microbik.ru
1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии


УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ


____________ С. С. Аванесов


" " февраля 2011 г.


Рабочая программа дисциплины

Социология молодежи


Направление подготовки

040100 Социология


Профиль подготовки

Общий


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная


Томск 2011

^ 1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Социология молодежи являются формирование представления о предмете социологии молодежи, целостной системы знаний об основных теоретических подходах, понятиях, сферах изучения молодежи, обучение применения методов социологического исследования к такому специфическому объекту как молодежь.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «Социология молодежи» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в втором семестре на первом году обучения. Он представляет собой дисциплину вариативной части профессионального цикла дисциплин направления Б.3. Предметное содержание дисциплины взаимосвязано с учебными курсами «Социология», «Методы социологического исследования». Данный курс является логическим продолжением и углублением общеобразовательного курса «Социология». Для его успешного освоения обучающиеся уже должны овладеть следующими компетенциями:

  • умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

  • быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12)

Изучение этой дисциплины закладывает основы для успешного освоения студентами профессиональных дисциплин как «Социология образования», «Социология труда».


^ 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология молодежи».

В ходе изучения данной дисциплины у студентов формируются элементы профессиональной компетенции, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

  • умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

  • способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основные понятия и подходы социологии молодежи, особенности российской молодежи.

  • Уметь: оперировать основными понятиями и концепциями, применять социологические методы исследования молодежи с учетом ее особенностей.

  • Владеть: навыками анализа особенностей молодежи, моделями интерпретации молодежного поведения.

^ 4. Структура и содержание дисциплины «Социология молодежи»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, из них 54 аудиторных, зачет.




п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лек-ция

Семинар

СРС

1

Предмет социологии молодежи. Развитие социологии молодежи

2

1

2

0

2

Самостоятельная работа «Основные понятия социологии молодежи»

2

Базовый понятийный аппарат. Понятие «возраст». Возрастная дифференциация. Эйджизм

2

2

2

2

4

3

Молодежь как социально-демографическая группа. Демографические процессы и молодежь

2

3

2

2

2

Проблемно-ориентированное эссе «Понятие «молодежь» и его границы»


Проблемно-ориентированное эссе «Основные теоретические подходы к определению молодежи»

4

Понятие "молодежь". Возрастные границы и критерии их определения

2

4

2

2

4

5

Особенности молодежного образа жизни. Ретроспективный анализ оснований формирования молодежи как особой группы


2

5




2

2

6

Классические подходы интерпретации молодежи и ее образа жизни

2

6

2

2

4

7

Теории девиации молодежи

2

7

2

2

2

Проблемно-ориентированное эссе «Девиация молодежи: интерпретации»

8

Субкультура: базовые понятия и теории

2

8

2

2

4

Дебаты «Субкультура и контркультура неразличимы»

9

Социализация молодежи: культурные особенности, этапы взросления, социальные институты

2

9




2

2

Проблемно-ориентированное эссе «Адаптационные стратегии молодежи»

10

Образование молодежи. Рынок труда: основные черты молодежного рынка труда. Профессиональные траектории.

2

10




2

4

11

Семейные ориентации молодежи

2

11




2

2

Проблемно-ориентированное эссе «изменения современной молодой семьи»

12

Насилие в молодежной среде

2

12




2

4




13

Молодежные движения: основные подходы в социальной теории. Теории мобилизации Протестные политические движения и место молодежи


2

13

2

2

2

Дебаты «Мобилизация российской молодежи»

14

Политическое поведение, формы политического участия молодежи Социальная молодежная политика.

Политика, ориентированная на молодежь

2

14




2

4

15

Ценности современной российской молодежи. Религия и молодежь

2

15




2

2

Проблемно-ориентированное эссе «Ценности молодежи: основные направления исследования»

16

Поколенческий анализ. Проблема отцов и детей. Воспроизводство социальной структуры

2

16

2

2

4

Практическая работа «Возможности поколенческого анализа на примере кейса»

17

Потребительское поведение и его роль в молодежном образе жизни

2

17




2

2

Проблемно-ориентированное эссе «Роль молодежи в современном мире».

18

Влияние молодежного образа жизни на современное общество

2

18

2

2

4




Итого

2




20

34

54

зачет во 2 семестре


^ 5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В этой связи курс предполагает применение помимо традиционных лекционных и семинарских занятий различные техники работы с материалом, способствующие его усвоению: практические занятия, направленные на наблюдение за объектом изучения, дебаты, эссе, дискуссии, ориентированные на учебные задачи и проблематизацию значимых для дисциплины тем. Предполагаются использование технических средств для подачи визуальной информации, а также средства Интернет для формирования более удобной среды обмена информацией.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными формами контроля самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины являются:

  1. Групповая работа на занятиях,

  2. Проблемно-ориентированные эссе,

  3. Практическая работа,

  4. Устный зачет.


Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Возрастные границы молодежи: основные проблемы и пути их решения.

  2. Конструирование «естественной» социальной типологии на основании возраста.

  3. Социальная структура и возрастная дискриминация (место возрастных отличий в социальной дифференциации).

  4. Молодость как период жизненного пути человека

  5. Социализация молодежи: основные этапы

  6. Гендерные особенности социализации молодежи.

  7. Семейные ориентации молодежи: особенности современных молодых людей.

  8. Производство и воспроизводство культуры: возможности поколенческого подхода в анализе социальных изменений.

  9. Конфликты среди молодежи: основные проблемные точки.

  10. Механизмы решения конфликтов среди молодежи.

  11. Социо-культурные особенности российской молодежи при выстраивании отношений в приватной сфере.

  12. Насилие в молодежной среде: гендерные особенности

  13. Поведение молодежи на рынке труда: основные проблемы и способы адаптации

  14. Образовательная миграция молодежи: основные направления.



  15. «Моральные паники»: проблематизация молодежи в современных масс-медиа.

  16. Субкультура и контркультура: сходства и различия.

  17. Девиантное поведение молодежи и его отностительность в современном мире

  18. Молодежный образ жизни и его сходство и различие в разных странах (на основе сравнительного анализа образа жизни молодежи в разных странах)

  19. Молодежность как предмет потребления: основные черты.

  20. Проблемы применения методов социологического исследования молодежи.


Примерные вопросы промежуточной аттестации

  1. Предмет социологии молодежи. Основные направления изучения молодежи.

  2. История развития отечественной социологии молодежи.

  3. Понятие «возраст» в социальной теории. Его связь со структурой общества.

  4. Понятие возраста в социальных теориях: основные критерии определения границ

  5. Эйджизм и его проявления

  6. Основные факторы появления молодежных групп и феномена молодежи (ретроспектива)

  7. Концепция подростковости Холла, основные аспекты

  8. Объяснение молодежного образа жизни с позиций теории Парсонса и Эйзенштадта

  9. Маннгейм и его подход к понятию «поколение».

  10. Историцистский подход к молодежи (на примере работ Эриксона)

  11. Биодарвинистский подход к молодежи и его объяснительные возможности

  12. Понятие девиантного поведения.

  13. Эссенсиалистские объяснения девиантного поведения молодежи.

  14. Концепция аномии и ее значение для объяснения девиантного поведения молодежи

  15. Конструктивистские объяснения девиантного поведения молодежи (на примере работ Чикагской школы)

  16. Понятие субкультуры: основные черты

  17. Субкультура и контркультура: отличительные черты и сходство понятий

  18. Объяснительные подходы к молодежным субкультурам

  19. Постмодернистские подходы к молодежным субкультурам

  20. «Гендерная критика» подходов к молодежным субкультурам.

  21. Молодежные движения: понятие и основные подходы

  22. Социализация молодежи: социологические подходы

  23. Социализация молодежи: основные этапы взросления

  24. Социализация молодежи: культурные особенности

  25. Гендерные особенности социализации молодежи.

  26. Проблема отцов и детей в современном западно-европейском мире.

  27. Поколенческий анализ и его эвристические возможности.

  28. Образование молодежи: основные особенности российского образовательного пространства и проблемы

  29. Основные черты молодежного рынка труда

  30. Поведение молодежи на рынке труда. Профессиональные траектории

  31. Семейные ориентации молодежи

  32. Приватная сфера молодежи. Социо-культурные особенности российской молодежи

  33. Конфликты в молодежной среде, есть ли специфика?

  34. Насилие в молодежной среде. Гендерные особенности применения насилия.

  35. Социальная молодежная политика: основные трактовки и направления в России

  36. Политика, ориентированная на молодежь: основные принципы в Российской политике

  37. Политическое поведение, формы политического участия молодежи.

  38. Протестные политические движения и место молодежи в них

  39. Основные ценности современной российской молодежи в работах исследователей.

  40. Религия и молодежь: выбор и участие молодежи.

  41. «Нетрадиционная» религиозность молодежи (конструирование проблемы и депроблиматизация).

  42. Молодежь в обществе риска

  43. Понятие здорового образа жизни молодежи и основные дискурсы вокруг него.

  44. Мода и молодежь: основные теоретические интерпретации.

  45. Потребительское поведение молодежи. Потребление «молодежности».

  46. Влияние молодежного образа жизни на современное общество.

  47. Методы социологического исследования: есть ли специфика применения при изучении молодежи?


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Социология молодежи

а) основная литература:

  1. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ, 2010. — 592 с

  2. Данилин П. Новая молодежная политика 2003-2005 – М.: Европа, 2006. - 292 с.

  3. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М.: Институт молодежи, 2000.

  4. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие / С.И. Левикова – М., 2004. – 608 с.

  5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 2004.

  6. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произведения. М.: Наука. 1988.

  7. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН. 2000.

  8. Омельченко Е.Л. Молодежь: открытый вопрос. – Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. – 184 с.

  9. Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю.Левада, Т.Шанин. – М.: Новое литературное обозрение, 2005. – 328 с.

  10. Пилкингтон Х.,Омельченко Е., Флинн М., Блюдина У., Старкова Е. Глядя на Запад/ Пер. с англ. О. Оберемко и У. Блюдиной. СПб.: Алетейя, 2004

  11. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

  12. Шубкин В.Н. Молодежь в меняющемся мире. М., 1999.

  13. Социология молодежи: Учебник /Под ред. д-ра социол. наук, проф, .чл-кор.. РАН В.Н.Кузнецова. М., 2005.

  14. Социология молодежи: Учебник /Под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб., СПбГУ, 2004.


б) дополнительная литература:

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Уч. пособие. М., 1996.

  2. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург. 1999.

  3. Аверьянов Л.Я. О проблемах молодежи и не только о них. // Социологические исследования. № 10, октябрь 2008, с. 153-157;

  4. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-Традиция 2000. – 381 с.

  5. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. – Москва: Добросвет, 2000.

  6. Борисов С.Б. Субкультура девичества: российская провинция 70-90-х гг. ХХ в.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. – М., 2002.

  7. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: учебник / Ю.Р.Вишневский, В.Т. Шапко. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТИ-УПИ, 2006;

  8. Вишневский Ю.Р. и др. Практикум по социологии молодежи. Екатеринбург, 2000

  9. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи: учебное пособие. Ростов-нД.: Феникс, 2001.Ростов\д, 2001;

  10. Голод С.И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. – СПб, 1996.

  11. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежная проституция и изменения отношения к браку // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 4 [98] Июль-август. С. 216-239

  12. Добрынин В., Емчура Т. Молодежь как социально-демографическая группа в транзитивном обществе. – М.: ИЧРАН, 2004.

  13. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001.

  14. Ильин В.И. Социальное неравенство. М.: ИС РАН. 2000.

  15. Исаев Д.Н., Коган В.Е. Психогигиена пола у детей. – Л., 1986.

  16. Кей Р. «…Такие спортивные девочки – как мальчики!»: о воспитании детей в постсоветской России // Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн.2 / Сост. и редактор С. Ушакин. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 520 с., ил.

  17. Костюченко Л.Г. Социология молодежи. М. 2005.

  18. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М. 1987.

  19. Кон И.С. Ребенок и общество. М. 1988.

  20. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХI века. Социально-педагогический анализ. – Дубна, 2001.

  21. Константиновский Д.Л. Самоопределение или адаптация? // Мир России. 2003. Т. XII. № 2. С. 123-143

  22. Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М., 1990.

  23. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Уч. пособие. СПб., 2000.

  24. Магун В.С., Энговатов М.В. Динамика притязаний и изменение ресурсных стратегий молодежи: 1985-2005 годы // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.6. - М.: Институт социологии РАН, 2007. С. 197-219.

  25. Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1. С. 175-189.

  26. Скутнева С.В. Генедерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2003. № 11. С. 73-78.

  27. Муханова М.Н. Ценностные установки и поведенческие стратегии студенческой молодежи// Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Институт социологии РАН, 2008. – С. 271

  28. Наши университеты. Студенты. Альманах-исследование / под ред. Е.Г. Боярских, М.Я. Рожанского, Т.Н. Тимофеевой – Иркутск, 2010. – 160 с.

  29. Новик В.К., Передняя Д.Г. Имидж современной российской армии глазами молодежи // Социс. – 2006. - № 11.

  30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. 1995.

  31. Омельченко Е. Изучая гомофобию: механизмы исключения «другой» сексуальности в провинциальной молодежной среде // В поисках сексуальности: Сб. статей / Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. – СПб, 2002.

  32. Омельченко Е. От пофигистов до прагматиков: поколения молодежной солидарности постперестроечной России // Неприкосновенный запас – 2008. - № 5 (61).

  33. Омельченко Е. Поп-культурная революция или перестроечный ремейк? Современный контекст молодежного вопроса // Неприкосновенный запас – 2006. - № 1 (45).

  34. Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? //Неприкосновенный запас, № 36, 2004.

  35. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер.

  36. Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодежи / Краснояр. ун-т- Красноярск, 1997 – 185 с.

  37. Пронина Е.И. Роль основных агентов социализации в формировании ценностей молодежи и подростков современной России// Образование и наука в процессе реформ: социологический анализ / Сборник. Ред.-сост. Д.Л. Константиновский, Л.П. Веревкин. - М.: ЦСП, 2003. - 432 с

  38. Семенова В.В. Возраст как социальный ресурс: возможные источники социального неравенства // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2004 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 157-170.

  39. Семенова В.В. Возраст как социальный ресурс: возможные источники социального неравенства // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2004 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 157-170.

  40. Семенова В.В. Дифференциация и консолидация поколений // Россия трансформирующееся общество / Под редакцией В.А. Ядова. - М.: Издательство "КАНОН-пресс-Ц", 2001. C. 256-271.

  41. Семенова Л.А., Андросова О.А. Профессионально-трудовые ориентации и перспективы молодежи в условиях социального неравенства// Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 232-262

  42. Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический, социально–психологический аспекты. М., 2009.

  43. Социальный потенциал молодежи. М, Изд-во «Макс-пресс», 2009.

  44. Ушакин С. Движения молодежи // Неприкосновенный запас. – 2006. - № 3 (47).

  45. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод/Авт. вст. ст. П.С. Гуревич. – М.: Республика, 1994. – 447 с.: илл. – (Мыслители XX века))

  46. Хаавио-Маннила Э., Пурхонен С., Турунен Т. Стройность и самооценка сексуальной привлекательности: сравнительный анализ культурных идеалов // В поисках сексуальности: Сб. статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. – СПб, 2002.

  47. Цивилизация перед судом истории: сб. / А. Дж. Тойнби; пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.

  48. Шилова Л.С., Магун В.С. Связь притязаний и жизненных стратегий с отношением юношей и девушек к реформам в обществе// Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи 1985-1995. Сборник.- М.: Институт социологии РАН, 1998

  49. Щеглова С.Н. Социология детства. М. 1996.

  50. Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под ред. Е. Г. Слуцкого и В. В. Журавлева – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7.

Журнал исследований социальной политики: http://jsps.ru/

Журнал «60 параллель»: http://www.journal.60parallel.org/ru

Журнальный зал: http://magazines.russ.ru/

Демоскоп Weekly: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/ns_r00/pril_1.html

Независимый институт социальной политики: http://atlas.socpol.ru/

Публикации // Институт социологии РАН: http://www.isras.ru/index.php?page_id=1238

Федеральный образовательный портал «Экономика социология менеджмент»: http://ecsocman.edu.ru/articles/j16075290/index.html

Центр изучения молодежи «Поколения.Net» // Центр Регион: http://www.regioncentre.ru/generation/?ts=1262296861

Электронная библиотека социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library

^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Социология молодежи»

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040010 «Социология».


Автор: Мельникова Ольга Олеговна, старший преподаватель

Рецензент: Кондинская Юлия Александровна, старший преподаватель


Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от 01.02.2011 года, протокол № 2.