microbik.ru
1


Коррекционно- развивающие технологии при работе с предложением Кистенева Римма Александровна Специальная муниципальная общеобразовательная (коррекционная) школа VIII вида №59, г.Томск


Технологии работы с предложением

  • Конструирование предложений:

  • Распространение предложений

  • Составление предложений



Распространение предложений

  • С опорой на сюжетную картинку



Распространение предложений

  • Распространение предложений по вопросам.

  • Далее учитель последовательно задает вопросы: вяжет чем? вяжет где? носки какие? и т. д.

  • Называя слова, ученики вставляют соответствующие прямоугольники в исходную схему предложения.



  • Знакомство со значением порядка слов в предложении.

  • Пример:



  • Учитель: Что делает бабушка?

  • Дети: Бабушка вяжет носки.

  • Учитель: Слова, которые рассказывают о ее действиях, стоят в конце предложения. Если изменить порядок слов — Носки вяжет бабушка, — то предложение будет рассказывать о том, кто вяжет носки.

  • Вывод: Главное по смыслу слово обычно ставится в конец предложения



Распространение предложения

  • По схеме.

  • Учитель: Девочка гладит .

  • 1. Ученики составляют схему предложения



Распространение предложения

  • По схеме.

  • 2. Учитель



Распространение предложения

  • По желанию учеников.



Распространение предложения

  • По желанию учеников. Детям предлагается ввести в данное предложение столько слов и таких, как им хочется.

  • Работая парами, ученики добавляют некоторое количество слов, после чего учитель спрашивает, сколько слов они добавили.



Распространение предложения

  • Путем добавления новой информации.

  • Учитель: Ученики отправились в зоопарк. О чем еще можно было бы здесь сказать.

  • Дети: «Когда они отправились». Коллективно подбирают слово утром, определяют, куда его следует поставить, и повторяют получившееся предложение:

  • Утром ученики отправились в зоопарк.



Распространение предложения

  • Путем добавления новой информации.

  • Утром ученики отправились в зоопарк.

  • Еще можно сказать, на чем они отправились — на автобусе:

  • Утром ученики на автобусе отправились в зоопарк.



Составление предложения

  • По синтаксическим вопросам.

  • Учитель, не предлагая никакого сюжета, последовательно задает ученикам разные вопросы.

  • Дети отвечают на них, ориентируясь на смысл получающегося предложения:

  • Кто? — ученики называют несколько слов, затем выбирают одно, предположим: котенок.



Составление предложения

  • Что д е л а е т? — после обсуждения выбирается слово играет.

  • Дети повторяют получившееся предложение: Котенок играет.

  • Играет чем? (Бумажкой.)

  • - Котенок играет бумажкой.

  • Котенок какой? (Маленький.)

  • - Маленький котенок играет бумажкой.



Составление предложения

  • По вопросам и опорным словам.

  • I Вариант.

  • Ученикам дается набор слов (птенцам синица червячка заботливая принесла).

  • Дети находят названия действия и предмета, который это действие выполняет; ставят эти слова рядом



Составление предложения

  • По вопросам и опорным словам.

  • I Вариант.

  • Учитель задает вопросы: какая? куда? кому? и т.д.

  • Дети находят в наборе слово (или сочетание), отвечающее на данный вопрос, и включают его в предложение:

  • Заботливая синица принесла червячка птенцам.



Составление предложения

  • По вопросам и опорным словам.

  • II Вариант.

  • Дается набор слов, стоящих в начальной форме, например: синица, птенцы, червячок.

  • На доске записаны вопросы, выстроенные в порядке составления будущего предложения:

  • кто? что сделала? кому? кого?

  • Синица принесла птенцам червячка.



Составление предложения

  • Из данных словосочетаний. Дается набор словосочетаний, например: тюлень ловил, тюлень старый, ловил рыбу, ловил подо льдом.

  • Ученики составляют из них предложения, исключив повторы и определив смысловую последовательность слов:

  • Старый тюлень ловил подо льдом рыбу.



Составление предложения

  • Из набора слов (работа с деформированным предложением)

  • Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое.

  • Первый шаг— определение главных членов предложения — действия и его субъекта. Найдя, дети кладут их рядом (солнце выплыло). При этом необходимо проследить, чтобы главные члены стояли в прямом порядке: подлежащее, затем сказуемое.



Составление предложения

  • Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое.

  • Второй— поиск слова, связанного по смыслу с предлогом (если он есть). Дети берут из набора предлог и находят слово, с которым он «дружит», — на небо.



Составление предложения

  • Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое.

  • Третий — составление предварительного предложения из грамматической основы и полученного сочетания — Солнце выплыло на небо.



Составление предложения

  • Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое.

  • Четвертый— включение в предложение определений. Среди оставшихся слов ученики находят все имеющиеся слова-признаки, затем ищут слова, про которые рассказывает каждое слово-признак. В нашем примере такое слово одно — оранжевое. Что может быть оранжевым? — Солнце. Дети называют словосочетание оранжевое солнце и вставляют новое слово в схему.



Составление предложения

  • Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое.

  • Пятый — «пристраивание» в предложение оставшихся слов набора (союзы и наречия). В данном случае — слово медленно. После обсуждения того, с каким словом в предложении оно «дружит», т. е. сочетается по смыслу, складывается словосочетание медленно выплыло. Слово медленно помещается в схему предложения — Оранжевое солнце медленно выплыло на небо.



Использованная литература

  • Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. -М.: Изд. дом «Академия», 2004, 336с.

  • Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения-М.: Школьная Пресса, 2004, 64с.



Спасибо за внимание!