microbik.ru
1


ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Добру пусть откроется сердце».


ЦЕЛЬ: расширить детское представление о понятиях «добро и зло»; дать понимание того, что добро может проявляться только в действии; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.


ХОД УРОКА.


Орг. момент.

СЛАЙД «Добру пусть откроется сердце»

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть ваши прекрасные добрые глаза. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы проведем занятие по «Основам православной культуры» «Добру пусть откроется сердце». Как вы думаете, прочитав тему занятия, о чем мы будем говорить сегодня.

- ( о доброте )


Изучение нового.

Сегодня на урок я пригласила « солнышко». Все дело в том, что доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснется солнышко к нам своими лучами – и на душе у нас становится тепло.

^ СЛАЙД « СОЛНЫШКО»


(Учитель читает стихотворение)


Солнышко проснулось и взошло, ,

Сразу всюду сделалось тепло,

Заплясали, засверкали вдруг

Солнечные зайчики вокруг

Прыгал зайчик, не жалея сил,

И тепло, и свет он всем дарил,

И кричали вслед ему друзья:

- Жить без доброты нельзя!


Игра « НАОБОРОТ».

(Дети читают слова и подбирают антонимы)

^ СЛАЙД «СОЛНЫШКО С ТУЧКАМИ».

Учитель.

- Что произошло с нашим солнышком?

(Злые тучи закрыли его)

- Прочитаем слова на тучках.

- Давайте освободим солнышко от тучек. Назовем слова с противоположным значением.

( Дети придумывают слова)


^ ГРУБОСТЬ – ВЕЖЛИВОСТЬ, НЕЖНОСТЬ.

ЖАДНОСТЬ – ЩЕДРОСТЬ.

ЗАВИСТЬ – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ.

ЖЕСТОКОСТЬ – ЖАЛОСТЬ, СОЧУСТВИЕ.

РАВНОДУШИЕ – ОТЗЫВЧИВОСТЬ, УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ.

^ ВОЙНА – МИР, СОГЛАСИЕ, ДРУЖЕЛЮБИЕ.


Учитель.

- Ребята, давайте прочитаем слова на лучиках.

- Какому человеку присущи все эти качества характера?

( Доброму)

- Назовите одним словом главное качество доброго человека.

(Доброта)

^ СЛАЙД «ДОБРОТА»


СЛАЙД С. ОЖЕГОВ.

Учитель.

- Послушайте, какое определение дал С.Ожегов в своем толковом словаре этому слову и подумайте, соответствует ли оно нашему определению слова «доброта»?

«Доброта – это отзывчивость,

душевное расположение к людям,

стремление делать добро другим».


- Соответствует оно нашему определению слова «доброта»?

Чтение и обсуждение рассказа.

Учитель.

- Послушайте рассказ и подумайте, можно ли героя этого рассказа назвать добрым?


КАНАВКА . В. Донникова.

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, и вода в ней не блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватиться и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.

- А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вот сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.

- Противная канавища! - топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. « А чем она противная? – думает он. – Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!


Вопросы для анализа.

- Каким человеком можно назвать героя этого рассказа?

(Добрым)

- Почему?

- Какой поступок совершил Витя?

(Добрый)

- Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его добром поступке?

( Неважно)


- А почему вы так думаете?

( )

Учитель.

- Хорошо бы научиться искренне, дарить добро, не ожидая какой- либо выгоды и ответа. Вот как наше солнышко, светит и ничего не требует взамен. Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо.

Учитель.

- Можно ли назвать Витю немножко волшебником?

(Да)

- А вас можно назвать волшебниками?

(Да)

- Докажите это. Какие добрые дела вы совершаете дома, в школе, на улице?

(Дети рассказывают о своих добрых делах.)

Учитель.

Каждый человек, который добр, который честно, старательно с любовью выполняет свою работу – чуточку волшебник! Это и ваши искусницы мамы, и смелые сильные папы, и долго прожившие бабушки и дедушки. Надо только чуточку приглядеться к ним.

^ СЛАЙД «ДЕРЕВО»

Учитель.

- Посмотрите, какое дерево унылое стоит.

- Что может оживить его? Конечно ваша доброта.

СЛАЙД «ДЕРЕВО С ПОСЛОВИЦАМИ»

Если мы правильно соберем пословицы, то дерево снова оживет.

(Дети составляют пословицы)

Учитель.

- Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Много пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость.

- Посмотрите, ребята, какое дерево у нас получилось!

- Прочитайте, какие пословицы вы составили.

(Дети читают и объясняют каждую пословицу.)

^ ДОБРОЕ СЛОВО ЧЕЛОВЕКУ, ЧТО ДОЖДЬ В ЗАСУХУ.

- Как вы ее понимаете?

( )

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад;

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

Учитель

- Вы догадались, о каких словах идет речь?


(слова- приветствия, волшебные)


- Назовите их.

(Дети называют слова)

9СЛАЙД

( в добрый час, в добрый путь, будьте добры, благодарю, доброго здоровья)

- Посмотрите, какие еще слова, говорили старые добрые люди.

Учитель.

- Как хочется, чтобы вы произносили эти слова каждый день!

- Как хочется, чтобы вы научились любить и уважать все живое на Земле, совершать добрые поступки и были бы только добрыми волшебниками !

- Это не так сложно, если соблюдать правила, которые Господь завещал нам всем выполнять.

- Может, кто из вас знает, как они называются?

( )

- Эти правила называются « БОЖИИ ЗАПОВЕДИ».

^ 10 СЛАЙД « БОЖИИ ЗАПОВЕДИ

- А сколько их?

( 10 )

- Где можно прочитать о них?

( В Библии )

- Я сегодня принесла вам на занятие «Библейские рассказы»

- Сегодня мы поговорим о 5 заповедях.

(Учитель читает заповеди, дети повторяют и объясняют их.)

Почитай отца своего и мать свою, и тебе будет хорошо. Ты долго проживешь на свете.

Не убивай.

Не кради.

Не произноси и не принимай ложного свидетельства.

Не завидуй другим.

Учитель.

- Суть этих заповедей Господь Бог изложил так:


СЛАЙД «Возлюби...»

Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

СЛАЙД

(Учитель читает из «Библейских рассказов» Г.П.Шалаева.)

... Конечно,

^ НАЗАД СЛАЙД

- Пусть эти золотые слова все ваши поступки в жизни.

СЛАЙД СИНЕВА

- Какие поступки надо совершать, чтобы добру открылось сердце?

(Добрые)

- Назовите их?

( Дети называют 6 поступков)

(открывается сердце)

- Разве не чудо мы с вами совершили!

- Если каждый человек будет соблюдать эти « Божии заповеди», совершать только добрые поступки, какой будет наша Земля?

(Доброй, красивой)

- Я предлагаю вам сейчас нарисовать рисунок, в котором вы расскажет о вашем добром поступке. Эти рисунки вы прикрепите к глобусу.

- Посмотрите, ребята, какой стала бы планета наша планета! И все это в ваших руках!


Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно не спокойным небом

Давайте воевать за доброту!


Итог занятия.


- На память об этом занятии я хочу подарить вам солнышко. Пусть это солнышко напоминает вам о том, что каждый из вас, каждый день и каждый час должен дарить тепло и доброту всему живому на Земле.


В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

- Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» превратилось в краткое «спасибо».

- Дорогие, ребята, я хочу вам сказать большое спасибо за урок.