microbik.ru
1

Запорожец Валерия Геннадьевна

заместитель заведующей

по учебно-воспитательной работе

МДОУ «Д/с № 15» г. Магнитогорска


Развитие игровой деятельности в рамках реализации федеральных государственных требований


Одно из важных направлений развития современного ребенка-дошкольника - социально-личностное развитие. В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, задачи социально-личностного развития представлены в образовательных областях «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Выделение «Социализации» в отдельную образовательную область условно. Значительное место в реализации данной области занимают сюжетно-ролевые режиссерские и театрализованные игры, как способы усвоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей их творческих способностей.

В настоящее время ряд ученных, педагогов и психологов отмечают общую тенденцию к уменьшению удельного веса сюжетной игры в жизни ребенка. Исследователи отмечают, что в структуре и содержании сюжетной игры детей дошкольного возраста происходят изменения негативного характера. Причины этого явления становятся понятными при рассмотрении игры в ее естественном, социально-культурном аспекте вне связи с различными психологическими теориями, объясняющими механизмы игровой деятельности.

Как отмечает Н.А. Короткова, «игровая деятельность – это культурная форма активности ребенка; ее становление зависит от того, насколько культурная окружающая среда способствует этому процессу. (6; 33) Культурная игровая среда включает в себя две составляющие:

  1. Образцы способов игровой деятельности, носителями которых являются взрослые и старшие дети, умеющие играть;

  2. Игровой предметный материал, который стимулирует и поддерживает игру ребенка, в котором как бы свернуты способы игровой деятельности.

В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается, как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

Идея о том, что игра ребенка представляет собой узкоспециализированное средство социализации, имеет глубокие исторические корни и традиции в отечественной педагогике. Но подобный взгляд на игру как на всего лишь средство приобщения ребенка к традиционным социальным нормам представляется спорным и противоречащим как общим целям данного документа, так и целям современного гуманистически ориентированного образования в целом. Нельзя игнорировать другое распространенное мнение, согласно которому сюжетная, или, как ее часто называют, творческая игра, в ее естественной форме является видом деятельности, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал. Ребенок должен иметь возможность на только воспроизводить и повторять созданное другими, но и сам выступать в роли творца.

К игре ребенка дошкольного возраста высказывали свое отношение практически все авторы, работавшие в дошкольной психологии и педагогике.

Известные нам представления об игре ребенка-дошкольника можно условно разделить на три группы:

Первая группа рассматривает игру ребенка дошкольного возраста в отрыве от игры человека в целом.

Данное направление подразумевает активное формирующее воздействие взрослого на игру детей. Теоретические основы этого направления базируются на интерпретации работ Д.Б. Эльконина. (7; 15)

Д.Б. Эльконин приходит к выводу, что наиболее важным, основополагающим элементом сюжетной игры является роль, которую исполняет ребенок в игре.

Основная идея заключалась в том, что если содержание сюжета игры ребенка соответствует моральным общественным нормам общества, то он станет их соблюдать, став взрослым. По мнению указанных авторов, это делают игру ребенка дошкольника ценнейшим, практически универсальным инструментом для педагога-практика, с помощью которого он мог воздействовать на широкий спектр социальных качеств ребенка через предложенное ему содержание для игры.

Вторая группа рассматривает игру как культурный вид деятельности человека, и ребенка в частности. Понятие культурной деятельности в данном контексте подразумевает следующее: ребенок приобретает навыки игры от ее носителей, например, более старших детей, и преобразовывает их в соответствии со своими субъективными потребностями. Рассмотрение игры как культурной деятельности переносит функцию носителя игровой культуры на взрослого, поскольку такие социальные явления в обществе, как увеличение числа однодетных семей и ориентированность родителей на раннее обучение, лишают детей естественного общения в разновозрастных группах.

Третья группа рассматривает игру как проявление развития определенных психических структур у ребенка и не считает нужным вмешательство взрослого в игру детей, за исключением психотерапевтической практики. Теоретические представления этого направления основаны на работах различных авторов - Ж. Пиаже, 3. Фрейда, Дж. Мида.

Наиболее распространенная и традиционная для России концепция игровой деятельности ребенка дошкольного возраста построена на работах Д.Б. Эльконина. (7; 30)

Данное направление чрезвычайно обширно, и в его рамках опубликовано много работ; рассмотрим его на примере двух авторов, чьи работы разделены значительным временным интервалом, - P.И.Жуковской и С.Л.Новоселовой .(2; 5)

Основные положения практических рекомендаций Р.И. Жуковской по организации игры в детском саду можно представить следующим образом:

1. Полноценная, педагогически ценная игра обязательно должна быть коллективной.

2. Если предложить детям социально-ценное содержание и «нравственно-воспитывающие знания» и каким-либо образом склонить их к игре именно на такой основе, то у детей можно сформировать абсолютно любые социальные качества

Таким образом, противоречие, возникающее при развитии у ребенка как творческого, так и социального начала, решалось просто - фактическим исключением творческого начала в игре. Содержание, предоставленное взрослым, по замыслу автора направляло интересы ребенка в социально благоприятном направлении.

Действительно, относительно недавно в детских садах можно было встретить представления, организованные воспитателями для демонстрации своих достижений в развитии игровой деятельности детей, в которых вся без исключения группа детей играла, например, в строительство дома.

Существует метод комплексного руководства игрой, созданный коллективом авторов под руководством С.Л. Новоселовой основные компоненты которого следующие:

-следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постоянно обогащается ее содержание;

-необходимо использовать специально обучающие игры;

- нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек-заместителей;

-во время игры необходимо общение с взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры.

В 80-х годах прошлого века появляется иное направление, делающее акцент не на содержании сюжета игры, а на формировании способов игровой деятельности, которые делают для ребенка возможным реализацию любых привлекающих его содержаний. Это направление было развернуто в 80-х годах в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.

Основную необходимость участия взрослого в игре детей авторы концепции видели в том, что в естественных условиях была нарушена межпоколенная преемственность передачи игровых навыков вследствие ряда причин социально-экономического характера. Взрослый в такой ситуации выступал в качестве носителя способов игры, необходимых для дальнейшего развития игры как культурной деятельности.

В 1987 г. Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой была опубликована концепция по этапного формирования способов игры, предлагающая методики, которые могли бы компенсировать дефицит культурных образцов игры для детей на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Основными принципами концепции поэтапного формирования способов игры были следующие:

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на взаимодействие с партнером-сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.

В раннем и начале младшего дошкольного возраста взрослый «открывал» ребенку возможности использования условных, замещающих действий с игровыми предметами, в возрасте 4-5 лет основой игры служило ролевое взаимодействие, а к старшему дошкольному возрасту, при помощи взрослого, ребенок мог перейти на следующий уровень - к сюжетосложению, оперируя в игре целостными событиями.

Другим принципиальным отличием концепции поэтапного формирования способов игры было отношение авторов ко второй основной форме игры - к игре с правилами. А формирование у ребенка социальных качеств, становится возможным отнести к игре с правилами.

В игре с правилами Ж.Пиаже выделял три стадии, основанные на осознании ребенком правил, используемых в игре:

-правило игры не осознается ребенком, но выполняется для достижения субъективного чувства удовольствия;

-правило игры представляет для играющего ребенка закон, оно диктуется взрослыми или старшими детьми и из уважения к ним соблюдается ребенком;

-правило игры формулируется самими детьми и поэтому соблюдается, но при этом может быть изменено при условии общего согласия играющих.

На смену диктуемому старшими младшим внешнему правилу, гарантией истинности которого является именно его неизменность, приходит свободное и самостоятельное решение самих детей. Это решение соблюдать какое-либо правило никем не навязано и приспособлено к потребностям и склонностям той или иной детской группы. На основании игры с правилами дети сами создают свой социум с общими для всех нормативными правилами, которые его поддерживают.

Таким образом, перед педагогом-практиком в современной ситуации открываются два пути влияния на развитие ребенка с помощью игры. Первый путь – узко педагогический, и заключается он в сложном, многоступенчатом обогащении познавательной сферы ребенка, наполнении ее духовно-нравственным содержанием. Но ребенок проводит много времени за стенами детского сада, где наблюдает различные жизненные коллизии, смотрит не предназначенные для его возраста телепередачи. Все это производит на него значительное впечатление, нередко большее, чем неизбежно пресное педагогически ценное содержание, предлагаемое в детском саду. Как отмечала Д.Б. Менджерицкая, «для возникновения замысла (игры) нужны яркие, живые впечатления, волнующие ребенка, воздействующие на его воображение и чувства». Следовательно, чтобы сюжет игры был построен на педагогически ценных содержаниях, со стороны взрослого понадобится активное вмешательстве в игру и фильтрация нежелательных направлений сюжета. Второй путь заключается в том, чтобы позволить детям играть, во что им захочется и с кем захочется, так же как они играли тысячелетия до этого. В случае неразвитости игровых навыков необходимо показать им, как играть, что педагог может сделать, только играя с детьми на равных.

Реализацию подобного естественного отношения взрослого к игре ребенка упрощает и организует созданная Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой концепция поэтапного формирования способов сюжетной игры и игры с правилами. При этом реализовать творческий потенциал ребенок может в сюжетной игре, а способность к сознательной нормативной регуляции на основании добровольно принятых моральных норм - в игре с правилами.

Таким образом, игры с правилами представляют обширный пласт деятельности ребенка дошкольного возраста. Игры с правилами имеют большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей. Но как отмечает ряд современных ученных, основное развивающее значение игры с правилами связанны с специфическими характеристиками. Это развитие у детей умения самостоятельно регулировать поведение. При наличии правила, контроль над выполнением. В самостоятельной деятельности детей создаются условия и возникает необходимость в реализации важного морального принципа, как справедливость. Ребенок самостоятельно выделяет себя среди других детей в соответствии с простыми и понятными ему критериями.

В совместной деятельности игры с правилами развивают у детей различные формы взаимодействия: одновременные и последовательные формы действия, способность к договору и предварительное планирование совместны действий.

Таким образом, игры с правилами являются не менее важными для социализации ребенка видом деятельности, чем сюжетная игра. Формирование этих видов деятельности происходит по методикам, основой которых стала концепция способов формирования игры, созданная Н.Я.Михайленко и Н.А. Короткова.

Игровая деятельность формируется и реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка, в которой все участники являются равноправными партнерами, и в свободной самостоятельной деятельности детей.


^ Список литературы

  1. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста М., 1978

  2. Жуковская Р.И. Руководство творческими играми дошкольников. М., 1953.

  3. Игра как ведущая деятельность. С.Доронов // Дошкольное воспитание № 5 2011.

  4. Жуковская Р.И. Руководство творческим играми дошкольников м. , 1953

  5. Короткова Н.А. современные исследования детской игры// Вопросы психологии, 1985 № 5

  6. Михайленко Н.Я Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 1997

  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978