microbik.ru
1

Сакральные места России: методика изучения, итоги, перспективы

Брунов В.В.

Вологодский государственный технический университет
Сакральные – это священные, святые, молитвенные, памятные места: храмы и часовни, святилища и священные рощи, камни, родники; это места подвигов боевых и подвигов духа. Словом, такие места, без которых душа глохнет, черствеет и человек не состоится как гражданин, личность, как русский. Эти места издревле используют для исцеления, инициации и других целей.

Священные места я целенаправленно исследую в разных регионах страны с 1994 года. Тогда там, в Харовском районе, удалось найти стоянку людей мезолитической поры (около 4 тысяч лет до нашей эры) и языческое святилище – камень-валун рядом с православной часовней. С тех пор ежегодно – работы на Алтае, Карельском перешейке, в Крыму, Приазовье, Вологодской области. В первую очередь мы изучаем, как воздействует энергетика таких мест на состояние биополя людей, на их самочувствие.

^ Краткий обзор проблемы. Описания многих священных мест введены в науку достаточно давно (см. например, «Археологический словарь» Матюшина, 1996). Есть и кадастрово-справочные карты действующих и ныне не существующих храмов (Маслова, 2007). Есть и учебные пособия по священным местам России для студентов, обучаемых на кафедре международного туризма (Алексеев, 2007). Однако лишь в недавнее вроемя начали изучение сакральных мест с новых научных позиций, выясняя с помощью методов биолокации, ГРВ-электрографии, геоэкологии, биогеографии характеристики этих мест и их влияние на людей (Брунов, 2003, 2004; Кодола, Сочеванов, 2004; Резункова и др., 2007).

^ Методика работы. Мы пользуемся таким алгоритмом исследований.

1. Предварительный сбор опросных данных и знакомство с публикациями по данной теме и по территории.

2. Предварительная обработка материалов в виде студенческих рефератов, курсовых и дипломных работ.

3. Составление кадастрово-справочных карт изучаемых объектов, разработка экспедиционных и экскурсионных маршрутов.

4. Для обеспечения комплексности работ – встречи, совместные семинары, полевые работы с коллегами (краеведами, медиками, геоэкологами, археологами, биофизиками, историками, руководителями турфирм, учителями колледжей и школ, работниками департамента охраны природы).

5. Подготовка и привлечение специалистов, операторов биолокации, магнито- и радиометристов, прибористов ГРВ-электрографии, фотографов, телеоператоров и т.д.

6. Разработка и проведение лабораторных экспериментов по влиянию различных факторов на людей (воды, камней, деревьев, различных трав и т.п.).

7. Проведение экскурсий и маршрутов как в пределах Вологодской области, так и в других регионах страны.

8. Разработка и «обкатка» туристических и иных (в т.ч. платных) маршрутов по сакральным местам, - от одно- и двухдневных до двухнедельных, месячных и т.д.; варианты – водный, велосипедный, горный, пешеходный, автобусный, комбинированный.

9. Публикация наработок в СМИ и в научной печати.

Итоги. В настоящее время с помощью приборов достаточно подробно изучено как влияние отдельных факторов на людей (вода, древесина отдельных пород и живые деревья, травы, различные камни и минералы), так и комплексное воздействие и природных, и рукотворных объектов (святых источников, священных рощ и камней, храмов). Приступили к выяснению влияния обрядовых методик. Разработали одно-, двух- и многодневные маршруты по Вологодской области. Вместе со специалистами приступили к составлению кадастрово-справочных карт сакральных мест Вологодчины. По проекту «Семен Дежнев» прошли четыре этапа маршрута, дойдя за летние сезоны до Тобольска. В этом году на очереди этап «Тобольск-Томск» (водно-велосипедный).

Работая на местах, удалось выяснить, что многие места ещё не известны научной общественности (например, сакральные сосновые и липовые рощи под Тотьмой, действующие языческие святилища под Вологдой и т.п.). Кроме того, с печалью констатируем, что хранители священных мест уезжают из обезлюдевших краев или умирают от старости. А молодежь или не интересуется традициями, или, наездами посещая такие места, оскверняет их – по своему бескультурью или по злому умыслу. В иных местах идет разграбление или разрушение святынь – как прямо, так и косвенно, через изменения ландшафтной обстановки. Есть случаи «эксплуатации» сакральных мест мафиозными, бандитскими группировками. Встречались мы и с недоверием, опасением, попытками скрыть сведения о святых местах от чужаков. И, конечно, не хватает федеральных и муниципальных средств для изучения и охраны.

Перспективы. Вследствие сложившейся ситуации мы предпринимаем шаги к созданию «Фонда изучения и защиты сакральных мест». Его статус – национальный или глобальный масштаб, неправительственная организация, объединяющая специалистов и всех сочувствующих и сотрудничающих лиц.

Необходимы: а) регулярный обмен информацией по данной теме; б) скоординированные экспедиции и иные научные работы; в) восстановление многоуровневого института хранителей сакральных мест – от уровня локально-точечного до государственного и международного; г) действенная правово-юридическая и физическая охрана (вплоть до найма сторожей или организации дежурств добровольцев); д) организация маршрутов, в том числе и по малоизученным местам, но с условием предварительного отбора и обучения групп и сопровождающих; е) самостоятельное зарабатывание денег для работы по проектам, для оплаты труда людям, специально занятым данной темой и ведущим трудную работу на местах; ж) большая духовная работа по воспитанию себя, детей, студентов, граждан – патриотов.

Природа и человек обогащают и хранят друг друга, когда они в гармонии.


Дольмены в Сочи