microbik.ru
1




Театрализованная деятельность в логопедической работе


На страницах журнала “Дефектология” с тревогой отмечается появившаяся в нашем обществе на рубеже ХХ-ХХI века нездоровая тенденция, носящая название “ДЕЦЕЛЕРАЦИИ”. (ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ – это замедленный темп физического и интеллектуального развития, недоразвитость эмоций, моторики). Наиболее ярко проявление “децелерации” наблюдается у детей дошкольного возраста. С каждым годом число детей, имеющих речевые нарушения неуклонно растет. При этом дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Доказано, что большинство детей с тяжелыми речевыми патологиями имеют проблемы в развитии высших психических функций: недостаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения, процесса анализа и синтеза, нарушены внимание, пространственная ориентация. Такие дети, как правило, моторно неловки, причем страдают как мелкая, так и крупная моторики. У детей с нарушениями речи наиболее незрелыми являются механизмы внутренней речи, поэтому затруднена любая самостоятельная творческая деятельность. Дети склонны к стереотипам, имеют сниженный уровень самостоятельности.

В связи с этим перед педагогом-дошкольником стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию маленького человечка в гармонично развитую личность.

Что же может помочь детям развить и самостоятельность, и внимание, и память, и воображение, и функцию самоконтроля? Как развить мелкую и крупную моторику? Научить слушать и слышать собеседника, сопереживать ему? Существует множество общеизвестных педагогических логопедических методов, приемов, позволяющих развивать и высшие психические функции, и моторику, и эмоционально-волевую сферу ребенка с речевой патологией, повышать уровень его обученности, подготовленности.

Но есть еще один замечательный способ помочь такому ребенку – театрализованная деятельность, ибо театр не только радует, развлекает детей, но и развивает их во всех отношениях.

Театрализованные игры детей способствуют развитию их словарного запаса, грамматического строя речи, активизации монолога, диалога, совершенствованию звуковой стороны речи. Коллективная театрализованная деятельность помогают ребенку справиться с волнением и страхом перед выходом на сцену, с чувством неуверенности в себе, «заражает» его радостным ожиданием чего-то прекрасного, яркого. Участвуя в постановке спектакля, ребенок реально переживает поступки персонажа, роль которого он исполняет, и эти чувства и переживания он передает с помощью движений, интонаций, жестов, мимики и других средств выразительности. Он приобретает опыт различного рода взаимоотношений, что очень важно для социальной адаптации детей с речевой патологией. Дети помогают друг другу контролировать звукопроизношение, у них появляется желание говорить четко, правильно и красиво, передать характер своего героя, отношения к нему голосом и даже исполнения песен от лица персонажа.