microbik.ru
1

Развитие тонкой моторики рук

Речь является главным критерием умственного развития, и ее успешному формированию способствует развитие общей тонкой моторики рук.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Таким образом, развивая пальцы рук, мы развиваем речь ребёнка.

Существует большое количество пальчиковых игр. Приведу пример некоторых из них.

  1. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

^ Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.



Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

  1. Поочерёдно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца, затем разогнуть все пальцы.

Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.


  1. Сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочерёдно их выпрямлять, начиная с большого пальца.

^ Ну-ка, братцы, за работу

Покажи свою охоту:

Большаку – дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А малышке песни петь, да плясать

Родных братьев забавлять.

  1. Сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочерёдно их выпрямлять, начиная с мизинца.

^ Мизинчик идти на прогулку решил,

Но безымянный не разрешил

А средний об этом услышал –

Едва из терпенья не вышел.

И печально сказал указательный:

«Огорчится большой обязательно».

Досталось мизинцу

От всех по гостинцу.


  1. «Кошки – мышки».

Кошка мышку цап-царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки),

^ Подержала, подержала, отпустила

(кулаки одновременно разжимаются),

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по столешнице пальцы обеих рук),

^ Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону).

До свидания, мышка, до свидания

(одновременные наклоны кистей рук вперёд и вниз).


  1. «Пять пальцев».

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей,

Первый палец боковой,

Называется БОЛЬШОЙ.

Палец второй

Указчик старательный

Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

Третий твой палец

Как раз посредине

Поэтому СРЕДНИЙ

Даю ему имя.

Палец четвёртый,

Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ

Неторопливый он

И упрямый.

Совсем как в семье

Братец младший – любимец

По счёту он пятый,

Зовётся МИЗИНЕЦ.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. «Пальчики здороваются» -кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
В процессе игр с пальчиками,кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различные игры с предметами, которые легко можно проводить дома.

^ Подобрать крышечки к бутылочкам. Размер, цвет.
Возьмите несколько разноцветных бутылочек с крышечками, например, из-под Агуши, Растишки (те, у кого детки до 3х лет, выпейте Растишку сами, а бутылочку оставьте), может из-под питьевых йогуртов - ну что найдете под рукой.
Дайте ребенку и попросите подобрать крышечки к бутылочкам. Ребенок может подбирать крышечки в соответствии с размером отверстия, могут подбирать по цвету.


^ Игра с прищепками

Цель: Развивать умение работать с прищепками и создавать образ.

Материал: Прищепки
разных цветов, величины, контуры солнышка, тучки, звезды, ежика, круги разных цветов, коробка из-под обуви.

Возьмите коробку из-под обуви, разноцветные прищепки и учите ребенка цеплять прищепки на коробку (или на картон, из картона можно вырезать солнышко). Это также хорошо развивает мелкую моторику.

  • Сделай лучик солнышку.

  • Дождик из тучки.

  • Укрась звезду.

  • Составь цветок.

  • Сделай ежику иголки.

Помоги Золушке разложить семена.

Материал: Разные крупы, горох, бобы и косточки.

Ход игры: Смешать все семена, ребенок раскладывает семена по отдельным ячейкам.

^ Завяжи узелок.

Цель: Развивать умение вязать различные узлы.

Материал: деревянная рамка, шнуры разной толщины, длины.

Ход игры: Ребенку предлагаем завязывать разные узлы по показу и по желанию.

^ Вылови колобок из воды.

Материал: Сосуд с водой, разливная ложка, игрушечные колобки.

Ход игры: Выловить колобок разливной ложкой, слить с нее воду и положить колобок на поднос без воды.

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук:

  • шнуровки;

  • пристёжки;

  • игры с мозаикой;

  • работа с ножницами;

  • игры с бумагой;

  • работа с пластилином;

  • наматывание нитки на катушку;

  • игры с крупой, песком, водой;

  • игры с пуговицами (выложить узор);

  • рисование пальчиком (декоративное рисование);

  • рисование по точкам;

  • оригами;

  • действия с предметами: карандашом, палочками, бусинками, орехами, прищепками;

  • пальчиковый театр;

  • различные виды конструирования;

  • перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура);

  • вязание, вышивание (преимущественно для девочек);

  • доступная работа с инструментами (для мальчиков);

  • обучение игре на пианино, на аккордеоне и пр.;

  • перелистывание книжных страниц.

Перечень возможных видов занятий для развития у ребёнка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении даёт сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности (прополка в огороде, сбор лесных и садовых ягод с последующей их «переработкой», чистка и резка варёных овощей, не требующая использования острого ножа и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность движений, которая в дальнейшем поможет ребёнку в овладении процессом письма.

Предложенные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев рук, способствуют выработке изолированных и точных движений. Учитывая тот факт, что развитие моторной сферы влияет на развитие речи и другие психические процессы необходимо как можно чаще и систематически использовать игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование тонкой моторики.

Рекомендуемая литература

1. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно».- СПб., 2003.

2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе

для детей с общим недоразвитием речи.- СПб., 2003.

3. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1998.

4. Синицина Е. Н. Умные пальчики.- М., 1998.

5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996.

6. Цуцуми Йосиро Исцеляющие пальцы.- М., 1993.