microbik.ru
1

Развитие слухового внимания восприятия, памяти у детей раннего возраста.


Возраст до трех лет – самый благоприятный период для развития детей. Каждый ребенок развивается индивидуально, у каждого есть свои особенности, но есть в развитии детей и общие закономерности. У всех детей так или иначе развивается чувствительность всех видов: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая; развивается подражательная деятельность; ощущения, восприятия, память, а вместе с познавательными процессами развивается и мышление.

Параллельно с мышлением развивается и речь. Основы речевого общения ребенка закладывает мать, ведь именно она проводит большую часть времени с малышом, ухаживая за ним.

Очень важно стимулировать слуховое сосредоточение, внимание к окружающим звукам, формировать фонематический компонент для того, чтобы речь развивалась успешно.

Ребенок должен слышать голос матери, различать интонацию, с которой к нему обращаются. Только слыша звуки речи, ребенок станет постепенно подражать им, осваивать строй родного языка, а затем правильно говорить.

Родителям необходимо проверить физиологический слух ребенка, а так же научить его различать окружающие звуки и звуки речи.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Слуховое сосредоточение, внимание, слуховую память необходимо развивать. Для этого важно научить ребенка определять направление шума и узнавать звучащий предмет. Поиграйте в игру «Где звенит колокольчик?».

Следующая задача – научиться соотносить шум с реальной ситуацией, определять звук в быту: звонок в дверь, телефон, шум воды; определять голоса членов семьи, голоса животных и птиц; узнавать звуки и шумы, доносящиеся с улицы: машина, ветер, дождь.

Необходимо научить дифференцировать шумы по тональности.

Хорошо, если дома будет набор игрушек: колокольчик, дудочка, погремушка, барабан. Начинать нужно с различения двух звуков. Предложите ребенку игру «Угадай, что звучит?» (колокольчик, или барабан). Постепенно количество звучащих игрушек увеличивайте до пяти – шести.

Чтобы развить слуховую память, спросите ребенка: «Что звучало сначала, потом, какой звук был последний? Что не звучало?»

Важно научить ребенка выполнять просьбы и поручения, не сопровождаемые жестами: «Дай, возьми, положи, открой»; научить перемещать предметы по заданию: «Возьми со стола мишку и посади на диван».

Предложите посмотреть на ряд игрушек внимательно, а затем подать сразу две игрушки: домик и мячик. Количество игрушек постепенно увеличивайте.

Поиграйте в «Телефон». Предложите повторить за собой сочетания звуков и слогов в игровой форме. Сначала дайте возможность видеть ваше лицо в момент произнесения звуков, затем прикройте его экраном. Усложните задание повторением слов, сочетаний слов и небольших предложений.

Ни для кого не секрет, что задержка в развитии речи влечет за собой целый ряд различных проблем. К ним можно отнести сложности в общении со сверстниками и взрослыми, затруднения в различении и произнесении звуков в дошкольном возрасте, а так же в освоении грамоты в школьные годы.

Как известно, владение речью, играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Хорошее впечатление на окружающих производит тот человек, который может убедительно и доходчиво изложить свои мысли. Хорошему владению речью нужно учиться не один год, и начинать обучение желательно как можно раньше.

Подготовила

учитель-логопед

Горбунова О.Г.