microbik.ru
1


Стратегический план

ГУ «Управление пассажирского транспорта и

автомобильных дорог Алматинской области»

на 2011-2015 годы

Раздел 1. Миссия и видение
Миссия - Государственное учреждение «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области» (далее - Управление) уполномочено на выполнение функций регулирования, координации и контроля в проведении единой государственной политики в сфере организации работ пассажирского транспорта и обеспечении функционирования автомобильных дорог на местном уровне в целях удовлетворения потребностей общества в качественных услугах транспортной инфраструктуры.

Видение - Транспортная инфраструктура Алматинской области – отвечающий повышенным техническим качествам, соответствующий стандартам, способный удовлетворить спросы социально – экономического развития области, экономической активности регионов, сочетающий все сферы жизнедеятельности, во благо интересов общества и государства.        
^ Раздел 2. Анализ текущей ситуации и тенденции развития соответствующих                                         отраслей (сфер) деятельности
Стратегическое направление 1. Развитие транспортной инфраструктуры Алматинской области
1.1) Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
Алматинская область располагает разветвленной транспортной сетью, на ее территории имеются следующие виды транспорта: речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный. Через Алматинскую область проходит железнодорожная магистраль, общей протяженностью – 1343,1 км. Этот фактор не только способствует вхождению региона в экономическое и социально-культурное пространство страны, но и является его необходимым условием.
^ Автомобильный транспорт

Маршрутная сеть Алматинской области на сегодняшний день состоит из 317 маршрутов, из них внутригородские – 47, внутриобластные – 126, внутрирайонные – 40, пригородные – 104. За существующими маршрутами закреплено 1900 автобусов.

По области осуществляют перевозку пассажиров и багажа 38 перевозчиков частной формы собственности. Действуют 17 автостанций и 2 автовокзала в г.Талдыкорган и г.Капшагай.

В области отмечается стабильный рост показателей автомобильного транспортного обслуживания, так как основная часть объемов перевозок области приходится на данный вид транспорта.

Так, в 2008 году по области было перевезено пассажиров - 398,2 млн.человек, т.е. прирост составил 2,6% по сравнению 2007 годом. В 2009 году количество перевезенных пассажиров составило 424,1 млн.человек, что по сравнению к 2008 году составляет 6,5%.

Пассажирооборот 2008 году составил 6898,1 млн. пасс. км., что по сравнению к 2007 году прирост составляет 6,4%. В 2009 году составил 7000,0 млн.пасс.км, что по сравнению 2008 годом увеличился на 1,5 %.

В 2008 году грузов автомобильным транспортом перевезено 99,7 млн.тонн, что на 2,1% больше к 2007 году, грузооборот составил 4 707,8 (98,3%). В 2009 году грузов автомобильным транспортом перевезено 96,7 млн.тонн, что на 3 % меньше к 2008 году, грузооборот составил 4 564,1 (96,9 %).

В 2008 году открыто 14 регулярных автобусных маршрутов, из них 6 внутриобластных маршрутов, 7 внутрирайонных маршрутов, 1 внутригородской маршрут. Обновлено 100 единиц подвижного состава разной марки и вместимости. В 2009 году открыто 4 регулярных автобусных маршрутов в межрайонном сообщений. Обновлено 92 единиц подвижного состава.

Из–за недостатка собственных финансовых средств автобусные парки области обновляются не в достаточной степени, включая и механизм лизинга. Но, несмотря на имеющиеся недостатки, перевозка пассажиров с каждым годом увеличивается, повысилось качество обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров при перевозке.

В целях дальнейшего развития пассажирского автотранспорта и повышения качества обслуживания населения на 2011-2015 годы необходимо:

- повышение уровня обслуживания пассажиров и активное проведение политики по обновлению автобусного парка автомобилей на внутриобластных сообщениях;

- улучшение технического состояния дорожной сети;

-открытие новых внутриобластных маршрутов;

- установка графиков городских маршрутов на остановках в областном центре;

- упорядочение работы диспетчерской службы; а 2011-2015 годы аршрутами закреплен 1081зной марки и вместимости.

- выполнения условий заключенных договоров с перевозчиками на обслуживание пассажирских маршрутов. Проводить ежеквартально анализ выполнения перевозчиками условий договоров и применять конкретные меры к нарушителям, вплоть до расторжения договоров в установленном порядке;

- перевод нерегулярных перевозок пассажиров и багажа в разряд регулярных путем проведения открытых конкурсов;

- разработать предложения по внесению дополнений и изменений в законодательство по урегулированию работы легковых автомобилей такси и автобусов, работающих на нерегулярных маршрутах;



^ Авиационный транспорт

На территории Алматинской области расположено 2 аэропорта: в г. Талдыкорган – АО «Авиакомпания «Жетысу» и в п. Боролдай Илийского района – ТОО «Альтаир Эйр».

Аэродром «Талдыкорган» совместного базирования АО «Авиакомпания Жетысу» с войсковыми частями Министерства обороны Республики Казахстан, находится на высоте 600 м над уровнем моря, в 15 км от областного центра. Имеет современное навигационное оборудование, позволяющее работу аэропорта в ночных условиях, а также одну взлетно-посадочную полосу шириной 44м и длиной 2500м, покрытие асфальтобетонное. Способен принимать самолеты ТУ-154, ТУ-134, ЯК-40, ЯК-42, АН-24, ИЛ-76 и вертолеты МИ-8.

В настоящее время через аэропорт АО «Авиакомпания «Жетысу» г.Талдыкорган осуществляется социально-значимый маршрут «Талдыкорган-Астана-Талдыкорган».

В 2008 году по этому маршруту из аэропорта были отправлены 19 224 пассажиров и выполнено 334 рейса, в 2009 году были отправлены 23 360 пассажиров и выполнено 365 рейса. В период с 2008 года по 2009 год из областного бюджета на субсидирование данного авиарейса было выделено 458,5 млн.тенге.

Аэропорт в п.Боролдай Илийского района (ТОО «Альтаир Эйр») имеет одну взлетно-посадочную полосу шириной 35 м и длиной 1410 м, покрытие асфальтобетонное. Емкость авиастоянки 16 самолетов (типа АН 26, АН 30) или вертолетов (МИ-8). Аэродром обеспечивает работу в ночных условиях. Способен принимать самолеты ЯК-40, АН-24 и вертолеты МИ-8.

ТОО «Альтаир Эйр» перевозкой пассажиров и грузов не занимается, предоставляет в аренду взлетно – посадочную полосу аэродрома расположенного в п.Боролдай.

В связи с большим спросом пассажиров на авиаперевозки по маршруту Талдыкорган-Астана-Талдыкорган с целью удовлетворения спроса населения приобретен один самолет марки ЯК-40.

В рамках отраслевой программы по развитию транспортной инфраструктуры РК на 2010-2014 годы предусматривается проведение работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы и оснащение спецтехникой в аэропорту г.Талдыкорган на сумму 4000 млн.тенге. Для реализации данного проекта, в 2011 году будет внесено предложение в областной маслихат о выделении денежных средств на разработку ТЭО.

^ Железнодорожная отрасль

В целях реализации Программы реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан за № 145 от 6 февраля 2005 года постановлением акимата Алматинской области от 24 января 2005 года за № 19 было создано Государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения «Бекет-Сервис» на баланс которого принято 8 ж/д вокзалов:

- Чемолган – Карасайского района;

  • Бурундай, Жетыген - Илийского района;

  • Достык, Жайпак, Бесколь – Алакольского района;

  • Уштобе – Каратальского района;

  • Талдыкорган – г.Талдыкорган.

Также в целях реализации данной Программы, постановлением акимата Алматинской области от 9 ноября 2006 года № 269 с баланса ТОО «Теміржолсу-Алматы» на баланс ГКП «Бекет-Сервис» приняты 9 объектов водоснабжения.

Реализуемая в рамках ГПФИИР проект «Строительство железнодоржной линии «Жетыген-Коргас-Госграница РК» предусматривает открытие второго железнодорожного пограничного пункта пропуска на границе с Китаем, который обеспечит повышение объемов перевозок грузов, в том числе транзитных, что имеет для области и в целом для Казахстана важное значение.

В связи с этим, определяющую роль в составе грузопотока проектируемой дороги будут играть перевозки в экспортно-импортном и транзитном международных сообщениях. Одновременно с этим, проходя по территории южной части Алматинской области, преимущественно отдаленной от существующей железнодорожной сети, проектируемая железная дорога окажет безусловное влияние на структуру и характер транспортного обслуживания регионов, попадающих в зону ее тяготения, и создаст благоприятные предпосылки для их экономического развития, созданию новых рабочих мест.

^ Речной транспорт

Общая протяженность водных путей области составляет 2030 км, из них: Капшагайское водохранилище - 110 км, подпор до границы с КНР, вверх по реке Или - 220 км, низовье реки Или и озера Балхаш - 1700 км.

ТОО «Капшагайский речной флот» не занимается производственной деятельностью, в 2001 году был выкуплен АО «Железобетон-Коктас». В наличии имеются 23 судна среди них 2 теплохода, 4 прицепные баржи грузоподъемностью 700 тонн каждый. Республиканское государственное казенное Илийское предприятие водных путей осуществляет обслуживание и содержание судоходных водных путей на реке Или и Капшагайского водохранилища с целью обеспечения безопасного плавания судов и составов; обеспечение гарантированных и дифференцированных габаритов судовых ходов на обслуживаемом участке водных путей, на подходах к затону путем производства путевых работ.

Данным предприятием обслуживаются судоходные водные пути протяженностью 330 км, т.е. от затона отстоя судов г.Капшагай до пристани Дубунь.

В начале 90-х годов по Капчагайскому водохранилищу и реке Или (порт г. Капчагая до пристани Борохудзир) совершались грузоперевозки угля, комбикорма, песка, гравия, леса, нефтепродуктов, руды, контейнеров. Объем грузоперевозок достигал в навигационный период с апреля по ноябрь месяцы 800 тыс. тонн грузов и до 5 тыс. человек пассажиров на круизных маршрутах.

В настоящее время за год по Капчагайскому водохранилищу осуществляется только перевозка минерально-строительных грузов в объеме до 30 тыс.тонн в порт г. Капчагая и до 1,5 тыс. человек на круизных маршрутах.
^ Автомобильные дороги областного и районного значения

Автомобильные дороги – это одно из важнейших направлений транспортно-коммуникационного комплекса.

Общая протяженность дорог Алматинской области составляет 9472 км, в том числе:

- республиканского значения – 2519 км;

- областного и районного значения – 6953 км.

Главная проблема автодорожной отрасли – прогрессирующая потеря несущей способности дорожных покрытий.

Большая часть автомобильных дорог области была построена в 1960-1980 годах. Тогда по нормативным требованиям нагрузка на ось не превышала шести тонн.

В настоящее время допустимая норма на ось увеличена до десяти тонн.

Однако сегодня по дорогам области движется транспорт, который превышает эти нагрузки и разрушает дорожное покрытие.

Из года в год идет увеличение финансирования дорог областного и районного значения:

в 2008г. – 4896,155 млн.тенге (2197,331 млн.тенге из республиканского бюджета, 2670,624 млн.тенге из местного бюджета, 28,2 по линии ЧС).

в 2009 г. – 6858,606 млн.тенге (3696,209 млн.тенге из республиканского бюджета, 3136,961 млн.тенге из местного бюджета, 25,436 по линии ЧС).

в 2010 г. – 7647,6 млн.тенге (1413,5 млн.тенге из республиканского бюджета, 3217,3 млн.тенге из местного бюджета, 2430,7 по Дорожной карте, 500,0 по линии ЧС из РБ, 86,1 по линии ЧС из МБ).

1.2) Анализ основных проблем
Автомобильный транспорт

Рынок перевозок автомобильным транспортом – гораздо более высок, благодаря наличию на нем большого количества перевозчиков.

Функционирование рынка автомобильных пассажирских перевозок в полном объеме осуществляется на основе конкурсного отбора хозяйствующих субъектов, предложивших наилучшие условия для осуществления пассажирских перевозок на территории Алматинской области. Основными факторами, препятствующими развитию рыночных отношений и созданию условий для развития конкуренции, являются: отсутствие компенсации перевозчикам из бюджета Алматинской области выпадающих доходов в результате перевозок льготных категорий граждан; снижение транспортной мобильности населения в последние годы, особенно в сельской местности.

Также проблемой на автомобильном транспорте является отсутствие учета работы частных такси и отдельных перевозчиков, оказывающих услуги такси в черте города и области; парк автомобилей высокой степенью старения, находящихся в эксплуатации свыше 12 лет;  отсутствие субсидирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом на социально-значимых внутриобластных маршрутах; отсутствие пассажирских автопредприятий в Аксуском, Райымбекском и Коксуском районах.
^ Авиационный транспорт

В сфере гражданской авиации основной проблемой является устаревший парк воздушных судов, не соответствующих стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО); необходимость совершенствования системы государственного регулирования отрасли гражданской авиации и развития конкуренции в сфере авиауслуг с целью приведения в соответствие с международными требованиями; несоответствие аэропортов международным стандартам ИКАО для приема-выпуска воздушных судов, развитие наземной инфраструктуры, в том числе реконструкция аэропортов; материально техническая оснащенность наземной инфраструктуры (ВПП, аэровокзал, спец техника и другие); нынешняя стоимость топлива; переоснащение современными радиотехническими средствами управления воздушным движением.
^ Железнодорожный транспорт

ГКП «Бекет-Сервис» предоставляет в аренду помещений железнодорожных вокзалов, но функции предоставления основных вокзальных услуг перевозчикам и пассажирам (продажа билетов, организованная посадка и высадка, информационное обеспечение и другие) сохраняются за республиканскими железнодорожными организациями. В целях своевременного и качественного обеспечения потребностей предприятий железнодорожного транспорта и населения питьевой водой необходимо произвести капитальный ремонт на объектах водоснабжения.
^ Речной транспорт

Во время экономического спада перевозки водным транспортом пришли в упадок.

Согласно данным отдела контроля на водном транспорте Межрегиональной инспекции транспортного контроля «Жетысу» по Алматинской области городу Алматы – в городе Талдыкорган в пределах г.Капшагай отсутствуют даже причалы, оборудованные для стоянки речных судов, а также для посадки и высадки пассажиров при прогулочных рейсах.

В связи с этим область нуждается в развитии речной инфраструктуры для обслуживания потока туристов и транспорта – порта, пристаней, мостов, водного транспорта (маломерных судов) и другие.

Со стороны АО «НК «КТЖ» внесено предложение о вложении инвестиции в развитие Капшагайского речного флота для перевозки крупногабаритных стройматериалов при строительстве моста через реку Или железнодорожной линии Коргас-Жетыген. На сегодняшний день, данный вопрос прорабатывается.

Такие проекты, как «Строительство 4-х городов-спутников г. Алматы в Алматинской области», «Строительство туристического центра «Жана-Иле» создадут благоприятный климат для развития речной инфраструктуры.
^ Автомобильные дороги

В основном дороги областного и районного значения относятся к IV технической категории, а некоторые подъезды - к сельским населенным пунктам - к V технической категории. Участки автомобильных дорог с переходными типами покрытий и грунтовые дороги не отвечают требованиям ни по скорости движения, ни по осевым нагрузкам и не обеспечивают безопасность дорожного движения.

Главная техническая проблема отрасли - прогрессирующая потеря несущей способности дорожных покрытий. Большая часть дорог в области была запроектирована и построена в 60-80 годах, когда нагрузка на ось автомобиля устанавливалась не выше 6 тонн. Сегодня нагрузка на ось доведена до 10 тонн. И лишь небольшая интенсивность движения по дорогам областного и районного значения большегрузного транспорта, превышающего эту нагрузку, сохраняет их от дальнейшего разрушения.

По дорогам областного и районного значения можно отметить, что лишь незначительная их часть находится в хорошем состоянии – всего 11 %. Остальные дороги могут быть классифицированы как дороги в удовлетворительном 49% и неудовлетворительном состоянии 40%.

^ Для инфраструктурного развития автомобильной отрасли на 2011-2015 годы необходимо:

млн.тг

Сохранение и восстановление существующей сети автомобильных дорог, реконструкция, строительство и капитальный ремонт дорог за счет республиканского бюджета, с доведением их до современных требований дорожного движения, в том числе:

2011-2015 годы

18803,8


1.Строительство и реконструкция автодороги «Бирлик-Алмалык-Рыскулова-Казстрой-Акбулак» км 0-20,3


2014-2015 годы

2775,5

2.Реконструкция автодороги Сарыозек-Хоргос-Когалы-Коксу-Карабулак» км 58-94


2011-2013 годы

2479,5

3.Капитальный ремонт автодороги «Коксу-Кировск-Карабулак-Кайнарлы» км 0-28


2011-2014 годы


1390,5

4.Капитальный ремонт автодогори «г. Алматы – Усть-Каменогорск» км 410-426


2011-2012 годы

667,1

5.Капитальный ремонт автодороги «Алматы-1 – ст. Шамалган» км 2-48


2011-2013 годы

4163,1

6.Капитальный ремонт автодороги «Есик-Кирабалтабай-Жетиген» км 48-67


2011-2013 годы

1034,5


7.Капитальный ремонт автодороги «Узынагаш-Бесмойнак» км 25-58

2012-2015 годы

1372,3

8.Капитальный ремонт автодороги «Шенгельды – с/з Капшагайский» км 0-21


2012-2014 годы

462,1

9.Капитальный ремонт автодороги « Талдыкорган-Уштобе-Быжы-Мукры» км 0-22


2012-2015 годы

1868,8

10.Капитальный ремонт моста через реку Каратал по ул.Тауелсиздик в г.Талдыкорган

2014-2015 годы

167,7

11.Капитальный ремонт автодороги «Актерек-Чильбастау-Отар-Красногоровка»,км 9-35

2014-2015 годы

2422,7

Охватить всеми видами ремонта дороги областного и районного значения

2011-2015 годы

30636,5


1.3) Оценка основных внешних и внутренних факторов

SWOT-анализ транспортной отрасли:


Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Автодороги для отдельных регионов являются единственным транспортным сообщением

  2. Резервы пропускной способности

  3. Развитость инфраструктуры смежных видов транспорта

  4. Значительный транзитный потенциал области за счет приграничного положения на территории страны

  1. Значительный физический и моральный износ основных средств (инфраструктуры и подвижного состава)

2) Низкий уровень внедрения инноваций и автоматизации процессов

3) Отсутствие пассажирских автопредприятий в Аксуском, Райымбекском и Коксуском районах



Возможности

Угрозы

Развитие механизма государственно-частного партнерства;

Улучшение транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог, мостов и повышение их потребительских свойств

Сохранение и развитие сети автомобильных дорог

Соблюдение межремонтных сроков на участках автомобильных дорог после их реконструкции и капитального ремонта

Внедрение в автодорожную отрасль международных стандартов управления качеством;

  1. Геополитические риски

  2. Ценовые риски

  3. Кадровые риски

  4. Техногенные и экологические риски






Стратегическое направление 2. Обеспечение безопасности пассажирских перевозок
Автомобильный транспорт

Проблема безопасности движения – одна из первоочередных задач, и является одной из составляющих по обеспечению высокого уровня развития отрасли.

Состояние транспортной инфраструктуры подошло к критическому уровню. Значительная часть ее эксплуатируется за пределами нормативного срока, другая приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшается ситуация по безопасности работы транспорта.

Парк автотранспорта характеризуется высокой степенью старения: удельный вес АТС, находящихся в эксплуатации свыше 12 лет – 67 % автотранспорта. Это негативно влияет на качество автотранспортного обслуживания населения и отраслей экономики, безопасность движения и долю транспортных издержек в цене отечественной продукции.

В этой связи вторым стратегическим направлением выбрано «Обеспечение безопасности пассажирских перевозок».

По данному направлению деятельность управления будет способствовать достижению стратегической цели: обеспечение безопасных условий передвижения пассажиров и багажа на автомобильном транспорте

Эта цель будет достигнута путем решения задач по совершенствованию системы государственного контроля за безопасностью на транспорте, а также мерам по повышению безопасности во всех транспортных отраслях
Авиационный транспорт

Безопасность на авиатранспорте была и остается актуальной проблемой. Проблема защиты авиатранспорта от актов незаконного вмешательства требует выработки единый межгосударственный глобальной методики обеспечения авиационной безопасности полетов.

Международная авиационная организация ИКАО определила проблемы защиты гражданской авиации от актов незаконных вмешательств как стратегического приоритетного направления деятельности всех государств.

Для предупреждения чрезвычайных ситуаций и улучшение безопасности в аэропорту г.Талдыкорган:

- учтены мероприятия по пожарной безопасности и аварийно-спасательных расчетов. Размещение зданий и сооружений предусмотрено с учетом противопожарных разрывов с возможностью проезда пожарных автомобилей;

- вертикальная планировка по территории решена с учетом предотвращения снежных заносов и подтопления талыми водами;

- для предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию объекта предусмотрено ограждение, производится патрулирование территории службой авиационной безопасности аэропорта;

- на территории данных объектов и стоянок авиационной техники не предусматривается хранение и использование взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ.

^ Железнодорожная отрасль

Обеспечение безопасности перевозок было и остается одной из приоритетных задач, решение которой осуществляется в соответствии
с нормативной правовой базой в области безопасности продукции и услуг.

Поэтому, в качестве приоритетных задач определены: повышение уровня безопасности движения и минимизация ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

Действующая система управления безопасностью движения в условиях реформирования отрасли требует более существенной корректировки.

По-прежнему сохраняется тенденция отставания в разработке нормативно-правовой и технологической основы.
Все это требует дальнейшего совершенствования подходов к организации работ по обеспечению безопасности движения как в рамках реализации стратегической программы компании, так и в других организациях участниках перевозочного процесса.

Основные показатели уровня безопасности, которыми сегодня характеризуется состояние хозяйств отрасли, - нарушения безопасности движения. Опыт свидетельствует, что используемый статистический анализ представляет собой достаточно отработанный инструмент, который необходимо продолжать использовать для задания конкретных показателей для хозяйств с учетом перспективы их развития. Для этого предлагается использовать целевые показатели безопасности движения, связанные со стратегией управления качеством в компании.

Учитывая многоуровневую систему управления АО «Қазақстан темір жолы», при проведении предупредительных действий в целях повышения безопасности перевозок следует обратить внимание на уровни железных дорог и отделений. Такой структурированный подход позволит более эффективно осуществлять финансирование. Для этого рассматривается структура прямого экономического ущерба по всем иерархическим группам с выделением доли ущерба от крушений, аварий, сходов и столкновений поездов.

В числе приоритетных направлений по стабилизации положения
с обеспечением безопасности движения поездов в отрасли продолжают оставаться в хозяйствах:

перевозок - предупреждение таких случаев брака в поездной
и маневровой работе, как несанкционированный уход подвижного состава
на маршрут следования поездов и взрезы стрелок;

локомотивном - предупреждение случаев проезда запрещающих сигналов локомотивными бригадами, повышение качества ремонта тягового подвижного состава, соблюдение установленных законодательством норм труда и отдыха локомотивных бригад;

вагонном комплексе - повышение качества всех видов ремонта
и технического обслуживания вагонов на основе эффективного использования средств дефектоскопии и диагностики;

пути и сооружений - повышение качества ремонтно-путевых работ
и текущего содержания пути на основе внедрения новых конструкций пути
и технологий, улучшения работы средств дефектоскопии, направленной на соблюдение геометрии рельсовой колеи и предотвращение случаев изломов рельсов под поездами;

автоматики и телемеханики - качество и соблюдение технологии
и правил производства работ при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации централизованной блокировки;

электроснабжения - повышение надежности работы устройств
и электроснабжения технических средств.
^ Речной транспорт

Сфера деятельности водного транспорта характеризуется возможностью проявления реальных угроз общественной безопасности, таких как износ судов, снижения уровня профессиональной подготовки членов экипажей судов, резкое увеличение количества мелких частных судовладельцев.

По данным международной морской организации (ИМО) более 80% аварий на судах происходят вследствие человеческой ошибки.

Безопасность на водном транспорте достигается вследствие соблюдения многочисленных правил, норм, требований, нарушение которых является основанием для привлечения к юридической ответственности. Повышение эффективности контроля на водном транспорте и оперативное реагирование на транспортные происшествия возможно только в условиях обновления территориальных органов Комитета транспортного контроля современным скоростным специальным водным транспортом.

В целях повышения безопасности на водном транспорте необходимо увеличить штрафные санкции за нарушение правил эксплуатации маломерных судов, которые являются источником повышенной опасности на воде.

В связи с незначительностью штрафов нарушители чувствуют свою безнаказанность, поэтому в настоящее время назрела необходимость увеличения сумм санкций за нарушение требований безопасной эксплуатации судов, особенно маломерных. Необходимо внести соответствующие изменения в Административный кодекс.

^ Автомобильные дороги

Величина износа дорожных покрытий зависит от интенсивности движения, погодных условий и качественного состояния всех слоев дорожной одежды. При этом особо отрицательно сказывается движение по дорогам грузовых автомобилей сверхбольшой грузоподъемности и гусеничной техники, в результате на дорожном полотне образуются колея, трещины и неровности, которые снижают комфортабельность поездки, и создают опасность для движения транспортных средств. Вода, скапливающаяся в колеях и трещинах дорожного покрытия, повышает опасность скольжения. Наличие колей и трещин в дорожном покрытии может затруднять выдерживание безопасной траектории движения по дороге. Большие выбоины на дорожном покрытии могут приводить к преждевременному износу или поломке автомобиля, или к потере водителем контроля над управлением автомобилем.

В целях обеспечения безопасности на дорогах областного и районного значения проводятся мероприятия по своевременному ремонту и содержанию дорог, ликвидации источников опасности, которые связаны с техническими характеристиками и эксплуатационным состоянием дорог. Для этого из местного бюджета ежегодно выделяются финансовые средства для текущего ремонта и содержания автомобильных дорог.

Конкретные объемы работ намечается осуществлять в пределах общих средств, выделяемых на ремонт и содержание дорог, имея в виду:

1) улучшение инженерного обустройства на дорогах, в том числе установка барьерного ограждения и ограждений, разделяющих встречные транспортные потоки;

2) ликвидацию очагов аварийности;

3) устройство разметки на напряженных участках дорог;

4) повышение уровня квалификации специалистов служб безопасности движения в дорожно-эксплуатационных организациях;    

5) более широкое распространение системы оповещения метеоусловий;      

6) проведение экспертизы проектов строительства, реконструкции и ремонта дорог с позиций безопасности дорожного движения;      

7) улучшение качества зимнего содержания дорог.      

_________________________________

^ Раздел 3. Стратегические направления, цели, задачи целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов

Стратегическое направление 1. Развитие транспортной инфраструктуры Алматинской области

Цель 1.1. Достижение опережающих темпов развития транспортно-коммуникационного комплекса

^ Целевой индикатор

Источник информации

Ед. изм.

Отчетный период

Плановый период

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1) Перевозка грузов *

Статданные

млн. тонн

96,7

100,5

102,5

105,0

108,0

111,2

115,0

2) Перевозка пассажиров *

Статданные

млн. чел.

424,1

428,3

432,6

436,9

441,3

445,7

450,1

3) Грузооборот *

Статданные

млн. т-км

4564,1

4683,2

4730,0

4800,9

4892,1

4999,7

5134,7

4) Пассажирооборот *

Статданные

млн. п-км

7000,0

7006,3

7092,4

7152,3

7215,5

7341,8

7429,9

Задача 1.1.1. Повышение уровня развития инфраструктуры автодорожной отрасли

Показатели прямых результатов

Источник информации

Ед-ца изм

Отчетный период

Плановый период

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Протяженность дорог областного и районного значения, охваченных всеми видами ремонта

Офиц.данные

км

2180,0


2233


2093,0


2260,0


2430,0


2600,0

2782,0

70 % дорог областного и районного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии к 2015 году

Офиц.данные

(%)

58

60

62

63

65

67

70

^ Мероприятия для достижения показателей прямых результатов

Срок реализации в плановом периоде

2011

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

Реконструкция, строительство и капитальный ремонт около 190 км автомобильных дорог областного и районного значения к 2015 году за счет республиканского бюджета

29,9

36


45,2


42,4

36,8

Довести финансирование из республиканского бюджета на реконструкцию, строительство и капитальный ремонт дорог областного и районного значения к 2015 году до 18 803,8 млн. тенге

1763.5

2876,7

6054.5

3577.8

4531,3

Стратегическое направление 2. Обеспечение безопасности пассажирских перевозок







Цель. 2.1. Обеспечение безопасных условий передвижения пассажиров и багажа на автомобильном транспорте

^ Целевой индикатор

Источник информации

Ед. изм.

Отчетный период

Плановый период

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Автопредприятиями области обновлено подвижного состава к 2015 году 480 единиц

Офиц.данные

ед.

92

90

91

94

96

98

101

Снижение количества автотранспортных средств со сроком эксплуатации свыше 12 лет

Офиц.данные

%

67

65

63

61

58

55

53

Задача 2.1.1. Повышение безопасности на автомобильном транспорте

Показатели прямых результатов

Источник информации

^ Ед-ца изм

Отчетный период

Плановый период

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Новые внутриобластные маршруты

Офиц.данные

Ед.

4

2

2

3

3

4

5

^ Мероприятия для достижения показателей прямых результатов

Срок реализации в плановом периоде

2011

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

Развитие инфраструктуры автомобильного транспорта, улучшение состояния технического обслуживания

х

х

х

х

Х

Улучшение качества дорожно-ремонтных работ

Х

х

х

х

х

Совершенствование системы внутриобластных пассажирских перевозок

х

х

х

х

х



^ 3.2. Соответствие стратегических направлений и целей

ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог                       Алматинской области» стратегическим целям государства

^ Стратегические направления и цели государственного органа

Наименование стратегического и (или) программного документа

1

2

Стратегическое направление 1. Развитие транспортной инфраструктуры Алматинской области

Цель 1.1. Достижение опережающих темпов развития транспортно-коммуникационного комплекса

.

1. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года

2. Государственная программа форсированного индустриально- инновационного развития на 2010-2014 годы

Стратегическое направление 2. Обеспечение безопасности пассажирских перевозок

Цель 2.1. Обеспечение безопасных условий передвижения пассажиров и багажа на автомобильном транспорте


1. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года

2. Государственная программа форсированного индустриально- инновационного развития на 2010-2014 годы




Раздел 4. Развитие функциональных возможностей

Наименование стратегического направления,

цели и задачи государственного органа

Мероприятия по реализации стратегического направления и цели государственного органа

Период реализации

1

2

3

Стратегическое направление 1. Развитие транспортной инфраструктуры Алматинской области

Цель 1.1. Достижение опережающих темпов развития транспортно-коммуникационного комплекса

Задача 1.1.1. Повышение уровня развития инфраструктуры автодорожной отрасли

Стратегическое направление 2. Обеспечение безопасности пассажирских перевозок

Цель 2.1. Обеспечение безопасных условий передвижения пассажиров и багажа на автомобильном транспорте

Задача 2.1.1. Повышение безопасности на автомобильном транспорте




Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области (далее-Управление) является государственным учреждением, администратором бюджетных программ в сфере автомобильного и воздушного пассажирского транспорта, а также автомобильных дорог областного и районного значения.

Для дальнейшего развития отрасли принята Отраслевая программа по развитию транспортной инфраструктуры Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Настоящая программа рассматривает развитие автодорог областного и районного значения и для её восстановления предусматривает выделение средств из республиканского бюджета в виде целевых трансфертов.

Основными задачами, стоящими перед Управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог является:

сохранение и развитие сети автомобильных дорог; улучшение транспортно-эксплуатационных показателей дорог и мостов;

соблюдение межремонтных сроков на участках автомобильных дорог после их реконструкции и капитального ремонта; развитие лесозащитных насаждений вдоль автомобильных дорог;

внедрение прогрессивных технологий и материалов, усовершенствования конструкций дорожных одежд;

внедрение в автодорожной отрасли международных стандартов управления качеством;

совершенствование правовой и нормативно-технической базы отрасли, переход на техническое регулирование; повышение кадрового потенциала отрасли.



2011-2015 гг.

^ Раздел 5. Межведомственное взаимодействие

Показатели задач, для достижения которых требуется межведомственное взаимодействие

Государственный орган, с которым осуществляется межведомственное взаимодействие

Меры, предполагаемые для установления межведомственных взаимосвязей

1

2

3

Задача 1.1.1. Повышение уровня развития инфраструктуры автодорожной отрасли

УДП ДВД

По обеспечению безопасности дорожного движения

УПП, УЭиКХ,

По обеспечению ресурсами, включая энергоресурсов и по реализации установленных заданий, своевременному решению вопросов по отводу земель под строительство дорог, карьеров, временных складов, подъездных путей и т.д.

УСХ

По вопросам возмещения сельхозпотерь и перевода земель лесного фонда в земли транспорта при строительстве автодорог

Задача 2.1.1. Повышение безопасности на автомобильном транспорте


Акимы районов/городов, ДВД области, УТК

Снижение уровня аварийности на общественном транспорте

Акимы районов/городов

 Обновление автопредприятиями области подвижного состава

Акимы районов/городов

Снижение количества автотранспортных средств со сроком эксплуатации свыше 12 лет

^ Раздел 6. Управление рисками



Наименование возможного риска

Возможные последствия в случае непринятия мер по управлению рисками

Мероприятия по управлению рисками

1

2

3

Внешние риски

Геополитические риски

Успешная интеграция Алматинской области во внутриказахстанскую транспортную систему во многом зависит от стабильной политической и экономической ситуации в соседних с области регионах и странах. В частности, реализация проекта развития международного транспортного коридора «Западная Европа- Западный Китай», железнодорожной линии «Коргас – Жетыген – Госграница РК».


1. На снижение данных рисков повлияет активное взаимодействие с международными и региональными организациями по развитию международных транспортных коридоров Республики Казахстан.


Техногенные и экологические риски

1. Крупная техногенная или экологическая катастрофа, вероятность которой повышается по мере износа транспортной инфраструктуры и подвижного состава, потребует серьезных дополнительных капиталовложений и приведут к отвлечению средств с других объектов транспортной системы


1. Для снижения данного риска требуется внедрение передовых технических и экологических регламентов, стандартов, модернизация транспортных активов.

2. Разработка совместно с ДЧС и другими заинтересованными госорганами Плана действий по организации спасательных работ и ликвидации аварийных ситуаций


Ценовые риски

1. Ухудшение мировой конъюнктуры в этих сегментах может привести не столько к снижению показателей грузооборота, сколько к снижению доходов транспортных предприятий и, как следствие, к снижению возможностей инвестиций в инфраструктурные проекты.

1. Снижение данного вида рисков, зависит от развития механизма государственно-частного партнерства.


Внутренние риски

Отток квалифицированного состава из Управления

В связи с большими объемами работ в отрасли ощущается недостаток работников и дефицит квалифицированных кадров.

Снижение престижа и статуса административного и государственного служащих, их недостаточное моральное и материальное стимулирование, нерешенность жилищных и других социальных вопросов приведет к оттоку высококвалифицированных работников в коммерческие и другие структуры, снижению количества профессионалов, менеджеров управления среди претендентов на замещение вакантных должностей административных и государственных служащих.



1. Взаимодействие с Управлением образования и учебными заведениями по востребованным профессиям, обеспечение благоприятных условий труда являются основными причинами снижения данного вида рисков.

2. повышению квалификаций;

3. моральному стимулированию

Следует также отметить, что в рамках транспортной отрасли успешно реализуются равные права и равные возможности мужчин и женщин с учетом их специфики и гендерных аспектов: численность женщин в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области составляет 38,8% от фактической численности работников.