microbik.ru
1 2 3 4


Л.Н.Ердаков, О.Н.Чернышова

СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ


ПО ЭКОЛОГИИ


10 - 11 классы


ЧАСТЬ 2 (ответы)


Новосибирск 1995


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И РЕСУРСЫ СРЕДЫ

2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ У ВИДОВ

2.1. Специализация к воздушному, водному и наземному обитанию

2.1.1. Специализации к полету

2.1.2. Специализации к плаванию


2.1.2.1. Рыбы

2.1.2.4. Насекомые

2.1.3. Специализация к сухопутному существованию

2.2. Пищевая специализация

2.2.1. Звери

2.2.2. Птицы

2.2.3. Насекомые

2.3. Биотическая специализация

(подобрать по сочетанию телосложения, конечностей, органов

чувств среду обитания животного)

2.4. Приспособления животных к среде обитания

2.4.1. Адаптации к жизни в воде

2.4.2. Кто что ест?

^ 3. НЕКОТОРЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ОСОБИ

 24. ВИДОВЫЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ

5. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ

6. РАЗДЕЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НИШ

^ 7. ПОПУЛЯЦИИ И МЕХАНИЗМЫ ПОПУЛЯЦИОННОЙ РЕГУЛЯЦИИ

8. МЕЖВИДОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ

9. КАК МОГУТ БЫТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАНЫ ЭТИ СОБЫТИЯ?

10. БИОЦЕНОТИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОСИСТЕМ

^ 11. БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

12. ЧЕЛОВЕК ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ПРИРОДУ

13. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УРБАНИЗИРОВАННЫХ СООБЩЕСТВАХ

14. ВСПОМНИТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕРМИН


^ 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И РЕСУРСЫ СРЕДЫ


Задача 1. Источником воздействия биотического фактора на среду является живое, абиотического - неживое. Биотические факторы сильнее воздействуют на организм и более избирательно.


Задача 2. Глубина действует изменением давления, освещенности и пр. Глубина не является экологическим фактором, она не воздействует непосредственно.


Задача 3. При оптимальной солености крабы выдерживают гораздо более высокую температуру воды, чем при повышенной или пониженной.


Задача 4. Как ресурс солнечное излучение выступает при недостатке света и растения вынуждены делить этот ресурс, затеняя друг друга. При потреблении верхними листьями меньше достается нижним. Ресурс отличается от фактора тем, что в процессе потребления его количество уменьшается.


Задача 5. Вода это экологический фактор, но при потреблении воды организмами, она становится ресурсом и за него может идти конкурентная борьба (остальное как в задаче 4).


Задача 6. Участок скалы, согретый солнцем, за это теплое

место могут бороться несколько особей рептилий. Луковицы крокусов, размножившись, выдавливают конкурентов из земли. Отличие фактора от ресурса в задаче 4.


Задача 7. Вода, свет, минеральные соли, углекислый газ.


Задача 8. Вода, пища, пространство (нора, территория).


Задача 9. Живой организм - ресурс паразита, мертвый - падальщиков и всех способных использовать его вещества (растения, грибы, микроорганизмы).


Задача 10. Организм добывает воду корнями, устьицами листьев, свет - хлоропластами, углекислый газ - поверхностью листа, минеральные вещества - корнями.


Задача 11. Хищники ловят, убивают и съедают живую добычу. Для этого у них есть органы нападения, удержание добычи и ее умерщвления. Они весьма разнообразны. Кроме того, хищник пьет воду и устраивает убежища.


Задача 12. Плодоядные это лазящие и летающие формы, их ресурсы - сочные плоды (яблоки, ягоды, бананы и пр.).


Задача 13. Зеленоядные имеют плоские или ребристые жевательные поверхности на зубах и перетирают зеленые части растений. Зернояды - с бугорчатой поверхностью зубов. Они перетирают семена (часто твердые) растений.


Задача 14. Ресурсы этой экологической группы животных - падаль. Приспособления: часто голая кожа на голове и шее, мощная пищеварительная система, у зверей - мощные зубы, могущие дробить кости.


Задача 15. Исчерпаемые это либо невозобновимые, либо относительно возобновимы и медленно возобновимые ресурсы, которые можно исчерпать интенсивным потреблением. Неисчерпаемые же это космические, водные и климатические ресурсы.


Задача 16. Медь, свинец, олово должны были исчезнуть из запасов планеты еще в 1990 году, а вода воздух, которые неисчерпаемы, приведены в такое состояние, что их почти повсеместно на Земле не хватает.


Задача 17. Человек делает эти ресурсы негодными для собственного использования - загрязняет. Это вызывает болезни, вырождение.


Задача 18. Паразит использует как ресурс тело хозяина. Для

этого нужны многие приспособления: органы прикрепления, сопротивление разрушению со стороны хозяина, приспособления к внутренней среде чужого организма (у эндогенных форм), громадная плодовитость.


Задача 19. Пустынные растения имеют адаптации к жаре и сухости. Дефицит воды у них только с нашей точки зрения. Любая добавка воды для них будет избыточна, то есть - вредна.


Задача 20. Приспособления для того чтобы обходиться малым количеством воды. Избыток ее для них хуже, чем недостаток. К недостатку они адаптированы, а к избытку - нет.


Задача 21. Такая последовательность: поднятие шерсти (перьев), покраснение кожи, сворачивание в "клубок", дрожание.


Задача 22. Увеличение поверхности ступни - лыжи, снегоступы; длинные ноги - ходули; клиновидное тело, раздвигающее снег.


Задача 23. Это связано с почвенными (эдафическими) факторами. Под землей темно, двигаться приходится в узкой норе вперед и назад, поэтому туда и обратно должна одинаково заглаживаться шерсть, она же удобнее здесь - короткая.


Задача 24. Указателем отлета для птиц является изменение соотношения продолжительности дня и ночи.


Задача 25. Как и у других животных, указателем наступления зимы является изменение соотношения света и темноты. Это не всегда связано со сроками установления снежного покрова.


Задача 26. Оснащение хорька - его конструкция: длинное тонкое тело, небольшая голова, короткие лапы, длинные клыки, короткие уши. Хорек ходит в норах своих жертв, которые гораздо меньше его по размерам.


Задача 27. Вода, углекислый газ, пространство - все это может с потреблением уменьшаться, выступая уже как ресурс, а не как фактор.


^ 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ВИДОВ


2.1.1. Специализация к полету

Задача 28. Бесшумный полет. Задача 29. Статическое парение. Задача 30. Динамическое парение. Задача 31. Маневренный полет Задача 32. Отсутствие врагов-хищников, сильный ветер на открытом острове, очень большие размеры птицы.


2.1.2. Специализация к плаванию


2.1.2.1. Рыбы

Задача 33. Дрейфующие по поверхности (рыба-луна).

Задача 34. Маневренная, пелагическая рыба не развивающая большой скорости (рыба-сабля)

Задача 35. Пелагическая рыба с невысокой скоростью движения (угорь)

Задача 36. Медлительная рыбка коралловых зарослей (кузовок)

Задача 37. Быстро плавающая пелагическая рыба (акула)

Задача 38. Дыхание легкими, дыхание иными частями тела: плавательный пузырь, лабиринт, кишечник, кожа.


2.1.2.4. Насекомые

Задача 39. Медленно плавающие среди растений.


2.1.3. Специализация к наземному обитанию

Задача 40. Бегающие по твердому грунту Задача 41. Бегающие прыжками в траве. Задача 42. Лазящие в кроне дерева. Задача 43. Живущие в кроне дерева тропического леса. Задача 44. Живущие в каменистых осыпях. Задача 45. Прыгающие по скалам. Задачи 46. Живущие и роющиеся в земле.


2.2. Пищевая специализация


2.2.2. Птицы

Задача 47. Семеноядные, поедающие семена с тонкой кожурой. Задача 48. Нектароядные. Задача 49. Ночные хищные птицы. Задача 50. Рыбоядные. Задача 51. Насекомоядные, достающие добычу из щелей.


2.2.1. Звери

Задача 52. Семеноядные лазящие зверьки. Задача 53. Скрадывающие хищники.


2.2.3. Насекомые

Задача 54. Нектароядные бабочки.


2.3. Биотическая специализация

Задача 55. Почва. Задача 56. Почва. Задача 57. Деревья. Задача 58. Стволы деревьев. Задача 59. Кроны деревьев. Задача 60. Степь, пустыня. Задача 61. Кроны деревьев. Задача 62. Высокая трава. Задача 63. Вода. Задача 64. Земля и вода.


2.4. Приспособления животных к среде обитания


2.4.1. Адаптации к жизни в воде

Задача 65. Плавающий клоп -2.3.6.7.9.10.

Задача 66. Клоп, ползающий по дну водоема -6.7.9.10.11.

Задача 67. Клоп, караулящий добычу среди водной растительности -6.7.8.9.10.11.

Задача 68. Медленно плавающая рыбка -1.3.6.7.9.

Задача 69. Грызун, живущий в воде -5.7.8.10.11.12.13.

Задача 70. Амфибия, постоянно обитающая в воде

-1.4.5.6.7.8.9.

Задача 71. Амфибия, большую часть времени проводящая в

воде - 1.2.3.7.11.14.

Задача 72. Амфибия, предпочитающая жить на суше

-2.3.5.6.7.11.

Задача 73. Водоплавающая, но не ныряющая птица

-3.7.9.11.13.17.19.21.25.27.

Задача 74. Водоплавающая птица, умеющая нырять -

4.8.9.11.14.17.19.21.26.

Задача 75. Нырковая птица, питающаяся на дне водоема -

1.5.7.9.12.13.15.17.20.21.

Задача 76. Нырковая рыбоядная птица -

2.4.7.9.12.14.15.17.20.21.


2.4.2. Кто что ест


Задача 77. Птицы узкоспециализированные на семенах хвойных растений - 5.7.8.10.12.

Задача 78. Хищная птица питается рыбой (первый вариант) - 1.4.6.8.9.12.14.

Задача 79. Хищная птица питается рыбой ( второй вариант) - 1.3.5.7.9.11.13.15.

Задача 80. Хищная птица, поедающая мышей днем -3.6.8.9.10.

Задача 81. Звери, поедающие ветки деревьев (первый

вариант) - 1.4.8.9.10.13.15.16.

Задача 82. Звери, поедающие ветки деревьев (второй вариант) -1.4.9.10.13.16.18.

Задача 83. Животные, которые ловят насекомых на лету

(первый вариант) - 5.7.10.12.14.21.24.

Задача 84. Животные, которые ловят насекомых на лету

(второй вариант) -2.5.10.11.14.17.18.19.22.

Задача 85. Животное, высасывающее свою добычу - 2.4.5.8.11.13. (паук)

Задача 86. Хищники, охотящиеся гоном: -2.3.4.6.11.13.14.15.20.

Задача 87. Хищники, скрадывающие добычу -2.3.5.8.10.

Задача 88. Зверь, питающийся рыбой: -

5.8.11.12.17.18.21.23.24.26.


^ 3. НЕКОТОРЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ОСОБИ


Задача 89. Существует термодинамическая закономерность определяемая соотношением поверхности тела к его объему. При увеличении размеров животного площадь поверхности его тела возрастает в квадрате, тогда как объем увеличивается в кубе. Отсюда чем крупнее животное тем относительно меньше поверхность его тела со всеми выходящими отсюда следствиями: меньше излучение тепла, меньше площадь опоры и пр.


Задачи 90-95. Правило соотношения поверхности и объема тела. См. задачу 89.


Задача 96. Видимо, эта местность представляет собой открытое пространство, возможно, вблизи моря и на нем господствуют очень сильные и постоянные ветры. Тогда там будут оставаться только не летающие и отлично летающие формы, все плохие летуны будут элиминироваться.


Задача 97. У них относительно велика поверхность, излучающая энергию. При снижении уровня обмена они перестанут быть теплокровными.


Задача 98. Урожай зависит от ресурса, присутствующего в минимуме и вода в бочке стоит на уровне самой короткой доски в ее стенке.


Задача 99. Фосфор, азот, калий в почве. Любой из них оказавшись в минимуме лимитирует урожайность сельскохозяйственной культуры.


Задача 100. Такие организмы обычно распространены очень широко.


Задача 101. У не размножающихся организмов шире, потому что период размножения - критический у организма и многие факторы в это время становятся лимитирующими.


Задача 102. Скорее всего у него сузится диапазон толерант-

ности и к другим экологическим факторам тоже.


Задача 103. Оба трактуют лимитирующий жизнь организма фактор по минимальному его проявлению. Но закон толерантности еще указывает, что излишек воздействия фактора так же вреден, как и его недостаток. То же и с ресурсами.


Задача 104. У пустынных растений широкая толерантность по температуре и узкая по увлажнению (избыток и недостаток воды гибелен). У клеста - узкая по питанию, широкая по температуре.


Задача 105. Экологическая ниша это положение вида в сообществе относительно условий существования - то есть его толерантность ко многим действующим в сообществе факторам.


Задача 106. У разных видов различна "ширина" толерантности по отношению к действующим факторам, в этой связи различается и "ширина" экологической ниши - стенофаги и эврифаги, стенотопы и эвритопы и т.д.


Задача 107. Если в сообществе все экологические ниши заняты и весь производимый ресурс используется, то это насыщенное сообщество. Если же есть свободные ниши, неиспользованный ресурс, который просто накапливается - то ненасыщенное.


Задача 108. Конкуренция идет за ресурс. Можно потреблять одно и то же по-очереди и если ресурса мало - жестко конкурировать за него, никогда не встречаясь.


Задача 109. Смещаются морфологические, физиологические и поведенческие признаки. Размеры черепа хищника изменяются в связи с размерами жертвы. Варианты окраски в разных местах схожи, а при симпатрии заметно различаются (например, заглазничная полоса у поползней).


Задача 110. Скорее всего - нет.


Задача 111. Урожай ниже возможною в 5 раз. Добавка калия до нормы поднимет урожай до 0,5 возможного, а добавка фосфора до нормы сделает его максимальным.


Задача 112. Элементы минерального питания, в частности - азот и фосфор.


^ 4. ВИДОВЫЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ


Задача 113. Приспособления млекопитающих землероев: короткая шерсть, заглаживающаяся вперед и назад; короткие ноги и уши; маленькие глаза; крупные когти, резцы, или лапы-лопаты.


Задача 114. Наши кукушки некоторые тропические утки, американские пересмешники подкидывают свои яйца в гнезда других птиц (гнездовой паразитизм).


Задача 115. Сорные куры, их самцы строят общее гнездо инкубатор. Это большая куча из гниющих листьев куда и закладываются снесенные самками яйца для созревания.


Задача 116. Живая аскарида продуцирует вещества, нейтрализующие действие пищеварительных соков, а мертвая - нет.


Задача 117. Паутина необходима, чтобы ловить добычу, она же пригождается при миграциях молодых, для создания кокона. Ловчая сеть имеется далеко не у всех пауков.


Задача 118. Функции подкожного жира: защита от холода, запасы питательных веществ, запасы «метаболической» воды, защита от внешних повреждений - жировая броня китов.


Задача 119. Приспособления: жабры, дыхательные трубки, подводный колокол, хранилища воздуха на брюшке и под надкрыльями.


Задача 120. Функции оболочки: защита от механических повреждений, обогрев с помощью концентрации солнечных лучей, разделение от других икринок, защита от хищника - от комка икринок очень трудно откусить.


Задача 121. Коготки на лапках, присоски на концах пальцев,

капельки клея на лапках.


Задача 122. Обитание в необычной среде, недоступной хищнику; обитание 2в укрытиях и сооружение их; миграции в недоступную хищнику среду (например, в глубину); неподвижность, покровительственная окраска, запутывание следов, бесшумность, отсутствие запаха.


Задача 123. Бегство, затаивание, выбрасывание защитных

средств (например, чернильной жидкости), предупреждающая окраска, запах, звук, отпугивающая окраска, мимикрия, сигналы тревоги.


Задача 124. Несъедобность, ядовитость, панцирь, раковина,

шипы, слизь, неперевариваемая оболочка, крупные размеры, активная защита (когти, зубы и пр.), химическое или электрическое воздействие, самокалеченье.


Задача 125. Пища парализована, но не убита, иначе она при

лежании испортится. Парализуют уколами жала в нервные узлы. Личинка ест очень аккуратно, не повреждая нервов и жизненно-важных частей, а последними глотками она поедает нервы.


Задача 126. Жук-вертячка, водомерки, пауки доломедесы, имеют специальную смазку, делающую щетинки их ножек и лапок несмачивающимися, а кроме того они используют пленку поверхностного натяжения.


Задача 127. У собаки нет потовых желез на теле и охлаждает она себя испарением слюны, у человека же на теле множество потовых желез, поэтому от частоты его дыхания величина испарения не зависит.


Задача 128. У птиц лучше, чем у млекопитающих адаптированность к низким температурам, большая активность, большая способность к тяжелым мышечным нагрузкам.


Задача 129. Из-за высокой температуры у птиц более высокий уровень обмена веществ, а следовательно им нужно больше пищи.


Задача 130. Способность удерживать воду, способность адсорбировать воду из среды, способность выносить высушивание, использование "метаболической" воды, спячка, укрытие в норах, малая потеря воды с экскретами.


Задача 131. Объемистый желудок, запасы жира в горбах, способность очень медленно терять воду, мозоли на ногах и груди, тело верблюда уплощено с боков и мордой к солнцу он почти не дает тени; способность поедать колючие растения.


Задача 132. Летом избыток корма и охота удачна у каждого. Зимой - бескормица, а стая может охотиться на крупную добычу с которой не справиться в одиночку или парой.


Задача 133. Собака метит участок мочой, многие олени - секретом слезной железы, певчие птицы отмечают границы участка пением. Медведь метит участок клочками шерсти и бороздами от когтей на стволах деревьев.


Задача 134. Доля каждого вида при выедании хищником при этом снижается, потому что поедают не его одного.


Задача 135. Глубоководные водоросли могут обходится малыми порциями света для своего фотосинтеза. Они имеют красную, багровую, синеватую окраску с глубиной количество голубого пигмента и красного нарастает в тканях этих водорослей.


Задача 136. Они вырабатывают эфирные масла, яды,на них вырастают шипы и колючки.


Задача 137. У суккулентов повышенные способности накопления воды - они жароустойчивы благодаря большой вязкости протоплазмы и высокому содержанию связанной воды в клетках.


Задача 138. Ксерофиты. Хорошо переносят иссушение и перегрев, обмен малоинтенсивен - эвксерофиты; устойчивы к засухе, благодаря длинным, глубоко уходящим корням, интенсивно испаряют гемиксерофиты.


Задача 139. Эфимеры используют время до наступления засухи, имеют жаростойкие семена и некоторые пережидают сухое время в виде луковиц.


Задача 140. При кладке в 2 яйца у голубя таких кладок бывает за лето до трех, тогда как у грифа - одна. Выкармливание у голу- бей "птичьим молоком" (творожистые выделения стенок зоба), а у грифа - мясом, которое трудно и нерегулярно добывают родители. Отсюда разная смертность птенцов у грифа очень велика, а плодовитость голубя в 3-4 раза выше.


Задача 141. Шерсть защищает от нагревания, а стало быть и от водопотерь. Стричь же надо ранней весной, чтобы к летней жаре шерсть подросла.


Задача 142. Стратегия жизни этих растений - большую часть года они проводят в виде семян и луковиц (неактивное состояние) Это растения эфемеры.


Задача 143. Ночью колибри не питаются, поэтому энергообмен снижается. Днем он высок и организму требуется очень интенсивное питание. Основа жизненной стратегии колибри - закон соотношения поверхности тела и его объема.


Задача 144. Зимнее оперение более мощное с лучшей теплоизоляцией. Правило мехового покрова.


Задача 145. Соотношение диаметра к длине тела равное 5:1 дает наименьшее лобовое сопротивление среды при движении тела в воде. Зависимость лобового сопротивления движущегося тела от плотности среды и формы этого тела.


Задача 146. Открытая местность и ветер, то есть условия сте-

пи и пустыни.


Задача 147. У деревьев зимующие почки открыты морозам, а у многолетних трав - защищены слоем опавшей листвы и почвы.

^ 5.БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ


Задача 148. Скорее всего не могут, мало проявленная биологическая ритмичность активности у организмов глубоких пещер, но клеточные и физиологические ритмы у них имеются.


Задача 149. Тогда начинается заболевание - десинхроноз с самыми тяжелыми последствиями для этого организма. Например несовпадение подачи пищеварительных ферментов и кислот, в итоге - язвенное заболевание.


Задача 150. При частых дальних путешествиях через несколько часовых поясов начинаются нарушения в циркадной системе организма, не совпадают по фазам физиологические ритмы, наступает десинхроноз.


Задача 151. Определенным образом спланированное распределение активности в течение суток дает возможность во время есть, удачнее уходить от хищника, встречаться с соплеменниками. Опаздывающий и торопыга - гибнут.


Задача 152. Причина ритма в самом организме, циркадный ритм эндогенен и независим от внешней среды.


Задача 153. У мыши ритм сна и бодрствования постепенно станет циркадным в постоянных условиях, а ритм питания практически не изменится.


следующая страница >>