microbik.ru
1

развитие познавательной активности учащихся на уроках информатики

Шкваркова Лариса Петровна (shkvarkova@mail.ru)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н.Куликова

г. Семикаракорска»

Аннотация

В работе рассматриваются приемы и методы для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики, для обеспечения более высокого уровня образовательного процесса.


Главной целью преподавания информатики в условиях информатизации образования является задача создать ученику условия для формирования умений и навыков практического использования информационных технологий, творческого осмысления способов компьютерной обработки информации, умения логически мыслить, развитие познавательной активности учащихся.

Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной активности на уроках информатики и ИКТ позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательной активности учащихся. К ним можно отнести следующие противоречия: между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности; между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета; между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.

Главное в педагогике – это уважение к личности ученика и требовательность к нему!

Ребёнок по своей природе существо весьма любознательное, полное стремления познать всё новое, неизведанное, неизвестное. Урок информатики для многих из них – возможность поработать на ПК, которые так привлекают любого ребенка. Одна из главных проблем – как привлечь познавательные интересы школьника к изучению программирования, основ архитектуры компьютера, логики, программного обеспечения. Одна из форм активизации – разноуровневые задания. По разным темам разработан и накоплен дидактический материал в виде карточек-заданий, тестов, творческих заданий, задач разного уровня сложности.

Соответствующими изменениями преподавания почти всегда можно переключить преимущественные интересы ученика с постороннего на учение. Это очень нелегко, потому что с малозаметных неудач в обучении начинается потеря интереса к предмету. Стараюсь как можно чаще создавать ситуацию успеха, чтобы подчеркнуть способности, положительный опыт каждого ученика, сравнивая его прошлые и новые заслуги.

В обучении нельзя полагаться только на сознательность и добрую волю ученика, нужно повседневно и настойчиво следить за его работой, вовремя помогать, предотвратить отставание.

Интерес учащегося к предмету зависит, иногда, даже не только от содержания, сколько от убеждённости в том, что он делает важное, нужное дело. Многое помогает выработать такую убеждённость – от понимания значения науки до решения ситуативных проблемных вопросов. Помогает формированию интересов разнообразие учебной деятельности, связь её с жизнью, возможность применить знания на практике.

Именно поэтому, сегодня внимание привлекает личностно-ориентированная (по характеру) и личностно - деятельностная (по существу) организация учебного процесса.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность ® Интерес ® Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.

Информатика как учебный предмет обладает такими особенностями развития творческих способностей личности в основе которых лежат интеллектуальные качества: раскованность, гибкость, оригинальность, скрупулезность, любознательность, интеллектуальная смелость, чувство комфорта.

Развитие познавательных интересов на уроках информатики и ИКТ можно обеспечить, ежеурочно ставя перед собой и выполняя следующие задачи:

  • содержание учебного материала;

  • виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);

  • активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;

  • искусство учителя, как лектора, оратора;

  • искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);

  • создание благоприятного психологического климата.

Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью. Разные по содержанию и форме уроки: урок-экскурсия, «История развития вычислительных средств»; деловая игра «Суд над Интернетом»; исследовательские проекты «Компьютерный сленг», «Вирусы компьютерные и биологические», «Создание игр»; практические, лабораторные работы, тестовые задания, тесты on-line способствуют исключению однообразия, значительно расширяют учебно-воспитательные возможности урока.

Применяю различные формы активизации познавательной деятельности, промежуточного и итогового контроля: тестовые задания, разноуровневые карточки, задания с инструкциями по выполнению.

Включая учеников в активную учебную работу, использую при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности. Интерактивные методы значительно расширяются учебно-воспитательные возможности урока. Одной из наиболее эффективных форм контроля уровня достижений учащихся в области информационных компьютерных технологий является защита творческого проекта, в ходе которой они имеют возможность продемонстрировать все, чему научились. Особое внимание я уделяю межпредметным проектам, которые позволяют показать знание материала по истории, иностранному языку, физике, химии, биологии и другим предметам.

Использование компьютерных программ повышает интерес к предмету. Во-первых, ребенок видит, что он сам может создавать учебные пособия, тестирующие программы, программы обработки данных. Во-вторых, электронные учебники и информационные технологии позволяют рассмотреть на уроке материал, который невозможно преподнести без их использования.

Примером метода стимулирования является метод опоры на жизненный опыт учащихся. Например, при изучении темы «Вложенные циклы» привожу пример входа и выхода в школьное здание (открывание дверей внешних, внутренних, закрывание в обратном порядке), сортировка массива – построение по росту на уроке физической культуры и другие.

Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках и во внеурочной деятельности применяю следующие виды творческих заданий: составление задач учащимися; конструирование обратных задач; творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся); конкурсы «Лучший рисунок», «Лучшая открытка»; реферат; доклад; составление кроссворда по теме; разгадывание ребусов по информатике; составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по заказу школы; проект – создание учащимися готового программного продукта.

Развитие интереса учащихся к предмету информатика не может полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Разбудить в школьниках активную деятельность можно через организацию системы деятельности, предусматривающую развитие всех учащихся класса.