microbik.ru
1

Загадка

рядом с зарядкой

Как сделать физкультурные занятия более интересными и доступны­ми для детей? Известно: положи­тельный эмоциональный настрой спо­собствует более быстрому усвоению любого материала. Включение в заня­тия по физическому воспитанию зага­док, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию пред­ставить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказы­вается, можно не только отгадать, но и показать!

Образно-игровые движения развива­ют способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фан­тазию и память. Они раскрывают понят­ные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного. Кроме того, упражняясь в выполнении таких движе­ний, дети развивают силу, ловкость, коор­динацию движений, учатся ориентиро­ваться в пространстве, приобретают на­вык двигаться в заданном темпе и ритме.

С учетом всего вышесказанного педа­гогу необходимо творчески подходить к организации занятий, заранее самому разучить подражательные движения, готовить картинки с изображением зве­рушек, рассказать об их повадках, о том, где (в каких странах) они живут, подби­рать фонограммы


(негромкая ритмич­ная музыка, записи шумовых эффектов, в том числе звукоподражаний), которые дети должны имитировать, например кваканье лягушек, мяуканье кошки, ры­чанье медведя и т.д.

^ Предлагаем несколько вариантов уп­ражнений-загадок, где отгадками слу­жат забавные подражательные упраж­нения.

1. Легкий бег на носочках, руки - в стороны, плавно поднимать их вы­соко вверх и опускать вниз.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел, -

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка?)

^ 2. Ходьба на внешней стороне cmoпы. Руки широко расставлены в cmopoны. Шаги медленные, неуклюжие.

Кто, позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге?

Летом бродит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос? (Медведь.)

^ 3. Сесть, спину выпрямить, пятки чуть приподняты над полом, руки на коленях. Продвигаться вперед на носках, не теряя равновесия.

В воде купался, а сух остался.

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

^ 4. Бег или ходьба с высоким подниманием колен. Боковой или прямой галоп

Я копытами стучу, стучу

И по полю все скачу, скачу, Грива вьется на ветру... Кто это? (Конь)


^ 5. Сесть на пол с упором на колени и ладони. Наклоняться вперед, сгибая руки в локтях (движения, имитирующие
подлезание кошки под забор).


Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

^ 6. Лечь на пол. Ползать с опорой на руки, ноги стараться держать вместе.

В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит... (крокодил).

7. Ходьба с высоким подниманием колен, руки высоко вверх, потом вниз.

Это старый наш знакомый, Он живет на крыше дома, Он летает на охоту,

За лягушками, к болоту. (Аист)

8. Ходьба на пятках с ритмическими движениями рук в стороны.

Желтые комочки, Легкие, как вата, Бегают за квочкой.

Кто это? (Цыплята)

9. Быстрый, стремительный бег; руки широко расставлены в cmopоны, пальцы растопырены.

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает.

(Ястреб)

10. Сесть на пол, колени в стороны, пятки чуть приподнять над полом, руки

впepeдu. Прыжками медленно продвигаться вперед.


Скачет квакушка,

Не рот, а ловушка,

Попадают в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

^ 11. Лечь на спину. Немного приподнятъся и продвигаться назад с опорой на руки и ноги.

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед. (Рак.)

12. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Руки согнуты перед грудъю, кисти рук опущены вниз.
Прыг-скок, прыг-скок,

Длинное ушко - белый бок. (Заяц.)

13. Наклониться вперед, руки отвести назад, совершать движения, имитирующие клевание зернышек.
Чик-чирик,

К зернышкам - прыг,

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

14. Опуститься на колени. Продвигаться вперед с опорой на колени и локти.
Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

15. Легкий бег на носках. Руки в сто­роны, кисти слегка «дрожат».
Крыльями стрекочет

С вечера до ночи. (Стрекоза)

^ 1б. Чуть присесть. Маленькие прыжки вперед на двух ногах.

В дупле живет

Да орешки жует.

По веткам скачет, да не птица,

Рыжая, а не лисица. (Белка)


^ 17. Лечь на пол на живот, руки упираются в пол, колени согнуты. Прогнуться и тянуться носками ног к голове, не выпрямляя локти.

Крылья есть, а не летает,

Ног нет, да не догонишь.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбка)


^ 18. Быстрая ходьба на носках мелким семенящим шагом.

Маленький шарик

Под лавкой шарит,

Живет в норке,

Грызет корки,

Короткие ножки,

Боится кошки. (Мышка)

19. Подскоками продвигаться вперед, и скрестить вверху, как рога.

Кто на своей голове

Лес носит? (Олень)

^ 20.Ходьба на носках, ноги прямые, ру­ки поднять вверх, кисти соединены. Стараться держать вытянутые руки за ушами, подбородок не опускать.

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... (жираф).

^ 21. Большие кругообразные движения руками перед собой.

Крыльями машет,

А сама ни с места. (Мельница)

22.Легкий бег по залу. Руки соединить вверху.

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут

Опустился... (парашют).


23. Сесть на пол, руками обхватить со­гнутые колени, голову опустить - сгруп­пироваться. Перекаты назад, на спину и возвращение в исходное положение.

На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился... (колобок)


^ 24. Руки соединить вверху, локти в стороны. Потянуться на носочках вверх.


Если дома его не оставим -

Значит, мы под дождем не растаем. (Зонтик)


По мере усвоения техники исполне­ния движений дети могут сами по оче­реди загадывать загадки. Такие веселые и забавные «загадки вместе с зарядкой» можно использовать в утренней гимна­стике, на физкультминутках, во время музыкальных и физкультурных досугов.


Известно, что дети любят играть в по­движные игры, которые являются для них активной и осмысленной деятель­ностью. Содержанием подвижных игр, как правило, является познавательный материал, расширяющий кругозор ре­бенка. Чтобы достичь большей заинте­ресованности детей и побудить их при­нимать участие в таких играх, воспита­телю необходимо создавать на занятии радостную, непринужденную обстанов­ку, придумывать веселые сюжеты.


Часто для проведения спортивных праздников или досугов бывает необхо­дима подвижная игра с героем-персона­жем. Такую игру нетрудно придумать самим на основе загадок, стихов, погово­рок. В ее ходе могут понадобиться боль­шие яркие игрушки (Мишка, Лиса, Соба­ка), надувные или сделанные из искусст­венного меха, а также маски животных.

^ Мишка косолапый

Большую игрушку (Мишка) распола­гают в центре зала. Дети становятся в круг, держась за руки. Рядом с Мишкой садятся дети-ловишки (один или два).

^ Вариант для младших

возрастных групп Дети.

Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо мишке в лоб, Мишка рассердился и ногою - топ! Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, слегка ударяя ла­дошкой по лбу, разводят руки в стороны, растопыривают пальцы, переступают с ноги на ногу, затем топают одной но­гой об пол и разбегаются по залу. Дети-ловишки ловят «шишки», т.е. других детей, и укладывают их в корзинки» (сажают на гимнастические скамейки).


^ Вариант для старших групп Дети.

Он большой и косолапый. Говорят, сосет он лапу. Громко может он реветь,

- Р-Р-Р-

А зовут его... (медведь).

Дети, взявшись за руки, идут по кругу, останавливаются, показывают на «грозного» Мишку, отходят назад, об­разуя большой круг.

«Мишка» ловит детей. Чтобы он ско­рее справился с этим, ему дают в руки надувную игрушку - булаву.

Найди и промолчи

^ Воспитатель прячет игрушку-козленка. Дети должны найти ее, подойти и тихо сказать воспитателю, где он спрятана.

Воспитатель.

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Завтра утром отнесу.

Он заблудится в лесу...

Дети.

Я сама его найду (девочки).

И я сам его найду (мальчики).


^ Волк и зайчата

Большая игрушка (Волк) или ребенок в маске сидят в центре зала. Дети-зайчата осторожно, на носочках идут по кругу, как бы крадутся, руки перед со бой согнуты, кисти опущены вниз.

Дети.

Он всегда по лесу рыщет,

За кустом зайчаток ищет,

Он зубами щелк да щелк...

Волк (грозно). Угадали? Это волк!

Дети-зайчата разбегаются по залу - Волк старается их догнать.

При проведении подвижных игр воспитателю нужно помнить об основных требованиях, предъявляемых к ним: со-ответствии содержания игровым действиям, возрастным особенностям детей полученным ранее умениям и навыкам, а также об индивидуальном подходе к детям.