microbik.ru
1

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Развитие дивергентного мышления


Программы занятий, стимулирующие дивергентное мышление на основе принципов «Структуры интеллекта» Гилфорда, были разработаны и опробованы Карне (1979-1982). Несмотря на то, что эти занятия направлены на развитие у детей общих приемов дивергентного мышления, не привязанных жестко к конкретному учебному предмету, они могут быть использованы и для активизации творческого мышления.

Стимулирование творческих способностей посредством


активизации фантазии

Классификация: дивергентное мышление

Поведенческая цель: выявление последствий уменьшения собственного роста до 6 см.

Материалы: отсутствуют

Представление:

  1. Расскажите детям следующую историю.

Однажды маленький мальчик шел из школы домой. Ступая по тротуару, он очень внимательно смотрел себе под ноги, чтобы быть уверенным, что не наступит ни на одну букашку. Это был очень добрый мальчик. Он не хотел никому причинять вреда. Неожиданно он остановился. Прямо у его ног лежала, сверкая под лучами солнца, абсолютно новая монета.

«Ух, ты!» - воскликнул мальчик и поднял монету. «Сегодня, должно быть, счастливый день»,-подумал он. А монета была действительно очень красивой на одной ее стороне было изображено дерево, а на другой диковинная птица. На самом деле это была волшебная монета, но мальчик, конечно же, об этом не знал. Как только он опустил монету себе в карман, он почувствовал что-то весьма странное. Ему показалось, что он становится все меньше и меньше, и это чувство не покидало его, пока он не сделался совсем крошечным человечком – ростом 6см.

  1. спросите детей:

«Если бы вы были этим маленьким мальчиком, о чем бы вы сразу подумали?»

  1. Продолжите таким образом:

«Вы предложили очень интересные догадки, но я сейчас вам расскажу о том, что же подумал наш мальчик на самом деле. Мальчик начал думать, прежде всего, о том, как же он теперь будет добираться домой, но так как в этой истории ничего не говорится о том, что предпринял этот мальчик, вы можете выдвинуть свои гипотезы. Итак, каким образом он может добраться до своего дома? Не забывайте, что рост у мальчика всего 6см».

Запишите все предложения на доске.

  1. Задайте вопрос относительно последствий, с которым может столкнуться человек, имеющий такой рост. Постарайтесь заинтересовать детей и получить от них максимальное количество ответов. Советуем Вам воспользоваться следующими вопросами, хотя можно придумать и свои собственные.

А. Что произойдет, когда мальчик попадает домой? Что подумают его родители? Что подумают его братья и сестры, а также его собака и кошка?

Б. Что изменится, когда он будет есть?

С. Какую разницу он почувствуют в ночное время и когда проснется утром?

Принимайте все ответы, несмотря на то, что некоторые из них могут показаться нелепыми.

Не ограничивайтесь одним ответом от каждого ребенка.

Критерий:

«Вы высказали достаточно много интересных предположений. А теперь подумайте, как будут обстоять дела мальчика в школе?»

Предоставьте каждому ребенку две попытки для высказывания. Имейте в виду, что для того, чтобы соответствовать критерию, ребенок должен назвать минимум два предположения.

Заключение:

Напомните детям о содержании рассказанной Вами истории. В заключение сообщите им:

«Сегодня мы вместе доберемся до конца нашего приключения. Итак, после того как мальчик стал маленьким, прошли целые день и ночь. И он решил опять стать таким, каким он был раньше».

Прервитесь на минутку и попросите детей высказать предположения относительно того, как мальчик сможет этого добиться. Постарайтесь настроить класс на высказывание самых разнообразных соображений. А потом расскажите окончание истории.

«Мальчик решил положить волшебную монету обратно на тротуар в надежде снова вырасти и стать прежним. Он положил монету вверх той стороной, на которой было изображено дерево. В тот момент, когда монета коснулась земли, мальчик почувствовал, что становится все больше и больше. Но волшебная монета не знала, какого роста должен быть нормальный мальчик, и он все рос и рос, пока его рост не достиг 3м. Постарайтесь сделать так, чтобы ответов было как можно больше.

«Ясно, что мальчику не хотелось быть великаном, точно так же как он не хотел быть совсем крошечным. Он очень хотел быть обычным мальчиком его возраста».

Снова прервитесь на некоторое время и предположите детям высказать свои соображения по поводу того, каким образом мальчик сможет это сделать.

«В нашей истории мальчик решил снова вернуться на то место, где он нашел волшебную монетку. На этот раз он положил ее на землю той стороной вверх, на которой была изображена птица. Как только он это сделал, он почувствовал, что быстро уменьшается в размерах. Вдруг настал момент, когда он перестал, уменьшается, он оглянулся вокруг и заметил, что снова стал нормальным мальчиком.

В заключении занятия попросите каждого ребенка по очереди высказать свое предположение о том, чем, по его мнению, можно было бы закончить эту историю.
^

Активизация творческого мышления в процессе


изучения геометрических форм

Классификация: дивергентное мышление


Поведенческая цель: наименование круглого (прямоугольного, треугольного) объекта.

Материалы:

  1. Школьная доска;

  2. Плотная бумага и другие материалы, их которых можно, например, изготовить очки с круглыми «линзами» для каждого ребенка;

  3. Рисованная книга для каждого ребенка.

Представление:

  1. Возьмите очки и скажите:

«Перед вами волшебные очки. Эти круглые очки я называю волшебными потому, что когда я их надеваю и смотрю в них, то могу видеть только круглые вещи».

Наденьте очки.

«Вот это да! Я вижу массу круглых предметов!

Я вижу кое-что интересное вон там. Как вы думаете, что я вижу?»

Покажите на участок в комнате, где есть что-нибудь круглое (дверная кнопка, например), и попросите детей отгадать, что вы имеете в виду. Записывайте их ответы на доске.

  1. Вручите очки каждому ребенку. Попросите детей их надеть и обнаружить предметы круглой формы, находящиеся в комнате.

«Помните, дети, что, когда на вас надеты волшебные круглые очки, вы можете видеть только то, что имеет круглую форму!»

Продолжайте фиксировать ответы детей на доске. Если дети дают неправильные ответы, попросите дотронуться до тех предметов, которые они назвали, пощупать их края и определить, являются ли они действительно круглыми. Типичными ответами могут быть следующие: настенные часы, колеса игрушечных машин, грампластинки, дырки в них, чашки, кольца, циферблат наручных часов и головка для завода, дырки в ботинках для шнурков, отверстия в деревянных бусах. Крышки кувшина.

  1. Попросите детей закрыть глаза и представить, что они вышли в этих очках на улицу. Попросите их перечислить все типичные предметы: колеса машин и велосипедов, руль управления, округлые облака, мячи и т.д. и т.п. Запишите все ответы детей на доске.

  2. Попросите детей разбиться на пары и внимательно посмотреть друг на друга, чтобы найти что-нибудь круглое. Типичные ответы: рот, ноздри, радужные оболочки глаз, мочки ушей, браслеты, кольца, дырки для шнурков в ботинках, отверстия в ремне и т.д. снова запишите все ответы.

  3. Если позволяет время, попросите детей надеть очки и вспомнить, какие круглые предметы есть у них дома. Типичные ответы: тарелки, стаканы, чашки, кружки, крышки, отверстия в календаре, ручки на газовых или электрических плитках, пепельницы, подушки, ручки радиоприемника, дырки в раковине, банки и пр.

Критерий:

Дайте каждому ребенку по рисованной книге. Попросите детей надеть очки и найти в книге все предметы круглой формы. Для того чтобы соответствовать критерию, ребенок должен найти минимум три круглые фигуры.

Теперь изготовьте очки с треугольными или прямоугольными «линзами». Придерживаясь той же методики, как и в случае с круглыми очками, поставьте перед детьми задачу разглядеть сквозь соответствующие очки сначала треугольные, а затем прямоугольные и квадратные предметы. Эти предметы могут находиться в классной комнате, на картинках, дома или на игровых площадках.

^ Эта схема дает представление о тех вопросах, которые учителя могут задать детям с целью активизации дивергентного мышления


Предмет

Вопросы

Наука

Расскажите обо всех возможных вариантах использования воды. Постарайтесь назвать максимальное количество предметов, работающих на электричестве

Язык

Дайте описание внешнего вида наиболее фантастического космического пришельца, которого вы можете себе представить

Математика

Расскажите о возможных вариантах классификации и категоризации данного набора предметов (например, по форме, цвету, размеру, съедобности, несъедобности и т.п.). Попытайтесь назвать предметы, которые существуют парами.

Музыка

Попытайтесь извлечь самые различные звуки из имеющегося музыкального инструмента.

Художественное творчество

Изготовьте один и тот же предмет в различных условиях. Постройте дом для воображаемого существа из имеющегося материала. Создайте птицу нового вида из имеющихся остатков различных материалов.

Ориентация в социальной сфере

Назовите тех людей, которые помогают нам совершать путешествия, предохраняют нас от заболеваний, обеспечивают всем необходимым для жизни, строят для нас дома и т.д.

Назовите возможные пути использования пустых коробок, бумажных пакетов, кусочков цветных мелков, стружки от карандашей.


Эта схема, составленная на основе модели Блума, охватывает блок «весна».

В схеме отражены все выделяемые уровни мышления и даются примеры видов активности, характерные для каждого из них. Некоторые виды активности предполагают полноценную проработку задачи на предшествующем уровне. Например, деятельность на уровне практического применения знаний требует от детей написать или продиктовать рассказ или стихотворение об изменениях, происходящей весной. Ребенок, который занимается решением этой задачи, должен сначала произвести наблюдение за этими изменениями, что соответствует деятельности познавательного уровня.

Учителя, работающие с одаренными детьми, основное внимание должны уделять таким видам активности, которые развивают сложные, высшие формы мышления. Вместе с этим в отношении определенных детей часто бывает необходимым вовлечь их сначала в деятельность, требующую более элементарных форм мышления, и постепенно занимать их деятельностью, активизирующей высшие формы мышления.

ВЕСНА


Цель: обнаружение изменений, происходящих весной

Мыслительный навык

Познание и постижение

Деятельность

Совершите пешеходную прогулку. Назовите признаки наступления весны, например набухшие почки на кустах и деревьях, проросшие цветочные луковицы, вновь появившаяся молодая трава, насекомые, животные. Возьмите с собой увеличительное стекло.

Прислушайтесь к весенним звукам. Захватите с собой магнитофон.

Цель: обнаружение изменений, происходящих весной




Принюхайтесь к весенним запахам.

Возьмите коллекцию разнообразных семян. Отметьте происшедшие изменения в их форме. Размере и структуре.

Посадите семена в горшки, находящиеся в классе. Пронаблюдайте за ростом растений в солнечных и теневых участках комнаты, в различных условиях, например в песке. Рядом с промокательной бумагой, тканями, губкой и т.д.

Проведите наблюдение за жизненным циклом некоторых насекомых – мотыльков, бабочек и

т.п.

Обсудите изменения в нашей одежде в весеннее время.

Практическое применение знаний

Проведите коллективное обсуждение всех изменений, связанных с приходом весны (по методу брейнсторминга – «мозгового штурма»).

Обеспечьте прорастание семян и ведите запись их роста.

Отберите наиболее быстро прорастающие семена (под солнцем, в тени или в разных средах).

Перечислите животных, которые впадают в зимнюю спячку и которые этого не делают.

Напишите или продиктуйте рассказы или стихи, посвященные весенним изменениям.

Анализ

Сравните между собой темпы роста разных семян.

Промаркируйте различные предметы, увиденные во время прогулки. Например: растения (деревья, трава, земляные цветы, мхи). 1111 Всего 4 ; насекомые (муравьи, черви, пауки). 111 Всего 3.

Взвесьте семена (в чашках) для того, чтобы знать, какие из них тяжелее.

Составьте классификацию птиц в зависимости от пищи, которой они питаются.

Синтез

Придумайте новый вид семени, из которого, по замыслу, может вырасти растение высотой с дом. Как будет выглядеть это семя? Предположите наличие самых разнообразных окружающих условий.

Представьте, что весна не наступила вообще. Что в этом случае произойдет с растениями, животными, насекомыми и т.д.?

Опишите, какие изменения могли бы вы заметить, если бы были размером с муравья.

Оценка

После выращивания растений из нескольких видов семян в классе решите, какое из них вы хотели бы иметь дома. Что определило ваш выбор?

Проведите наблюдения за различными цветами или деревьями и решите, какое из них вам нравится больше всех.

Обсудите все «за» и против» относительно возможностей содержания какого-нибудь животного в школе.

Решите, какое животное более всего подошло бы для содержания в условиях класса.

Выберите подходящее имя для вашего любимца.

Следующая схема посвящена блоку насекомых.

НАСЕКОМЫЕ


Тема:

Каким образом насекомые переживают зиму? (Адаптация).

Проблема:

Где прячутся муравьи? (Дети заинтересовались исчезновением в холодную погоду.)

База знаний:

Данные о строении, функциях, жизненном цикле и среде обитания различных насекомых.

Информация, полученная из книг и прогулок по полям. Собранные насекомые.

Результаты деятельности «Общества наблюдателей за муравьями».

Информация, полученная у сведущих людей.

Просмотр фотографий и диафильмов.

Прочитанные рассказы и стихи о насекомых.

Песни о насекомых.

Практическое применение знаний:

Сбор насекомых.

Запись того нового, что узнали.

Изображение диаграмм, рисунков и пр. иллюстраций.

Отчет о проведенных исследованиях.

Изготовление информационного стенда.

Анализ:

Сравнение насекомых по разным параметрам.

Сравнительный анализ способов адаптации насекомых к зимним условиям.

Синектика:

Сравнение муравья с грузовой машиной с максимально возможных точек зрения.

Синтез:

Соединение информации с целью создания образа насекомого (включая среду обитания и окружение), возможно живущего на другой планете. Гипотетическое описание способов адаптации этого насекомого к своей окружающей среде. Обсуждение свойств этого насекомого.

Рассказ или стихотворение о «насекомом», от которого нет покоя».

Соединение двух насекомых в одном.

Оценка:

Обсуждение и оценка работы, проделанной детьми.

Проведение дискуссии на тему о возможности созданного насекомого прижиться в окружающих его условиях.

В задачу детей входит обоснование своих ответов.

МАТЕМАТИКА


Овладевая более сложными мыслительными приемами, дети приобретают способность на практике применять математические знания, таким образом, математика приобретает в глазах ребенка осмысленный и полезный характер.

^ Развитие математических навыков

Практическое применение знаний:

  1. Помогите детям проследить применение математических понятий на практике. Например, попросите детей подсчитать, сколько осталось дней до какого-либо интересного и значительного для них события, к примеру, поездки за город. Вы можете также спросить: «Хватит ли салфеток для всех сидящих за столом?» Процесс приготовления пищи также дает возможность практического применения математических знаний (отмеривание исходных продуктов при помощи чашек, чайных ложек и т.п.) Вы можете сказать: «Том, разрежь, пожалуйста, этот торт пополам» или «Света, подай мне, пожалуйста, миксер».

  2. Помогите детям организовывать в классе импровизированный магазин. Предоставьте им самим решать, что продавать, какие устанавливать цены, как регистрировать закупки и т.д.

  3. Поставьте перед детьми задачу проиллюстрировать математические действия с помощью самых разнообразных предметов, например, показать на кубиках уравнение 2+2=4.

Анализ:

  1. Предложите детям несколько задач (головоломок) на классификацию геометрических фигур по цветам и размерам.

Пример: Нарисуйте (или укажите) фигуру, которая должна идти следом за треугольником.

  1. Попросите детей выстроить жестяные банки по высоте. Затем заполните эти банки различным материалом и попросите детей поставить их в порядке возрастания веса.

Синтез:

  1. Поставьте перед малышами задачу придумать новую денежную систему с изготовлением образцов новых денежных знаков и объяснением сущности системы. В продолжение этого задания проведите аукцион в классе. Предложите кому-нибудь из детей выступать в роли аукционера с целью распродажи вещей за новую валюту.

  2. Предложите детям изобрести новую геометрическую фигуру и дать ей название. Например, какой-нибудь малыш может сказать, что фигура является комбинацией квадрата и круга и поэтому называется «квадругом».

  3. Скажите детям, что как будто какой-то грабитель похитил все имеющиеся в городе часы. Спросите детей, каким образом они смогут следить за ходом времени, пока в городе не будут установлены новые часы. Постарайтесь сделать так, чтобы каждый ребенок высказал несколько соображений на этот счет.

Оценка:

  1. (а) Спросите детей, какой инструмент (линейка или стандартное мерило) больше подходит для измерения представленных объектов.

Муравей ваш рост

Бревно ваш палец

Ваш дом машина

Грудной ребенок карандаш

(б) Спросите детей: «Чем лучше отмерить компоненты, входящие в шоколадный кекс, измерительными ложками или чашками?»

мука вода

соль сахар

ванилин какао

(в) Теперь скажите детям, что предстоит выполнить очень трудную работу. Всем классом нужно приготовить завтрак для Пола Буньяна и его коллег-лесорубов. Расскажите детям историю об этом знаменитом дровосеке-великане. Затем спросите: «Что лучше использовать, чтобы измерить перечисленные компоненты завтрака для героев рассказа, - кувшины или коробки?».

Мука для оладий молоко для питья

Молоко для оладий апельсиновый сок

Масло для оладий соль и перец

Сироп яйца
^

Вопросы для активизации мыслительных процессов


высшего уровня

В этой схеме перечислены ключевые слова и фразы, которые могут быть использованы для стимулирования мыслительных процессов на основе модели Блума. Здесь представлены возможные варианты использования различных концептуальных моделей с целью специализации программы обучения для одаренных детей. Авторами схемы была сделана попытка разработать вопросы, с которыми учитель может обращаться к «среднему» и одаренному ребенку, а также представить варианты ответов своих маленьких учеников.
^

Активизация мыслительных процессов





Уровень по «Таксономии Блума

Ключевые слова и фразы

Познание

Соотнесите. Перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите

Понимание

Расскажите своими словами; опишите, что вы чувствуете относительно…; суммируйте; покажите взаимосвязь; объясните смысл

Применение

Продемонстрируйте; объясните цель применения; воспользуйтесь этим, чтобы решить…

Анализ

Разложите на составляющие; объясните причины; сравните; разложите по порядок; классифицируйте; объясните, как и почему

Синтез

Разработайте новый вид продукта; создайте; что произойдет, если…; придумайте другой вариант; есть ли другая причина

Оценка

Установите нормы; отберите и выберите; взвесьте возможности; выскажите критические замечания; выберите то, что вам больше всего нравится; что вы думаете о…