microbik.ru
1

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая МБДОУ Детский сад №8 общеразвивающего вида «Сказка»

г. Горно –Алтайска

__________________Н.Г.Наумова


ПРОГРАММА

работы Консультационного пункта

по оказанию дополнительных услуг психолого-педагогического характера.

ОКАЗАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА ДОУ.

В качестве дополнительных платных услуг Педагог-психолог ДОУ оказывает услуги для родителей воспитанников ДОУ, не предусмотренные должностными обязанностями, а так же для родителей детей дошкольного возраста не охваченных образовательно-воспитательными услугами дошкольных учреждений.

С родителями  или лицами их заменяющими, которые будут посещать консультационные сеансы, проводится беседа о правилах оказания услуг, о взаимных правах и обязанностях, заключается договор.

^ Целью работы Консультативного пункта является диагностическая и консультативная помощь семье, обращающейся за получением предоставляемых платных услуг.

Задачи:

  1. Оказание консультационной помощи родителям по формированию адекватных представлений о возрастных особенностях ребенка, повышению их педагогической компетентности, активизация педагогического потенциала социального окружения.

  2. Проведение диагностики для определения индивидуальных особенностей детей, интеллектуальных способностей, эмоциональных качеств;

  3. Информирование, консультирование взрослых, разработка рекомендаций по вопросам развития, обучения детей, подготовки их к школе, преодолению возникших трудностей;

В соответствии с задачами осуществляется 3 уровня психолого-педагогической помощи:

Первый уровень: запрос направлен на уточнение, получение сведений о возрастных особенностях на конкретном этапе развития личности. В таком запросе нет необходимости в проведении диагностического обследования, поэтому помощь заключается лишь в информировании и консультировании лиц обратившихся с запросом.

^ Второй уровень: запрос направлен на получение сведений об индивидуальных особенностях личности ребенка, о соответствии уровня развития ребенка возрастным нормам. В данном случае есть необходимость в проведении индивидуальной диагностической работы с ребенком. Однако в запросе не содержится указаний на необходимость в разработке рекомендаций по коррекции выявленных особенностей развития личности, поэтому деятельность педагога-психолога заключается лишь в проведении диагностической работы и сообщении результатов диагностики лицам обратившимся с запросом;

^ Третий уровень: запрос направлен на получение сведений рекомендательного характера о способах и методах воздействия на личность ребенка с целью исправления некоторых особенностей его личности или развитие необходимых качеств или преодоление возникших трудностей. В данном случае на ряду с диагностической деятельностью педагог-психолог разрабатывает рекомендации по обозначенному запросу.


Таким образом: содержание и направленность видов работы педагога-психолога определяются конкретным запросов обращающихся лиц.

Предметом работы педагога-психолога Консультативного пункта является состояние психологического здоровья детей, ставших субъектам обращения родителей за помощью.


^ Материально-техническая база: кабинет психолога имеет консультативную зону для работы с родителями, зону для индивидуальной диагностики

Профессиональная деятельность педагога психолога в рамках Консультативного пункта для родителей

Консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога образования, имеют превентивный характер и заключаются в выполнении специальных действий, направленных на предупреждение состояния психологического неблагополучия личности.

О состоянии психологического здоровья в целом можно судить по ряду наиболее значимых характеристик развития ребенка. В нижеприведенной таблице показаны параметры развития, выступающие в качестве критериев психологического благополучия ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах:

^ Период развития

Значимые характеристики развития

Младенчество

характер непосредственного общения со взрослыми;

особенности эмоциональных реакций;

уровень физической самостоятельности (овладение манипулятивной деятельностью, навыки передвижения и ориентировки в пространстве и т. п.);

особенности перцептивной сферы;

индивидуально-типологические характеристики.

Раннее детство

уровень овладения речевой деятельностью;

степень освоения активной речи;

уровень освоения предметной деятельности;

особенности освоения игровой и продуктивной деятельности;

характерные признаки общения со взрослыми и сверстниками;

уровень овладения собственным телом;

особенности когнитивных процессов;

индивидуально-типологические особенности.

Преддошкольное

детство

степень овладения сенсорными эталонами;

особенности мотивации и освоения игровой и продуктивной деятельности;

характерные свойства самосознания;

уровень овладения средствами общения со сверстниками и взрослыми;

индивидуально-типологические особенности;

особенности внутрисемейного общения.

Дошкольное детство

характер соподчинения мотивов;

уровень овладения этическими эталонами;

характер общения со сверстниками и взрослыми;

степень произвольности когнитивных процессов;

индивидуально-типологические особенности;

характер освоения сюжетно-ролевой игры и продуктивной деятельности.


Все вышеперечисленные характеристики развития ребенка в дошкольном детстве для педагога-психолога становятся отправной точкой в разработке рекомендаций превентивной работы.

Несмотря на уникальность и многообразие проблем, связанных с детьми дошкольного возраста, с которыми родители приходят на консультацию к педагогу-психологу, можно очертить примерный круг тех задач, которые психолог решает на консультационном приеме. Среди наиболее часто встречаемых проблем и типичных трудностей дошкольников, находящихся в фокусе работы педагога-психолога выделяют следующие:

- латентный, скрытый характер многих неблагоприятных характеристик развития;

- незнание родителями возрастных норм развития и, как следствие, обращения по поводу «отклонений» в развитии, особенно это касается познавательной и аффективно-регулятивной сферы;

- неправомерность требований, предъявляемых родителями к детям;

- необоснованная тревога родителей по поводу увлеченности ребенка игрой и фантазированием;

- неадекватное отношение к проявлениям самостоятельности и инициативы;

- недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии личности ребенка и т.д.;

- проблемы со вниманием;

- проблемы с развитием (несоответствие отдельных показателей развития с ожидаемыми);

- проблемы в семье.

Подготовка к консультационной работе педагогом-психологом опирается на те факты, в которых виден предмет и основное ее содержание.

Опираясь на перечисленное выше, педагог-психолог разрабатывает рекомендации для родителей по превентивным мерам воздействия на ребенка, обеспечивающим своевременное удовлетворение актуальных для ребенка потребностей. Начиная от потребности в том или ином виде общения до развития необходимых ребенку навыков в процессе игровой деятельности с ним, что обеспечива­ет предохранение и сохранение его психического и психологического здоровья.

Вопрос, который часто является предметом консультации для родителей детей дошкольного возраста, касается психологической го­товности ребенка к посещению дошкольного образовательного учреж­дения. И здесь родители определяют готовность ребенка к посещению таких учреждений по тому, насколько он владеет навыками самообслуживания и насколько он готов соблюдать режим дня, установленный в детском учреждении. Это, конечно, важные критерии, но в психологическом плане гораздо важнее другое — насколько ребенок готов к следующему:

- к разлуке с матерью, с близкими ему взрослыми и другими члена­ми семьи;

- к установлению контактов с новыми для него людьми;

- к принятию новых, не всегда понятных и, может быть, достаточно сложных для него социальных норм и правил и т. п.

И если ребенок психологически не готов хотя бы по одному из перечисленных выше критериев, то в задачу педагога-психолога входит консультация родителей ребенка, объяснение им его психологического состояния.


В число основных запросов родителей детей дошкольного возраста, приходящих на консультацию к педагогу-психологу, входят сле­дующее:

- «информационно-познавательные», когда родители пытаются преодолеть дефицит общих знаний о закономерностях развития ребенка или уточнить некоторые аспекты знания, почерпнутого в каких-либо информационных источниках;

- «ресурсные», когда родители пытаются определить с помощью специалиста степень развития у него тех или иных важных лич­ностных качеств и свойств;

- «проблемные», когда родители пытаются удостовериться в «нормальности» ребенка;

Предметом консультации обычно становятся следующие про­блемы:

- непослушание и упрямство;

- «плохие» познавательные процессы (память, внимание);

- неорганизованность;

- неусидчивость, непоседливость, импульсивность;

- медлительность;

- леность;

- слабоволие и т. д.;

- готовность ребенка к обучению в школе.


Значительная часть вопросов, составляющих со­держание консультаций родителей детей дошкольного возраста, касается проблем общения и взаимоот­ношений в семье. Как правило, в таких случаях предметом работы ста­новятся личностные проблемы взрослого или ребенка. Здесь задача педагога-психолога Консультативного пункта дошкольного образовательного учрежде­ния — определить, обозначить, «прояснить» для клиента наличие проблемы. Серьезная же и глубокая работа с лично­стными проблемами клиентов — это прерогатива специализирован­ных центров психологической помощи.


Диагностико-аналитический блок.

Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста. Выбор конкретных методик определяется параметрами обозначенными в индивидуальном запросе лицами обратившимися в консультационный пункт.

Изучаемый параметр

Методика

Источник

1. Воображение, моторика

Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур»

Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М. 1996

2. Логическое мышление

Бернштейн А.М. «Последовательность событий»

Дубровина И.В. Готовность к школе. М., 2001

3. Речь

«Составь рассказ»

Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков, 1997

4. Память

Истомина 3.М. «10 слов»

Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков, 1997

5. Внимание

Эльконин Д.Б. «Графический ликтант»

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.. 1995

6. Поло­возрастная иден­тификация, само­сознание

Белопольская Н.Л. Методика исследования детского самосознания

Белопольская Н.Л. Поло­возрастная идентификация. М., 1995

7. Самооценка

Хухлаева Л. «Лесенка»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Яро­славль. 1997

8. Статус в группе

«Два дома»

Агаева Е.Л., Брофман В.В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М., 1998.

9. Мотивация

Банков С.А Тес­товая беседа

Посевина Г.П., Король Л. Про­грамма адаптации детей 6-7 дет к школьной жизни «Радость по­знания». Ростов-на-Дону, 2001

10. Произволь­ность

Гуткина Н.И. «Домик»

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению пси­хологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М. 1993

11. Игра

Эльконин Д.Б. Критерии разви­тия игровой дея­тельности

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 1999

12. Коммуника­тивные навыки

Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль соци­ального оазвития

Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2002


^ Специфические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста

Показатель (характеристика)

Направленность

Методические средства (методики, тесты)

Развитие перцептивных действий

Овладение сенсорными эталонами (формы, цвета, величины и др.)

Сформированность пространственных отношений (операции сериации)

Объединение элементов в целостный образ

Восприятие

«Коробочка форм»,

«Вкладыши»,

«Пирамидка»,

«Мисочки»,

«Конструирование по образцу»,

«Включение в ряд»,

«Эталоны»,

«Разрезные картинки»,

«Перцептивное моделирование»

Ориентировка в предметных

действиях

Способы ориентировки

Наглядно-

действенное

мышление

«Коробочка форм»,

«Мисочки»,

«Пирамидка»,

«Матрешка»

Развитие модельных действий

(моделирование)

Анализ образца

Образная форма мыслительной деятельности (образное кодирование)

Овладение зрительным синтезом

Развитие ориентировочных действий

Наглядно-

образное

мышление



«Рыбка»,

«Разрезные картинки»,

«Пиктограмма»,

«Перцептивное моделирование», «Рисунок человека»,

«Схематизация»,

«Недостающие детали»

Овладение действиями обобщения и классификации (простые логические отношения)

Овладение действием систематизации (сложные логические отношения)

Знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование)

Логическое

мышление



«Классификация по заданному

принципу»,

«Свободная классификация»,

«Самое непохожее»,

«Систематизация»,

«Пиктограмма»,

«Исключение четвертого»

Отражение логической последовательности в речевой форме

Установление причинно-следственных связей

Развитие последовательного (логического) рассуждения

Словесно-

логическое

мышление


«Дополнение фраз»,

«Последовательность

картинок»


Развитие связного рассказывания

Объем активного словаря

Логопедические дефекты

Активная речь



«Вопросы по картинкам»,

CAT (Child Apperception Test — Детский апперцептивный тест),

«Последовательность картинок»

Сформированность игровых

действий:

замещение и манипуляция

принятие и удержание роли

Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета)

Игра в контексте

мышления

и воображения


«Свободная игра»,

«Игровая комната», наблюдение за игровой деятельностью

(игры с правилами, сюжетно-

ролевые игры, предметно-манипуляционные)

Образная и вербальная креативность


Беглость, гибкость, оригинальность

Творческое воображение

«Дорисовывание фигур», «Рисунок несуществующего животного»,

«Три желания»,

«Назови картинку»,

«Что может быть одновременно»

Овладение координацией движений

Общая двигательная активность

Разработанность пальцевой и кистевой техники

Наличие ведущей руки (позиции)

Крупная и мелкая моторика


«Играв мяч»,

«Повтори за мной»,

«Бирюльки», свободные движения (походка, бег), свободный рисунок

Преобладающий тип внимания

Объем и устойчивость внимания

Внимание

«Найди такую же», «Коррективная проба» (детский вариант)

Социальный статус

Конфликтность

Коммуникативные предпочтения

Семейные и партнерские взаимоотношения

Формы и средства общения

Общение


«Два дома»,

«Рисунок семьи»,

«Игровая комната», «Дополнение фраз»,

CAT,

«Рисунок человека», «Социометрия»

Самооценка и уровень притязаний

Ценностные ориентации

Устойчивость, направленность и осознанность мотивов

Потребность в самоактуализации

Личностные черты и качества

Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные)

Личность

«Лесенка»,

«Семь карточек», «Эмоциональное лото», CAT, «Рисунок человека», «Дополнение фраз», «Три желания»,

тест Розенцвейга (детский вариант), «Пиктограмма»

Механическое запоминание

Опосредованное запоминание

Произвольная память

«10 предметов»,

«10 слов»,

« Пиктограмма»


^ Неспецифические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста

Показатель (характеристика)

Направленность

Метод диагностики

Упорядоченность действий

Принятие и удержание задачи

Целенаправленность действий

Организация деятельности

Произвольная регуляция

Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба»

Скорость (быстрота) выполнения действий

Темп деятельности

Наблюдение

Устойчивость работоспособности (длительной и непрерывной деятельности)

Стеничность (психоэнергетический тонус жизнедеятельности)

Наблюдение

Способность к самореализации (способы)

Личностная активность

Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба»

Предпочтение предметных задач, вычленение предметных отношений, ценность достижения результата

Предпочтение общения с взрослым (коммуникативная зависимость), ориентация на оценку деятельности

Фиксация на собственных переживаниях (рефлексивность), ориентация на одобрение

Личностная направленность

Наблюдение

Преобладание (устойчивость) эмоционально окрашенных состояний

Эмоциональный фон


Наблюдение


Скорость возникновения и прекращения эмоциональных реакций (эмоционального реагирования)

Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние

Эмоциональная лабильность


Пластичность

Наблюдение


Проявление ситуативной реактивности, эмоциональной заторможенности и эмоциональной возбудимости в эмоциональных состояниях

Характер эмоциональных проявлений

Наблюдение

Реакции на ситуацию обследования (взаимодействия)

Ситуативное общение

Наблюдение


Набор диагностических методик

для детей 3—4 лет

1. Рисунок на свободную тему.

2. Рисунок человека.

3. Разрезные картинки.

4. Бирюльки.

5. Мисочки.

6. Коробочка форм (почтовый ящик).

7. Эталоны.

8. CAT (2—3 картинки из первой серии).

9. Запоминание картинок.

10. Конструирование по расчлененному образцу.


Набор диагностических методик

для детей 4—7 лет

1. Рисунок человека.

2. Рисунок сказочного животного.

3. Дорисовывание (тест Торренса).

4. Что может быть одновременно.

5. Запоминание 10 картинок.

6. Запоминание 12 слов (или простейшая пиктограмма).

7. Исключение 4-го (картинки).

8. Последовательные картинки.

9. Самое непохожее (тест Венгера).

10. Перцептивное моделирование.

11. Кораблик для детей (4—5 лет — рыбка, тест Венгера).

12. Дорожки (полянки) (тест Венгера).

13. Матрица Равена (для детей 4—5 лет — серии А, А—В, для детей 5—7 лет — серии А—В, В).

14. Розенцвейг (12 картинок).

15. CAT.

16. Лесенка.

Диагностика готовности к школе


1. Корректурная проба.

2. Тест Бендера (или Керна— Йерасека).

3. Узорный диктант.

4. Пиктограмма.

5. Рисунок несуществующего животного.

6. Дорисовывание.

7. Тест на принятие задания.

8. Тест на общую осведомленность (вариант Бине или Векслера).

9. Тест «Запомни и нарисуй».

10. Любой тест на логическое мышление.

11. CAT (1—2 картинки).