microbik.ru
1

Счастье быть здоровым в наших руках…

Что такое счастье? На этот вопрос каждый ответит по-разному… Один считает: счастье – это творчески работать, создавать в мире новую красоту. Другой: счастье – это любить и быть любимым. Третий: счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. А я считаю, счастье – это быть самой здоровой и помочь детям быть здоровыми как физически, так и психически.

Здоровье…

Как часто слышим мы это слово в нашей повседневной жизни. Чаще всего здоровье зависит от самого человека. Прекрасно сказал об этом Шененберг: «Здоровье это не та вершина, которую каждый должен одолеть сам». Я поддерживаю мнение ученых, действительно здоровье – один из важнейщих компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Здоровье человека – это главная ценность жизни, его надо сохранять, оберегать и улучшать с смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире намечается тенденция к ухудшению детского населения. По статистическим данным Министерства здравоохранения – здоровье детей становится национальной проблемой. Физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того, дети, приходящие в первый класс (25-35%) имеют физические заболевания. Наблюдения психологов, физиологов, педагогов показывают, что уровень состояния здоровья (физического и психо-эмоционального) детей дошкольного возраста ежегодно падает. По результатом медицинского обследования дошкольников наиболее часто отмечаются такие нарушения физического здоровья, как стоматологические заболевания, заболевания дыхательной системы, носоглотки, нарушения опорно-двигательного аппарата, аллергические заболевания. Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Я считаю, главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. В том числе, увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха детей. В связи с этим я уверена, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Поскольку в этот период у детей легко формируются новые условные рефлексы, лежащие в основе привычек, в том числе полезных для здоровья. Кроме того, в дошкольном периоде детства отличается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем. Выдающийся педагог-реформатор, автор «педагогики сердца» Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Гуманизация педагогического процесса, прежде всего, предлагает здоровьесберегающее воспитание и обучение дошкольников, которое позволяет сохранить и укрепить здоровье ребенка в процессе пребывания в стенах дошкольного образовательного учреждения, а так же способствует выработке у ребенка потребности и привычки беречь и укреплять свое здоровье и здоровье других людей. Необходимость воспитания культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие что здоровье человека лишь на 10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50% от его образа жизни. А.В.Луначарский пишет: «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа. Физическое образование ребенка лишь база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.»

Здоровье – это жизненно важный вопрос для каждого человека, относящийся к области витальных потребностей. Я думаю, чем раньше ребенок осознает необходимость заботы о собственном здоровье, чем раньше овладеет конкретными приемами, способствующими его сохранению и укреплению, тем более он будет готов к активной повседневной деятельности, поддерживающей его тело и душу в стабильности, рабочем радостном состоянии.

В процессе оздоровления у детей формируется осознанное отношение к своему состоянию, понимание значения и преимуществ хорошего самочувствия. Таким образом, формирование здорового образа жизни человека напрямую зависит от уровня развития его самосознания.

Здоровье человека влияет на его психическое развитие. Не зря говорят: «В здоровом теле – здоровый дух.» А психическое развитие ребенка (в том числе самосознания) непрерывно связано с физическим воспитанием.

Великий психолог А.В.Запорожец отмечал, что «период от рождения до поступления в школу – является возрастом наиболее стремительного психического и физического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течении всей его последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком».

В процессе самосознания, в процессе освоения ребенком знаний, о своей человеческой природе осуществляется его валеологическое воспитание – систематическое и планомерное взаимодействие педагога и детей с целью развития культуры здоровья, выражающейся в бережном отношении к себе, как к части природы, как важнейшей социально-нравственной ценности в жизни на земле – это путь развития здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни не может состояться без знаний человека о себе, о тех закономерных изменениях, которые происходят в физическом и психическом состоянии человека, о влиянии этих изменений на здоровье индивида, его интеллектуального развития. Только система здорового образа жизни позволяет формировать установки на сохранение здоровья и следовать им в повседневной жизни. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству я и учу.

Наиболее приемлемой программой реализации задач воспитания здорового ребенка является региональная программа «Азбука здоровья».

Сухомлинский Л.В. утверждал, что «Забота о здоровье ребенка это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, отдыху, труду, это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Я полностью согласна с мнением педагога-новатора Сухомлинского, именно поэтому мне приходится вести поиск новых подходов к решению задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Пересмотрели подходы к обучению: для реализации программы «Азбука здоровья» я провожу с детьми занятия разной направленности (обучающие, игровые, тренирующие, оздоровительные). Но особенно интересно проходит система валеологических игр и занятий, которые помогают воспитать в детях целостного отношения к своему здоровью и развитие потребностей в здоровом образе жизни.

Развитие личности ребенка, представление о своем я, степень его уверенности в себе, эмоциональное благополучие в целом определяются в значительной степени сложной системой взаимодействия отдельных подсистем его личностной микросреда ребенок-взрослый.

Таким образом, основным фактором, влияющим на развитие самосознания и уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение со взрослым. Я с удовольствием провожу физкультурно-оздоровительную, совместно двигательную деятельность взрослого и ребенка «Парная гимнастика». Занятия «Парной гимнастики» направлены на предупреждение и коррекцию наиболее типичных ошибок в физическом воспитании детей, приобщению семей к здоровому образу жизни, которые основываются на культурных традициях Пермского края.

Двигательная активность при выполнении парной гимнастики ребенком и взрослым является системообразующим фактором связи индивидуальных, генетических особенностей ребенка и социальной среды. Программа кружка «Парная гимнастика»предусматривает организацию физического и валеологического воспитания в дошкольном учреждении и семье.

Я считаю, что здоровье наших детей в наших руках. Только мы, педагоги, родители, своим ежедневным здоровым образом жизни сможем сделать наших детей здоровыми – счастливыми.

«Здоровые люди это самый ценный капитал государства».

Я.Коллет.

Здоровье вам будет тогда по плечу,

Когда вы к нему подойдете по-новому.

Хотите лечиться – идите к врачу,

Хотите здоровья – идите к здоровому.