microbik.ru
1



Типология общества

Цель урока:

  • раскрыть понятие «типология общества», показать основные критерии деления общества на типы; дать характеристики основным типам общества;

  • продолжить формирование навыков анализа изученного материала для изучения нового; умений характеризовать типы общества с разных подходов;

  • воспитывать у учащихся терпимое отношение к чужому мнению

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  2. Объяснение нового материала:

Лекция с демонстрацией презентации.

Типология - учение о классификации, упорядочении и систематизации сложных объектов, в основе которых лежат понятия о нечетких множествах и о типе;

учение о классификации сложных объектов, связанных между собой генетически (напр., классификация общественно-экономических формаций; 

^ Исторические типы общества:

традиционное

индустриальное

постиндустриальное

Существенные признаки для определения типа:

  • Отношение людей к природе и видоизмененной человеком природной среде;

  • отношение людей друг к другу (тип социальной связи);

  • система ценностей и жизненных смыслов


Общественное развитие может носить эволюционный, реформистский, революционный характер.


http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/76/51/00765172.bin.dir/h/i_013.png

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

– экономические реформы – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

– социальные реформы – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

– политические реформы – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития – реформа и революция – противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией (от англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser – современный) – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.


^ Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:


а) дописьменные и письменные – критерием деления обществ выступает наличие или отсутствие письменности;

б) простые и сложные - критерием в данной типологии служит число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации. В простых обществах нет сложного управления, нет руководителей и подчиненных, нет классов и государств, нет имущественного расслоения, т.е. нет богатых и бедных. Это дописьменные общества с родоплеменной организацией. В сложных обществах существует несколько уровней управления и социальное расслоение;

в) в соответствии с формационным подходом выделяют первобытное общество,рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.


http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/76/51/00765172.bin.dir/h/i_014.png

http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/76/51/00765172.bin.dir/h/i_015.png


Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».


http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/76/51/00765172.bin.dir/h/i_016.png


Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:


http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/76/51/00765172.bin.dir/h/i_017.png


Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis – гражданин) - цивилизация понимается как самобытный тип общества, развивающийся на основе духовно-ценностных ориентиров, формирование которых зависит от сложившегося в обществе типа технологии;

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/76/51/00765172.bin.dir/h/i_018.png


^ ДИАЛОГ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/76/51/00765172.bin.dir/h/i_019.png

http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/76/51/00765172.bin.dir/h/i_020.png


http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/76/51/00765172.bin.dir/h/i_021.png

http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/76/51/00765172.bin.dir/h/i_022.png

http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/76/51/00765172.bin.dir/h/i_023.png