microbik.ru
1

Тематическое перспективное планирование занятий по ПДД в ДОУ

Старший воспитатель

Занятия по ПДД проводятся 1 раз в месяц в организованной деятельности детей в форме занятий всего 9 занятий в года

Диагностика 2 раза в год 1 –вводная (сентябрь)

2- итоговая (май)


Особенностью курса является выделение специального времени – занятия, в первую половину дня, в помещении автокласса. Данные занятия направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города на базе региональной программы по ПДД

Перспективные планы составлены с учетом требований программы , возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и межпредметных связей по разделам:


  1. изодеятельность- сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала

  2. художественная литература- использование на занятиях стихов , рассказов, загадок

  3. физическое воспитание- использование подвижных игр, физкультминуток, психорелаксаций.

  4. ознакомление с окружающим- рассматривание ситуаций в контексте различных природных проявлений. Ориентировка на местности. История транспорта.


Задачи:

  1. развивать мыслительную деятельность детей

  2. формировать культуру поведения в условиях дорожного движения

  3. стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения

  4. формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения

  5. научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города

  6. воспитывать культуру поведения



^ Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах во второй младшей группе


Воспитатели


^ Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Предварительная работа

Словарная работа

Компонент ДОУ

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

Диагностика уровня знаний детей по ПДД

Предварительная диагностика

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей

Макет светофора, слайды, модели автомобилей

Показ слайдов, знакомство детей с правилами дорожного движения, наблюдения, рассматривание иллюстраций.

Светофор, доржные знаки, водитель, пассажир, грузовой автомобиль, легковой автомобиль

Использование материалов автокласса, Дидактическая игра «Собери светофор»

Лепка «Весёлый светофор»

Октябрь

Путешествие в страну Светофорию.

Знакомство с автоклассом.

Познакомить с автоклассом,

научить различать цвета и форму предметов, закрепить знание детьми понятий «круг» (круглый), «квадарт» (квадратный), «треугольник» (треугольный), «красный», «жёлтый», «зелёный», «голубой» Воспитывать культуру поведения, наблюдательность

Доржные знаки на основе декоративного магнита, цветные кружки.

Игра «Цветные билеты», наблюдения, просмотр слайдов

Светофор, дорожные знаки, форма, круглый, квадратный, треугольный

Дидактическая игра «Форма и цвет»

Рисование

«Цветные автомобили»

Ноябрь

«Мой друг светофор»

Познакомить детей с макетом прилегающей территории, сформировать способность ориентироваться на макете, расширять словарный запас по дорожной лексике (пешеход, тротуар),закрепить знание детьми сигналов светофора

макет прилегающей территории, фигурки пешеходов, силуэты домов, светофор;

Беседа, вопросы, игровые приемы, художественное слово (загадки, стихи)

Светофор, макет, тротуар, пешеход

Дидактическая игра «Собери светофор»

Аппликация «Светофор»

Декабрь

«Виды транспорта»

Закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово;

развивать у детей смекалку и сообразительность;

воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.


Слайды, модели автомобилей с магнитными элементами, светофор

Наблюдение за транспортом, чтение художественной литературы, дидактические игры

Воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт.

Дидактическая игра «Собери такой же автомобиль»

Конструирование «Автомобиль»

Январь

«Сигналы и движение. Передвижение в заданном направлении»


учить детей формированию координации движения и реакции на сигнал;

организации и проведению целенаправленных подвижных игр;

закрепление различать цвета и формы предметов и виды транспорта



Игрушка –зайчик, схема,рисунки видов транспорта(грузовая, легковая,пассажирский транспорт гужевой, трактор,мотоцикл)

макет машин с недостающимися запчастями,макет светофора.


наблюдение на прогулке за видом транспорта, за проезжей частью, за пешеходной дорожкой;чтение сказки“Заюшкина избушка ”

отгадывание загадок по видам транспорта;


Автобус, трактор, лошадь, мотоцикл, легковая машина, вперёд, назад, остановиться

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Февраль

«Репка» сказка на новый лад

учить детей понимать значение легкового и грузового транспорта, закреплять представление о деталях машин, воспитывать желание прийти на помощь в трудную минуту.


фигурки плоскостного театра (дед, репка, светофор, легковая и

грузовая машины), макет, дидактические игры: «Какая машина лишняя?», «Собери грузовик”

чтение русской народной сказки ,,Репка”, рас-

сматривание иллюстраций грузового и легкового транспорта.


репка, легковая, машина грузовая машина, светофор,

кабина, кузов.


Дидактическая игра «Исправь ошибку художника»


Инсценировка сказки «Репка»

Март

«Когда мы пассажиры»



добиться, чтобы дети усвоили понятие «пешеход», «пассажир».

получили представление о правилах поведения в общественном транспорте.

воспитывать вежливое отношение друг к другу.

познакомить детей с основными правилами поведения на улице,

закрепить знания о ПДД,

воспитывать у детей внимательность (особенно на дороге).


Макет, иллюстрации, светофор, модели автомобилей

Наблюдение за транспортом, чтение художественной литературы, дидактические игры

Автобус, троллейбус, трамвай, пассажир, пешеход

подвижная игра «Трамвай»

Аппликация «Автобус»

Апрель

«Улицы нашего города»

познакомить детей с основными правилами поведения на улице,

закрепить знания о ПДД,

воспитывать у детей внимательность (особенно на дороге).


Мяч, дорожные знаки, модели автомобилей с магнитным элементом,

макет

Рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы, дидактические игры

Улица. дорога, тротуар, проезжая часть

Дидактическая игра «Какая машина лишняя?».

Рисование «Наша улица»

Май

«Волшебный цветок»

Диагностика уровня знаний по ПДД

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей

Светофор, дорожные знаки, макет, модели автомобилей

Дидактические игры, беседа

Закрепление овладения понятиями в соответствии с региональным стандартом обучения детей правилам безопасного поведения на дороге









^ Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах

в средней группе

Воспитатели:

^ Тема занятий

Дата

Программное содержание

Оборудование

Предварительная работа

Словарная работа

Компонент ДОУ

Сопутствующие формы работы

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Знакомство с автоклассом.

Ориентация на

местности.

Предварительная диагностика


.


2. Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении.


3.Городской общественный транспорт.


4. Я еду в транспорте.


5.Железнодорожный транспорт.


6. Знаки, сопутствующие железной дороге.


7. Гужевой транспорт.


8. На перекрестках и площадях.


9. Правила поведения на улицах и дорогах. Переход улиц и дорог.

Итоговая диагностика

Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Январь


Февраль


Март


Апрель


Май



Познакомить детей с автоклассом, его оснащением, функциями. Совершенствование навыков ориентации на местности.


Понимание, значение цвета в дорожном движении, чередование и расположение цветов.


Формирование понятия «общественный транспорт», расширение знаний о его

видах.


Формирование основ культуры поведения в общественном транспорте.


Расширение знаний о видах транспорта (назначение железнодорожного транспорта; его особенности; кто управляет поездом?; правила поведения железной дороге).


Знакомство со знаками, сопутствующими железной дороге.


Расширение знаний о видах транспорта (Для чего служит? Кто управляет? Правила движения гужевого транспорта)

Знакомство с перекрестком и площадью; их отличие, расширение знаний об улице.


Расширение знаний о поведении на улицах и дорогах.

Автокласс (демонстрационные картины, макеты, схемы, диафильмы, разнообразные игрушки, необходимые атрибуты для управления движением и т.п.)


Автокласс (макет прилегающей территории, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор).


Автокласс (макет прилегающей территории, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор).


Автокласс, дорожные знаки, стулья, рули.


Стулья, макет железной дороги, симафор.


Стулья, дорожные знаки


Вожжи, репка, стулья.


Макет, модели транспортных средств, фигурки пешеходов.


Макет, модели транспортных средств, фигурки пешеходов.



Подвижные игры «Найди предмет», прогулки, экскурсии, беседы.


Рассматривание иллюстраций, плакатов, подвижные игры «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Поезд», «Трамвай»


Рассматривание иллюстраций, плакатов, подвижные игры «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Поезд», «Трамвай». Чтение художественной литературы.


Рассматривание иллюстраций, плакатов, подвижные игры «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Поезд», «Трамвай». Чтение и обсуждение стихотворения А Усачева «Случай в автобусе»


Чтение стихов, рассказы о ж/д транспорте, игра на макете железной дороге, рассматривание иллюстраций и беседа по их содержанию.


Просмотр мультфильмов с сюжетами о железной дроге, рассматривание иллюстраций.


Беседа, подвижная игра «Лошадки», чтение литературы, просмотр мультфильма «Лиса и волк».


Чтение спец. литературы, рассматривание иллюстраций, плакатов. Подвижная игра «Цветные автомобили».


Рассматривание иллюстраций, плакатов, просмотр мультимедийных слайдов, дид.игры на участке.



Автокласс, макет, вперед-назад, налево -направо, реже - чаще,

впереди – позади, далеко-близко, быстро-медленно, приближается – удаляется.


Светофор, красный, желтый, зеленый, под, над.


Общественный транспорт. Автобус, троллейбус, трамвай, такси.


Общественный транспорт, автобус, поручень, кондуктор.


Железнодорожный транспорт, машинист, рельсы, шпалы, станция.


Переезд, шлагбаум, симафор.


Гужевой транспорт., вожжи, телега.


Перекресток, регулируемый и нерегулируемый перекресток, дорожная разметка, площадь,


Дорога с односторонним движением (двусторонним)



Рассматривание автокласса.


Просмотр мультфильма «Правила поведения на дороге»


Просмотр кинофильма «Транспорт нашего города».


Просмотр слайд - фильма на мультимедийном экране «Правилам движения -наше уважение!».


Просмотр слайд - фильма на мультимедийном экране «Паровозик из Ромашково, Ну-погоди!».


Оздоровительная игра – массаж «Рельсы – рельсы, шпалы, шпалы»


Инсценировка по сказке «Репка».


Обозначение маркером на макете перекрестков.


Обозначение маркерами безопасных и опасных участков дороги.



Творческое задание: рисование деревьев, кустов, цветов. Расставка домов, кинотеатров, аптек, детского сада, школы, магазин, пешеходов, светофоров, дорожных знаков, модели транспортных средств.


Расставка домов, кинотеатров, аптек, детского сада, школы, магазин, пешеходов, светофоров, дорожных знаков, модели транспортных средств.

Подвижная игра «Водители и пешеходы»


Расстановка транспорта, обыгрывание различных ситуаций.


Рассматривание иллюстраций, плакатов. Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе»


Подвижная игра «Поезд».


Дидактическое упражнение на макете: «Реши различные дорожные ситуации».


Сюжетно – ролевая игра по сказке «Репка».


Обыгрывание обычных ситуаций на макете и разметке на полу.


Моделирование на маршруте различных дорожных ситуаций.





^ Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах

в старшей группе


Воспитатели:




Программное содержание

Оборудо

вание

Предва-ритель-ная

работа

Словар-ная работа

Компонент

ДОУ

Сопутствующие

формы

работы

сентябрь

Знакомство с макетом части города,

Сформировать способность ориентироваться на

макете.

Макет части города

фигурки

пеше-ходов,

модели тран-спортных средств

дорожные знаки,

бумага, маркер


Рассматривание оборудования.

Перекресток, тротуар,

пешеход,

пешеход-ный переход

проезжая

часть,

Составление плана части города.

Закрепления понятия

«план

местности»

Октябрь

Формирование знаний поведения на остановках

общественного транспорта

и в обществен-ном

транспорте.

Макет части города

фигурки

пеше-ходов,

модели транспорт

ных средств

дорожные знаки,

атрибуты к с/р игре.


Чтение литературы

«Уроки вежливости»


Тротуар,

пешеход,

пешеход-ный переход

проезжая

часть,

кондуктор, водитель, пассажир, остановка общественного транспорта.

Игра

«Умелый пешеход»

С/р игра «Автобус»

ноябрь

Общее ознакомление детей с дорожными знаками.(предписывающие знаки)

Макет части города

фигурки

пеше-ходов,

модели транспорт

ных средств

дорожные знаки.


Прогулка к дорожным знакам.

Тротуар,

пешеход,

пешеход-ный переход,

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Игра «Знаки заблудились»

Лабиринт: «Доберись по схеме до места назначения»

декабрь

Ознакомление детей с запрещающими знаками.

Макет части города

фигурки

пеше-ходов,

модели транспорт

ных средств,

запрещающие знаки.

Рассматривание запрещающих знаков.

Тротуар,

пешеход,

пешеход-ный переход

проезжая

часть, запрещающие знаки:

«опасность». «движение запрещено» и т.д.


Игра

«Почему незнайка попал в аварию»

Рисование дорожных знаков.

январь

Ознакомле-ние детей с информа-

ционно-

указательны-ми

знаками.

Макет части города

фигур-ки

пеше-ходов,

модели транспорт

ных средств,

информа-

ционно-

указательные

знаки

куклы.



Рассматривание информа-

ционно-

указательных

знаков.

Тротуар,

пешеход,

пешеход-ный переход

проезжая

часть,

Игра

«Путешествие Лелика и

Болика»

Апплика-ция «Информа-

ционно-

указательные

знаки»


февраль

Ознакомление детей со

знаками сервиса.

Макет части города

фигурки

пеше-ходов,

модели транспорт

ных средств,

знаки сервиса



Рассматривание знаков

сервиса.

Тротуар,

пешеход,

пешеход-ный переход

проезжая

часть.

Игра

«Собери знак»

Закрепление геометрических фигур.

Март

Обобщение и систематизация представлений о действиях по выполне-нию ПДД

Макет части города

фигурки

пеше-ходов,

модели транспорт

ных средств

дорожные знаки,


Формирование навыков и привычек безопасного поведения

Тротуар,

пешеход,

пешеход-ный переход

проезжая

часть.

Игра

«Оцени поступок»

Рисование
«5 гр. На экскурсии»

Апрель

Закрепление и систематизация ПДД

Схема

Микро-района,

маркеры,

фигурки

пеше-ходов,

кукольный

персонаж

модели транспорт

ных средств,

дорожные знаки

Чтение литературы, беседы,

рассматривание иллюстраций.

Тротуар,

пешеход,

пешеход-ный переход

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Игра

«Умники и умницы»

Просмотр видеофильма.

май

По схеме макета микрорайсна

научить

определять

безопасный

маршрут от

дома до школы.

Формировать у детей целостное восприятие

окружаю-щей дорожной среды.

Воспиты-

вать наблюда-

тельность,

дисципли-

нирован-ность.

Схема

микро-района,

маркеры,

фигурки

пеше-ходов,

кукольный

персонаж

модели транспорт

ных средств,

дорожные знаки.

Закреп-ление ПДД, адреса детей

Тротуар,

пешеход,

пешеход-ный переход

проезжая

часть,

сотрудник ГИБДД.

Разработка

безопасного

маршрута

от дома до

школы.


Инсценировка



^ Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах

в подготовительной к школе группе



^ Тема занятия

Программное содержание

оборудование

Предварительная работа

Словарная работа

Компонент ДОУ

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

Диагностика уровня знаний детей по ПДД


^ Предварительная диагностика

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.


слайды, магнитная доска, макеты светофора и дороги.


показ слайдов, вопросы по диагностике.

знакомство детей с правилами дорожного движения, экскурсии, наблюдения, просмотр учебного фильма о ПДД, рассматривание иллюстраций, беседы о ПДД, о правилах поведения на улице и в транспорте.


Светофор, дорожные знаки, правила поведения, перекрёсток, водитель, пассажир, железная дорога, транспорт (общественный, водный, наземный, железнодорожный, воздушный, легковой, грузовой), впереди – позади, дальше – ближе, пешеходный переход.



Использования материалов автокласса

Дидактическая игра « Найди безопасный путь до детского сада»

Драматизация сказки «Веселый светофор»

Октябрь

«Знаки, предупреждающие пешеходов об опасности».


Образовательная:

1.Обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о предупреждающих знаках: опасный поворот, скользкая дорога, неровная дорога, крутой спуск и крутой подъем.

2.Знакомство с историей появления первых дорожных знаков.

3.Закрепить правила поведения в общественном транспорте.

4.Повторить названия различных видов транспорта.

Развивающая:

Развитие поискового мышления, умения использовать полученные знания в практике.

Воспитательная:

Воспитывать культуру поведения, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения.



Предупреждающие знаки, версты, опасный поворот, крутой спуск и подъем, неровная дорога, скользкая дорога,



Экскурсия к светофору, наблюдение за его работой и за движением машин.

Изготовление предупреждающих знаков с использованием шаблонов.

Встреча с работниками ГАИ.



Демонстрационный материал – слайды.

Раздаточный материал: карточки с цифрами и карточки с изображением знаков.



Проблемные ситуации, сюрпризные моменты, наглядность, художественное слово, вопросы.


Изготовление дидактической игры «Дорожные знаки»

ноябрь

«Запрещающие знаки»


  1. Образовательная: обеспечить в ходе занятия усвоение запрещающих знаков, учить отличать их от других знаков.

  2. Развивающая: развивать воображение, умение применять знания на практике.

  3. Воспитательная: воспитывать культуру поведения, эстетических взглядов, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения.




слайды, раздаточный материал. Карандаши

мозаика

беседа, вопросы, наглядность, игровые приемы, художественное слово (загадки, стихи), сюрпризный момент.


запрещающие знаки, въезд запрещен, движение пешехода запрещена, поворот запрещен, езда на велосипеде запрещено, движение запрещено.


Использование макета прилегающей территории и наглядного материала автокласса

Рисование карандашом, свечкой. Выкладывание мозаикой запрещающих дорожных знаков

Декабрь

« Путешествие в метро »


- Закрепить знания детей о городском наземном пассажирском транспорте. Познакомить с новым видом пассажирского транспорта – метро, с правилами безопасного поведения в метро.

- воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

- развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, рассуждать.

- Развивать умение работать с планом-схемой.


Слайды, жетон, билеты различных видов транспорта, планы-схемы, костюм кота Леопольда.


Наблюдение за транспортом, чтение художественной литературы, дидактические игры.


Метро, метрополитен, эскалатор, жетон, поручни, станция, схема, турникет, дежурный по станции.


Сюжетно-ролевая игра

«Поездка в метро»

Рисование на тему: «Поездка в метро»

Январь

«Приключение Незнайки в восьмом микрорайоне»

Учить детей правильно вести себя на улице. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Учить ориентироваться на расположенных по близости улицах, в названиях общественно –бытовых зданий в ближайшем окружении. Учить работать с макетами

Макеты детского сада школы больницы магазина, разметка дороги, дорожные знаки, светофор, костюм незнайки.слайды

Экскурсия на прилегающие к детскому саду улицы, загадывание загадок, знакомство с дорожными знаками , беседы

Название улиц Р.Зоге, Ю.Фучика, Пр. Победы,

Гарифьянова

Составление маршрутов до детского сада, школы, больницы, магазина на стендах автокласса

Строительство и обыгрование территории детского сада

Февраль

«Неправильная карта»


Развивать умения читать карту-схему и двигаться согласно ей.

Закрепить умение переходить дорогу согласно дорожным знакам

Воспитывать дисциплинированность на дороге

Конверт с картой-схемой маршрута.

Карточки с дорожными знаками, кроссворд.

Рассматривание иллюстраций , плакатов, видеофильма,

дидактические игры по правилам

Скорая помощь, знаки особого предписания. Знаки сервиса,

Дидактическая игра «Найди что лишнее», психогимнастика походка и настроение

Составление кроссвордов, загадок.

Март

«Автомобили бывают разные»


Учить детей создавать мысленные конструкции специализированных, машин уточнить значение звукового сигнала (сирены) развивать

умение решать проблемные задачи в совместной деятельности со взрослыми ис­пользуя различные дорожные ситуации, развивать интеллектуальные способности через умение решать проблемные ситуации воспитывать у детей уверенность уме­ние смело высказывать свои мысли.



Костюмы для героев: Карлсона, Малыша, изображение специального транспорта, разрезные детали машин, круги с изображением номеров телефонов, мяч, изображение накладного контура транспорта.


Чтение с детьми рассказа С.Я. Маршака « Рассказ о неизвестном герое», Д.Чуйко «Пожарные», загадывание загадок, наблюдение за до­рогой, игры по ПДД.


Активизировать в речи детей понятия: специальный транс­порт, проблесковый маячок употреблять в речи название специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, милиция, газовая служба закрепить умение опи­сывать машины, используя прилагательные.


Дидактические игры «Хорошо –плохо», «Зоркий глаз», использование макетов автокласса

Рисование на тему «Машины бывают разные», сюжетно-ролевая игра «Гараж»

Апрель

«Приключение зайчонка»

Познакомить детей с понятиями «тормозной путь», «скользкая дорога», с особенностями движения по ней транспорта; со знаком «скользкая дорога».


Упражнять в умении решать противоречия экспериментальным путем;


Продолжать формировать представление о многообразии звуков. Развивать умение прогнозировать события. Закреплять знания о дорожном движении;


Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения.


презентация, аудиозапись «Звуки природы», две доски: гладкая и ребристая, игрушечные машины, две ленты, мяч, поощрительные значки.



экскурсия к дороге, наблюдение за ее изменением в зависимости от состояния погоды; беседы о правилах дорожного движения, чтение стихотворения «Гололед» И. Лешкевича.



тормозной путь, проезжая часть дороги, длинная, гладкая, сухая, широкая, прямая, извилистая, узкая, мокрая, шероховатая дорога, сигнал автомобиля, дорожное покрытие, пешеход, путь скольжения.



аутотренинг, художественное слово (сказка про зайца), беседа, вопросы причинно-следственного характера, создание проблемной ситуации, проведение эксперимента.


Составление коллективной сказки « Как зайчонок учил правила дорожного движения»

Май

Викторина по ПДД

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.


Эмблемы команд, карточки, дорожные знаки, краски , кисти, бумага

Подготовка команд:, название, эмблема, девиз, приветствие

Закрепление овладения понятиями в соответствии с региональным стандартом обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.




Конкурс детского рисунка «Безопасная дорога»