microbik.ru
1

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА


Н.Ш. Никитина

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск


Одной из важнейших задач современного образования является повсеместное внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, решение которой невозможно без существенного повышения информационной и коммуникационной квалификации как обучающихся, так и преподавателей, менеджеров разного уровня и других специалистов отрасли образования. Недостаточно высокий уровень ИКТ-компетенции (компетенции в сфере информационных и коммуникационных технологий)сдерживает развитие информационно-образовательной среды, совершенствование и внедрение психолого-дидактических и технологических методов, создает психологические барьеры для личностного и профессионального роста. В связи с этим особенно актуальным становится повышение квалификации специалистов системы образования в области ИКТ.

^ Компетентностный подход в повышении квалификации преподавателей. Рассматривая компетенции как новый тип результатов образовательного процесса в виде знаний, навыков и умений, ориентированных на решение реальных задач, можно поставить задачу формулирования блоков ИКТ-компетенций (так называемых профилей), необходимых различным специалистам системы открытого и дистанционного образования. В рамках исследовательской работы «Рабочие профили специалистов открытого и дистанционного образования, основанные на компетенциях», выполняемого в рамках проекта DELPHI 2, была поставлена задача сформировать профили следующих специалистов:

-тьютор,

- разработчик материалов электронного обучения / системы открытого и дистанционного обучения (e-learning / ODL) – педагогический дизайнер,

- консультант по разработке проектов в области e-learning / ODL,

- администратор технологического сопровождения в области e-learning / ODL,

- менеджер с функциями маркетолога в области e-learning / ODL ,

- специалист по повышению квалификации и управлению качеством в области e-learning / ODL,

- администратор службы поддержки студентов в области e-learning/ODL .

В ходе выполнения проекта был предложен формат (шаблон) для описания профиля специалиста, к которому прилагалось руководство по его заполнению. Ниже приведено описание структуры, требований к содержанию описания профиля специалиста, даны некоторые рекомендации по использованию формата.

^ Входные квалификационные требования. Отмечаются следующие квалификационные требования: образование, опыт работы (преподавательской, учебно-методической, исследовательской) и пр.

Ключевые роли в формировании системы ОДО. Указываются возможные занимаемые должности: менеджер, аналитик, специалист по развитию персонала, преподаватель в системе повышения квалификации, руководитель проектов и пр.


^ Связь со стратегическими целями вуза, стратегией подготовки кадров ОДО. Здесь важно указать, в каких стратегических процессах вуза, РРЦ может принимать участие специалист такого профиля и уровня компетенции. Это может быть разработка системы менеджмента качества РРЦ и вуза; создание нормативно-правовой базы образовательного процесса, в том числе электронного обучения; проектирование технологической среды для ОДО и пр.

Объекты деятельности специалиста. Например, качество научно-методических исследований; информационно-образовательная среда; учебный процесс и педагогической деятельности; информационно-образовательная среда; удовлетворенность участников образовательного процесса и пр.

Особенностью выполняемого исследования (микропроекта) «Рабочие профили специалистов открытого и дистанционного образования, основанные на компетенциях», выполняемого в рамках проекта DELPHI 2, является его сетевая реализация, означающая то, что над проектом работали сотрудники нескольких региональных ресурсных центров дистанционного образования, обеспеченные соответствующим технологическим сопровождением для координации действий и оперативного обсуждения всех возникающих вопросов.

Рабочая группа проекта представлена специалистами Новосибирского регионального ресурсного центра, Московского института электроники и математики и регионального ресурсного центра республики Коми. Структура проекта отражает реализацию следующих этапов его выполнения:

  • разработка и согласование структуры отчета;

  • разработка перечня основных профилей специалистов системы ОДО;

  • разработка формата описания профиля специалиста и руководства по использованию формата;

  • описание выделенных профилей специалистов ОДО в соответствии с форматом;

  • представление описания профилей специалистов системы ОДО на сайте DELPHI, организация обсуждения первой версии описания в виртуальной группе (обсуждение осуществляется в два этапа: членами рабочей группы проекта и внешними экспертами);

  • окончательное редактирование описания профилей специалистов, и согласование текста отчета проекта;

  • матрицы пересечения компетенций и

  • подготовка окончательных рекомендательных материалов.

В проекте использованы исследования российских и зарубежных специалистов, представленные в следующих источниках.

^ Формирование образовательных программ повышения квалификации специалистов в области дистанционного образования.

На этапе проектирования профилей специалиста предлагаются все возможные компетенции, без учета их избыточности и возможном пересечении. Следующий шаг – экспертиза. Сформированная группа экспертов осуществляет оценивание важности компетенции и уровень собственной компетенции по каждой позиции описания профиля. Проведенный таким образом экспертный анализ с последующим привлечением методов прикладного статистического анализа позволит:

  • исключить «экспертов-еретиков», имеющих значительные отклонения своих оценок от основной группы экспертов;

  • на основе корреляционного и кластерного анализа результатов экспертного оценивания сформировать оптимальный перечень компетенций для описания профиля специалиста и провести кластеризацию компетенций (выделить классы, блоки компетенций), объединенные по некоторому признаку;

  • спроектировать вариативную модульную образовательную программу подготовки специалиста заданного профиля;

  • на основе методов факторного анализа разработать методику оценки уровня компетенции специалиста с целью последующей сертификации. Данная работа потребует разработки шкалы кредитов для модулей образовательной программы с учетом весовых функций компетенций (факторов), уровня соответствующего сертификата. Установление норм компетенций еще одна важная задача, решение которой возможно на основании предварительного мониторинга оценки компетенций специалистов заданного профиля. Нормы могут и должны меняться и это нормально.

  • разработать алгоритм построения интегральной оценки специалиста соответствующего профиля и уровня для последующей сертификации. Такая интегральная оценка позволит следить за динамикой образовательного процесса, постоянно оценивая качество повышения квалификации и всех его компонентов, совершенствовать образовательные программы.

Основой проектирования образовательной программы подготовки специалиста заданного профиля может стать матрица пересечения компетенций и модулей образовательной программы, представленной в виде таблицы 1.

Таблица 1

Матрица пересечения профилей (компетенций) специалистов и модулей

образовательной программы

Профиль

Блоки

Компетенции

Образовательная программа

Дисциплина 1

Дисциплина 2

Модуль1

Модуль2

Модуль3

Модуль1

Модуль 2

Модуль3

Профиль 1

БК1

К1.1

Х




Х

Х







К1.2













Х

Х

К1.3

Х

Х

Х










К1.4

Х







Х







БК2

К2.1







Х

Х

Х




К2.2

Х

Х










Х

К2.3




Х

Х

Х

Х




К2.4







Х




Х

Х

БК3

К3.1

Х

Х

Х

Х







К3.2




Х




Х

Х




К3.3

Х

Х

Х

Х







К3.4

Х










Х

Х

Еще одной важной проблемой при подготовке специалистов для системы дистанционного образования на основе компетенций является разработка методики входного тестирования и/или анкетирования, необходимых для выявления начального уровня компетенции по заявленному профилю и максимального учета потребностей обучающегося. Такой подход позволит оптимальным образом формировать целевые группы и повысить качество повышения квалификации.

В данном докладе часто речь шла о подготовки специалистов к работе в системе дистанционного образования или с использованием информационных образовательных технологий. Но очевидно, что основная идея состоит в методе проектирования качественной образовательной программы на основе компетенций. Данный подход перспективен и инвариантен к технологиям обучения.