайней мере в следующих двух направлениях: ежедневном компенсаторном восстановлении психофизических сил человека и расширенном - в процессе санаторно-курортного отпускного периода, в домах отдыха и на турбазах, в лечебно-профилактических центрах и рекреационно-оздоровительных структурах национальных парков и земель.

^
4. Условия обучения

Срок освоения магистерской программы – два года.

Форма обучения- очная.


5. Набор студентов и требования к поступающим в магистратуру

Лица, имеющие диплом бакалавра и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются вузом с целью установления у поступающего наличия следующих компетенций.

Общекультурные компетенции:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

  • способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;

  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

  • стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства;

  • умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

  • осознает социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня;

  • использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы процессы;

  • использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в профессиональной области на государственном языке;

  • владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;

  • владеет основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Профессиональные компетенции:

педагогическая деятельность:

  • способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии;

  • применяет на практике основные учения в области физической культуры;

  • способен воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность;

  • умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий;

  • самостоятельно проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с обучающимися;

  • умеет оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей;

  • способен проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий.

организационно-управленческая деятельность:

  • способен составлять планирующую и отчетную документацию,

  • организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования;

  • умеет практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры;

  • умеет разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях;

  • умеет составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией;

  • способен обеспечивать технику безопасности при проведении занятий.

научно-исследовательская деятельность:

  • способен выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта;

  • умеет проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик;

  • владеет методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способен формулировать и представлять обобщения и выводы;

  • способен проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности.


^ 6. НИР выпускающей кафедры, факультета

НИР кафедры посвящена разработке научно обоснованных принципов и методов создания и реализации программ формирования здорового жизненного стиля, профилактики неинфекционных заболеваний, обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся. Разрабатывается новая концептуальная модель формирования физической культуры студентов, основанная на использовании в учебном процессе спортивно-видовых, общеразвивающих и оздоровительных технологий. Эффектом разработки концепции будет формирование у выпускников университета навыков здорового образа жизни, повышения работоспособности, управления собственным телом.


^ 7. Кадровая, методическая и материально-техническая база магистерской программы


Профессорско-преподавательский состав:


ФИО

Ученая степень

Должность

Шилько Виктор Генрихович

Доктор пед. наук, профессор

Декан факульета, зав.кафедрой ФК

Капилевич Леонид Владимирович

Доктор мед. наук, профессор

Зав.кафедрой СОТСФиМ

Загревский Олег Иннокентьевич

Доктор пед. наукпрофессор

Зав. кафедрой ГиСИ

Дьякова Елена Юрьевна

Доктор мед. наук

доцент

Шилько Татьяна Александровна

Доктор мед. наук

доцент

Радаева Светлана Викторовна

Кандидат пед.наук, доцент

доцент

Загревска Александра Ивановна

Кандидат пед.наук, доцент

доцент

Иноземцева Елена Сергеевана

Кандидат биол.наук, доцент

доцент

Кабачкова Анастасия Владимировна

Кандидат биол.наук

преподаватель

Беженцева Любовь Михайловна

Кандидат пед.наук, доцент

доцент

Шерин Владимир Сергеевич

Кандидат пед.наук, доцент

доцент



Инновационные технологии обучения:

В образовательный процесс широко внедряются современные педагогические и информационные технологии. Лекционные занятия проводятся в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм.

Обеспечение лекционных занятий материалом в формате презентаций в зависимости от дисциплины составляет от 30 до 80 %. По ряду дисциплин имеются демонстрационные обучающие фильмы.

Активно используются семинарские занятия в формате круглого стола, обучающие тренинги, деловые и ролевые игры.

Так же применяются технологии командного и индивидуального проектирования, внеаудиторные занятия.

Преподавателями по ряду дисциплин, где это возможно в виду особенностей изучаемого материала разработаны case-study и начинается процесс их внедрения и использования в качестве альтернативных методик преподавания практических занятий.

По ряду дисциплин выполняется работа с компьютерными тестовыми программами в обучающем режиме и в дальнейшем на основе тестов осуществляется промежуточный контроль усвоения преподаваемого материала.

Разработанность компьютерных тестовых материалов в зависимости от дисциплины составляет от 10 до 30%. Имеется программное обеспечение для проведения тестирования и работы с электронными источниками. Возможность работы с TestMaster, системой онлайн тестирования ТГУ «Акцент».

По ряду дисциплин имеются электронные учебники, приобретенные и разработанные сотрудниками факультета.

Информационные технологии используются преподавателями для реализации непрерывности образовательного процесса. Некоторыми преподавателями для осуществления обратной связи со студентами были созданы персональные Интернет страницы и преподавательские блоги, что несомненно влияет на расширение образовательного пространства и доступность обучающих материалов для студентов.

В последние годы факультет уделяет должное внимание организации мастер-классов с участием приглашенных специалистов, проводятся экскурсии по предприятиям специализации, а так же встречи с потенциальными работодателями.


Возможные места практик:

  1. Кафедра спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины факультета физической культуры.

  2. Туристские фирмы города Томска и региона.

  3. Санаторно-курортные учреждения.

  4. Туристские клубы и объединения.

  5. Детско-юношеские туристские клубы и секции.


Кафедры и структурные подразделения:

В педагогическом коллективе факультета в составе трех кафедр «Физического воспитания и спорта», «Гимнастики и спортивных игр» и «Спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины» работают 55 человек: в том числе - 4 доктора наук, профессора, 8 кандидатов наук (из них 5 имеют звание доцента), 1 заслуженный тренер России, 2 отличника физической культуры, 1 мастер спорта международного класса и 9 мастеров спорта России и СССР.


Лабораторная и спортивная база:

Факультет физической культуры Томского государственного университета располагает учебно-тренировочной базой, которая по уровню обеспеченности оборудованием может удовлетворить самые взыскательные запросы.

1. Четырехзальный спортивный комплекс - Дом Спорта ТГУ. Дом спорта расположен в Университетской роще, в центральной части города Томска, в непосредственной близости от основных учебных корпусов Университета. Комплекс включает:

  • игровой зал размером 36х18м, в зале имеется соответствующее оборудование для проведения занятий по баскетболу и волейболу;

  • зал аэробики размером 18х9м;

  • зал шейпинга размером 18х9м;

  • зал фитнесса размером 20х6м;

Все три зала оборудованы видеомагнитофонами и телевизорами (12 единиц) для проведения занятий с использованием видеокурсов;

  • шахматный клуб на 20 столов площадью 12х6м;

  • восстановительный центр площадью 90 кв.м.

На базе Дома спорта полностью обеспечивается проведение занятий для студентов по специализациям в игровых видах спорта (баскетбол, волейбол), а также по специализациям «ритмическая гимнастика (аэробика, фитнесс)», «шахматы». В спортивных залах занимаются и студенты курса спортивного совершенствования, работают спортивные школы и секции, проводятся спортивно-массовые мероприятия.

2. Трехзальный спортивный комплекс тяжелой атлетики и бодибилдинга «СК Атлет». Комплекс также расположен в центральной части города Томска, в непосредственной близости от основных учебных корпусов Университета. Комплекс включает:

  • мужской зал бодибилдинга размером 22х11;

  • женский зал бодибилдинга размером 11х8;

  • зал тяжелой атлетики размером 11х8;

  • восстановительный центр общей площадью 79 кв. м.

Все залы оборудованы современными тренажерами (250 единиц) и соответствующим инвентарем. В комплексе проводятся занятия студентов по специализации «тяжелая атлетика (бодибилдинг)», а также занятия курса спортивного совершенствования, спортивных школ и секций.

3. Футбольный стадион с запасным полем, игровыми площадками и беговыми дорожками и секторами для метаний общей площадью 12 га. На стадионе в теплое время года проводятся занятия студентов по общефизической подготовке, прием ряда контрольных нормативов, а также спортивно-массовые мероприятия.

4. Две лыжные базы (всего на 600 пар лыж). В зимний период базы полностью обеспечивают потребность учебного процесса в занятиях лыжным спортом (которые, как будет описано ниже, включаются в программу общефизической подготовки всех основных спортивных специализаций), а также потребности студентов в занятиях лыжными прогулками в свободное время и в проведении спортивно-массовых мероприятий.

5. Плавательный бассейн, включающий 5 дорожек по 25 м каждая общей площадью 282 кв.м. Комплекс включает также зал сухого плавания площадью 22х15м. На базе данного комплекса проводятся учебные занятия для студентов, занимающихся по специализации «плавание» и спортсменов курса спортивного совершенствования, работают спортивные школы и секции соответствующего профиля, проводятся спортивно-массовые мероприятия.

6. Зал специальной медицинской группы площадью 15х10м. Зал предназначен для занятий студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Зал оборудован специальными тренажерами, аудио и видеотехникой для занятий подгрупп с различными заболеваниями и нарушениями здоровья, проведения физкультурно-оздоровительных занятий.

7. Тренажерный зал площадью 6х10м, оборудованный современными тренажерами и соответствующим инвентарем. В зале возможно при необходимости проведение занятий студентов по специализации «тяжелая атлетика (бодибилдинг)», здесь проводятся занятия курса спортивного совершенствования, спортивных школ и секций соответствующего профиля.

8. Водяная бочка глубиной 8 м, диаметром 3м для подготовки водолазов. Здесь проводятся занятия студентов, занимающихся по курсу спортивного совершенствования, соответствующих спортивных школ и секций.

9. Игровой спортивный зал 30х15м (при учебном корпусе №6) с подсобными помещениями. В данном помещении при необходимости возможно проведение занятий для студентов по специализациям в игровых видах спорта (баскетбол, волейбол) Здесь занимаются студенты курса спортивного совершенствования, работают спортивные школы и секции.

10. Спортивно-оздоровительный лагерь на 250 мест. Лагерь расположен за городской чертой (60 км от города), в живописном месте на берегу Оби, связан с горододом асфальтовым шоссе. В лагере созданы условия для комфортного проживания и питания студентов, а также для занятий физической культурой и спортом. Ежегодно в летний период в лагере организуются спортивно-оздоровительные смены.

Общая площадь спортивных сооружений составляет около 10000 кв.м. состояние их соответствует современным санитарно-гигиеническим стандартам (нормативы площади спортивных сооружений на одного студента, освещение, вентиляция и т.д.).

Университет имеет также профилакторий (2500 кв.м на 150 коек); студенческий спортивный лагерь на 200 чел.; 2 базы отдыха на 300 чел.

Собственная библиотека вуза соответствует требованиям « Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения утвержденного приказом Минобразования России от 27.04.2000 N 1246».

На сайте библиотеки представлена следующая информация:

  • ежемесячные Бюллетени новых поступлений;

  • информация о подписке;

  • Каталог «Электронные учебники и статьи»;

  • алгоритмы поиска по электронному каталогу;

  • список электронных учебников;

  • формы документов;

  • примеры библиографических описаний по ГОСТу;

  • текущая информация о библиотеке.



Факультет имеет современную информационную базу, обеспечивающую возможность оперативного получения и обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями. Кроме того, заключены договоры о сотрудничестве с Томским городским управлением образования, с Томским областным комитетом по физической культуре и спорту.

Компьютеризация учебного процесса по циклам основной образовательной программы по направлению 034300 «Физическая культура» обеспечивается в учебном компьютерном классе (8 компьютеров, сеть, цветной принтер, выход в ИНТЕРНЕТ, межфакультетским компьютерным классом (16 компьютеров), Интернет-центр ТГУ, имеются также полные пакеты программ: Corel DRAW, Adobe, AutoCAD, Solid Works, 3D, studio VAX, MAYA,HTML, DHTML+CSS, Java Script, Perl, Makromedia Flash, ArhiCAD и т.д. Факультет обеспечен основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса в рамках магистерской программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.


^ 8. Содержание программы и общая характеристика учебного плана

Трудоемкость освоения студентом ООП в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению составляет ^ 120 зачетных единиц за весь период обучения и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.


№ п/п

наименование дисциплин (в том числе практик)

зачетные единицы

часы

Формы контроля

трудоемкость по ФГОС

трудоемкость

Экзамен

Зачет

Курсовая

М.1 Общенаучный цикл

24

864

 

 

 

 

^ Базовая часть

9

324

 

 

 

О.1.

История и методология науки

3

108

 

1

 

О.2.

Логика

3

108

 

1

 

О.3.

Информационные технологии в науке и образовании

3

108

 

2

 

 

^ Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору студента

15

540

 

 

 

ОВ.1.

Профессиональный иностранный язык

6

216

2

1

 

ОВ.2.

Теория управления

6

216

1

 

 

ОВ.3.

Социология туризма и спортивно-оздоровительной деятельности

Социальная психология

3

108

 

2

 

М.2 Профессиональный цикл 

36

1296

 

 

 

 

^ Базовая часть: Современные проблемы наук об организации и управление в туризме и спортивно - оздоровительной работе

12

432

 

 

 

П.1.

Маркетинг туризма и спортивно-оздоровительной деятельности

6

216

2

 

 

П.2.

Менеджмент в туризме и спортивно-оздоровительной работе

6

216

 

1

1

 

^ Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору студента

24

864

 

 

 

ПВ.1.

Правовые основы туризма и спортивно-оздоровительной деятельности

6

216

1

 

 

ПВ.2.

^ Спортивно-оздоровительные мероприятия Сооружения в сфере рекреации и туризма

6

216

2

 

 

ПВ.3.

^ Физическая реабилитация

Теория и методика физкультурно-оздоровительной деятельности

6

216

3

 

 

ПВ.4.

^ Основы туроперейтинга Туристские формальности

6

216

4

 

 

М.3 Практика и научно-исследовательская работа

54

1728

 

 

 

ПР.1.

Производственная практика

6

216

 

2

 

ПР.2.

НИР (Магистерская диссертация)

48

1728

 

 

 

М.4 Итоговая государственная аттестация

6

216

 

 

 




Защита магистерской диссертации

 

 

 

 

 

Всего:

120

4104

 

 

 


Магистратура является логическим завершением основной конструкции многоуровневого университетского образования, предполагающего широкое фундаментальное образование в рамках бакалавриата, затем углубленную специализированную подготовку и самостоятельную научную работу. Это проверка способности вести самостоятельный научный поиск, оценить свои возможности в определении пути своего профессионального и научного роста. Научно-исследовательская работа является неотъемлемой частью всей системы подготовки магистра физической культуры и предусматривает овладение обучающимися научно-исследовательской деятельностью в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Основная цель научно-исследовательской работы - овладение магистрантами основными приёмами ведения научно-исследовательской работы и формирование у них профессионального мировоззрения в этой области, в соответствии с профилем избранной магистерской программы.

Задачи научно-исследовательской работы магистранта

  1. Сформировать комплексное представление о специфике деятельности научного работника по направлению «Физическая культура»;

  2. Овладеть методами исследования, в наибольшей степени соответствующие профилю избранной студентом магистерской программы;

  3. Совершенствовать умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

  4. Совершенствовать личность будущего научного работника, специализирующегося в сфере физической культуры и спорта.


^ 9. Перспективы научно-исследовательской деятельности в связи с развитием ТГУ и потребностями Томского региона

Томская область обладает значительным природным и историко-культурным туристским потенциалом. Регион отличается уникальностью имеющихся архитектурных и археологических памятников. Возрождение исторических районов г. Томска открывает широкие возможности для развития культурно-познавательного туризма.

Территория Томской области относится к Обско-Алтайской федеральной туристской зоне. В соответствии с оценкой рекреационных условий и ресурсов области, основанной на анализе благоприятности для рекреационной деятельности физико-географических условий и эстетических свойств территории, все ландшафтные провинции или их группы были проранжированы по степени рекреационной привлекательности и объединены в следующие группы: наиболее пригодные для отдыха, пригодные, относительно пригодные и малопригодные территории.

Для наиболее пригодных и пригодных для отдыха территорий были проанализированы дополнительные показатели, в частности, благоприятность экономико-географических условий (транспортная доступность, освоенность территории, развитость инфраструктуры, наличие историко-культурных объектов, перспективных для рекреационного освоения, музейных учреждений, особо ценных объектов природного наследия). В результате было выделено шесть рекреационных районов (приложение 2 к настоящей Концепции) - территорий, в той или иной степени использующихся для туризма и отдыха и перспективных для дальнейшего рекреационного освоения.

Компактность границ рекреационных районов позволит грамотно планировать размещение объектов туристской инфраструктуры и сконцентрировать ресурсы на туристском развитии данных районов как приоритетных.

На территории г.Томска отдельно выделено 17 туристско-экскурсионных зон, по которым проходят действующие экскурсионные маршруты и которые могут быть задействованы при разработке новых туристско-экскурсионных маршрутов. Туристско-экскурсионные зоны являются территориями, на которых сосредоточены объекты туристского показа и услуги туристского комплекса, привлекающие туристов.

Туристско-экскурсионное зонирование как стратегическое направление туристской политики областного центра должно быть тесно связано с реализацией Генерального плана г. Томска, положением исторических районов и зон градостроительной ценности. В туристско-экскурсионных зонах необходимы планирование и устройство стоянок туристского транспорта, исключающих возможность возникновения сбоев уличного движения, смотровых площадок и мест расположения туристско-экскурсионных групп у объектов показа с учетом безопасности туристов и экскурсантов, размещение информации об объектах показа и краткого описания исторических районов.

В Томской области насчитывается 165 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), занимающих 4,6 процента ее площади. Из них - 18 заказников, один из которых федерального значения, 1 территория рекреационного назначения, 145 памятников природы (21 геологический, 26 водных, 92 ботанических и 6 зоологических, 1 ботанический сад) общей площадью 15,1 га. Часть городской и пригородной территории Томска (правобережье р. Томи) объявлена ООПТ рекреационного назначения «Береговой склон».

Сегодня наиболее освоенной в туристском отношении территорией является Обь-Томское междуречье. Здесь расположен Томский заказник с водным памятником природы - озером Кирек, являющимся месторождением лечебных грязей. В Обь-Томском междуречье - от с. Киреевска Кожевниковского района до границ с Новосибирской областью (в 40-70 км от Томска) - сложилась целая система охотничьих заимок. Наиболее высокий уровень сервиса предоставляет «Хардикова заимка». Помимо охотничье-рыболовных ресурсов Томская область располагает большими запасами дикоросов (грибов, ягод), сбор которых может служить одной из целей туризма.

Объекты природного наследия на территории области расположены неравномерно, большинство из них сосредоточено в 60-километровой зоне областного центра. Это позволяет развивать природно-ориентированный и экологический туризм в пригороде Томска, повышая тем самым вариативность туристского продукта.


10. Перспективы профессиональной деятельности и трудоустройства
^

Область профессиональной деятельности магистров включает спортивно-оздоровительную деятельность и туризм, сферу управления, научно-изыскательные работы.

Выпускник по данному направлению и профилю подготовки ВПО может осуществлять профессиональную деятельность в следующих типах организаций и учреждений:


  • детские дошкольные учреждения, образовательные учреждения, высшие учебные заведения;

  • детские оздоровительные центры;

  • летние детские оздоровительные лагеря, туристские базы;

  • лечебно-оздоровительные учреждения (отделения физической реабилитации, лечебной физической культуры);

  • центры и отделения реабилитации инвалидов;

  • санаторно-курортные учреждения, дома отдыха;

  • туристские фирмы, центры туризма, общественные туристские организации;

  • научно-исследовательские учреждения;

  • органы управления в сфере физической культуры и туризма.