microbik.ru
1

Краеведение.


Осмысление прошлого своего Отечества приобретает особую глубину, когда в истории страны увидишь судьбу своей малой родины, той земли, где наши корни, отчие могилы, где те же поля, что кормили хлебом наших предков, где журчит ручеёк воды, похожий на нашу детскую память.


Для учителя главной всегда остаётся взрослеющая душа ученика. На уроках необходимо применять материалы, способствующие раскрывать школьнику истоки духовности, преемственность нравственных заветов, утверждающих добро, милосердие, поклонение необманной красоте.

Изучение, познание, ведение родного края, региона, жизнь, история, природа, культура, быт. Нравы, дела и дни земляков, «малая родина» в её соотнесении к «большой Родине», Отчизне, России – вот что такое краеведение в широком смысле слова.


Память сердца - память души- преемственность поколений-вот

цепочка изучения родного края.

В Липецке в течение последних нескольких лет выпущены

прекрасные краеведческие книги : «Родное и близкое», «Липецк:

годы и судьбы», «Липецкий энциклопедический словарь», «Липчане – Великой Победе», «Липецкий венок Пушкину», «Под небом Суходола», «Мир детства- родное и близкое». Исходя из необычайных исторических и литературных богатств Липецкого края, для школьников необходимо историческое и литературное краеведение как составляющая часть литературного образования .


^ Урок – литературный монтаж по теме «Литературное краеведение. Человек-легенда»(о Герое Советского Союза –

поэте Б.Котове)


Цели : расширение знаний учащихся о Героях-земляках,

воспитание любви и уважения к малой родине, её людям,

сохранение памяти о великом подвиге во

имя людей.

^ Слово учителя.

Течёт река времени. Минуло уже более

полувека с того незабываемого и страшного

дня, когда распахнулись огромные , от Барен-

цева до Чёрного морей , двери войны. Много

воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов. Выросли новые поколения. Но в памяти человечества 22 июня 1941 года осталось как роковая дата, как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа с фашистскими захватчиками.

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…» -

Родина.

Уже в первые дни войны в военкоматы пришли сотни патриотов с просьбой отправить их в действующую армию. Фронт и тыл все эти грозные годы были едины. Война круто меняла человеческие судьбы и в том числе усманцев. По количеству целая дивизия (а это свыше 10 тысяч человек) пала смертью храбрых на поле боя. Среди них наши родные и близкие . В их честь в центре города Усмань установлен мемориал. А недалеко от мемориала находится аллея Героев Советского Союза с бронзовыми бюстами на пьедесталах. Всего усманцев- Героев Советского Союза шестнадцать. Вспомним их поимённо- они заслужили это!

Михаил Петрович Константинов

Семён Никифорович Перевёрткин

Николай Михайлович Китаев

Борис Петрович Попов

Виктор Иванович Великий

Михаил Павлович Васильев

Николай Ефимович Касимов

Антон Иванович Панарин

Григорий Ильич Черников

Яков Павлович Зайцев

Пётр Терентьевич Труфанов

Сергей Трофимович Новиков

Пётр Григорьевич Лопатин

Борис Александрович Котов

Василий Александрович Беляев

Григорий Георгиевич Телегин

Об одном Герое Советского Союза мы поговорим- О Борисе Александровиче Котове- не только Герое, но и поэте. Такого сочетания- поэт и Герой, погибший в бою, не было и нет. Он единственный в стране, и это уже даёт право считать его уникальным , неповторимым человеком, человеком-легендой. И говорить сегодня на уроке мы будем о нём, о нашем земляке, поэте и Герое Борисе Котове.

Борису было всего 3 года, когда учительская семья Котовых перебралась на постоянное место жительства в Усманский уезд, в село Пушкари, а потом и в сам город Усмань. Учился Борис в средней школе № 1 , ныне МОУ лицей №1 г.Усмани.

Увлекался всегда литературой, старательно

учился, а стихи писать начал рано, будучи

учеником старших классов. Стихам Бориса

Александровича присущи лиричность,

правдивость.

(Звучит музыка)

^ Учащийся читает стихотворение Б.Котова «Дуб».

Я стою в зелёной кроне, молодые ветки свеся,

И четыре ветра с маху ударяют вдруг меня.

По безоблачному небу бродит солнце, бродит месяц,

И весны крутые соки подо мной хранит земля.

Я прожил в семье зелёной двадцать пять кудрявых вёсен,

Двадцать пять сухих морозов одевали меня в бронь.

Гнула буря, задыхаясь, в неприветливую осень,

И палил в июльский полдень солнца южного огонь.

Проходили годы, хмурясь по опушкам и окопам,

По полям и перелескам, по просторам голубым…

У опушки шли обозы, мчались всадники галопом,

Обрывали песню пули, натыкаясь на дубы.

Но, сметая непогоду, шла весна упрямым шагом,

Выходило в поле стадо, вёл машину тракторист,

Под корою чернозёма собирали корни влагу,

И заветренные почки распускались в свежий лист.

Распахнулся мир огромный, в жарких схватках закалённый,

Над полями и водою, над развёрнутой листвой…

Поднимается на смену молодой дубняк зелёный…

И весёлый свежий ветер пахнет мятой и травой.

1 ведущий. В юношеские годы Борис отличался трудолюбием, был правдив и серьёзен. Он не проводил свободное от уроков время в безделии. Если не занимался личными делами, то читал книги. В то время у родителей была большая библиотека, в основном книги, принадлежащие матери. В библиотеке были книги таких авторов, как Аксаков, Тургенев, Мамин-Сибиряк, Бунин, Гоголь, Пушкин, Толстой, а также подшивки журнала «Нива» и Новый энциклопедический словарь.

Первые годы учёбы в школе ему, как и свеем тогда, в

далёкие 1920-е, давались нелегко, т.к. занятия в

сельской школе села Пушкари проводились слабо. В

средних классах он учился в Усмани в средней школе

№1 и недостаток знаний, полученных в сельской

школе, давал о себе знать. Большую помощь в учёбе

Борису оказал директор этой школы Иван Григорьевич

Попов. Школу же Борис окончил в числе лучших

учеников в 1928 году.

2 ведущий. В воспоминаниях о Борисе Александровиче Котове звучат слова, что он был хорошим товарищем, смелым , скромным, не терпящим ни над кем насмешек человеком. Он любил природу, увлекался охотой, собирал коллекции бабочек и жуков, яйца диких птиц и любил сажать деревья , увлекался рыбной ловлей.

Чтец. Стихотворение Б.Котова «На реке»

Куличий посвист тонкий,

На восемь вёрст- вода,

От нашей плоскодонки

Ни всплеска, ни следа.

Уходит берег вправо,

Под кружево моста.

К воде подходят травы

И стройный краснотал.

Волна растёт под ветром

И забирает ширь.

На десять километров

Стеною - камыши.

И заводь мёртвым блеском

Лежит среди осок,

Скользит с грузилом леска

На голубой песок.

Без весельного стука

Под крышей камыша

Мы ожидаем щуку

И сторожим ерша.

И вот, нацелясь сбоку,

Хвостом затронув грязь,

Подходит строгий окунь,

Медлительный карась.

Кувшинки ,словно звёзды,

На голубой воде.

Вдыхать нам свежий воздух

И сердцем молодеть.

И, в лодку сбросив майки,

Вновь погружать весло,

У солнца отнимая

Богатое тепло.

Куличий посвист тонкий,

На восемь вёрст – вода.

От нашей плоскодонки

Ни всплеска, ни следа.

1 ведущий. Основное влияние на воспитание детей оказывала мать Вера Ивановна, бывший педагог, имевшая высшее образование. Тихая по характеру и трудолюбивая женщина, она, несмотря на свою занятость по хозяйству, всё время отдавала воспитанию детей. В семье Котовых было 4 брата и 2 сестры. Отец поэта Александр Николаевич был священником. Арестован и расстрелян в 1937 году. Много стихов посвящено матери Вере Ивановне.

Чтец. Стихотворение «Мать»

Ни солнца, ни ветра. И тополя в ряд.

И тлеет, костром разгораясь, заря.

Тропинка от речки. И, радость храня,

Весёлые избы встречают меня.

И пыль торопливо ложится у ног,

Распахнуты двери и вымыт порог.

И там, за порогом, улыбку тая,

Стоит в ожидании мама моя.

Повязан заботливо старый платок,

Но тусклы глаза и седеет висок.

Я верю с трудом. Не в далёком ли сне

Ты вскинула руки сухие ко мне?

Я сяду поспешно за крашеный стол,

По – прежнему бодрый, больной и простой,

Потрогаю бороду правой рукой,

Нарушу молчанья тревожный покой:

- Года пролетают, как вихри, легки,

В них солнце и буря, в них ветер с реки,

В них скрыто дыханье богатой земли-

На юг и на север летят журавли.

Снега, молодые метели метут,

Дожди пролетают, и вишни цветут,

И осень шуршит пожелтелой травой…

Но мама качает седой головой:

- Я долгие годы растила тебя,

Чтоб шёл ты в ряду однолетних ребят,

Взлетал над землёю и строил мосты,

Распахивал зябь и врубался в пласты.

И вот ты проходишь сквозь разницу лет

В пикейной рубашке, по форме одет.

Горит на фуражке путейский значок,

Под тяжестью дней не согнулось плечо.

Я делать упрёка тебе не берусь,

Но кажется лишней ненужная грусть,

И я раскрываю с волненьем окно.

2 ведущий. По своему характеру Борис Александрович Котов был застенчив, не любил пустословия. Но когда он слышал в речи других людей неправду или неправдивые пояснения, то обязательно вмешивался и давал разъяснения, как это было на самом деле. В жизни у него было много товарищей.

После окончания Усманской средней школы №1 Борис начал работать в селе Сторожевские Хутора Усманского уезда секретарём сельского совета. Уже в эти годы он написал свою повесть «Записки ликвидатора». Талант пробивал себе дорогу и в поэзии, и в прозе. В 1931 году в жизни Бориса Котова происходит крутой поворот. Он едет в Донбасс. Горловка, шахта № 9, «Подземгаз» -начало новой страницы в его жизни. Целое десятилетие работал он на шахте, писал стихи.

1 ведущий. Когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, он добился отправки на фронт, в действующую армию. А в Усмань родным в письме он заявил: «Мне стыдно перед братьями, что я до сих пор защищаю Родину не с оружием в руках» .

Из их семьи на фронте воевали все четыре брата: Митрофан, Александр, Борис, Николай. Домой вернулся один Александр.

2 ведущий. Примерно полтора года пробыл на фронте Борис Александрович Котов , сержант, командир миномётного расчёта. Сколько раз за время пребывания на передовой смерть приходила к нему, но Борис с однополчанами побеждал врага. Он был страшен в бою с гитлеровцами – этот красивый русский парень, суровый мститель за страдания и слёзы людей.

1 ведущий. В одном из писем домой в 1943 году он писал так: «Письмо мамы получил поздно вечером, поплакал немного, потом пошёл на свою батарею и отвесил 30 минут по фашистам. Это – начало мести за Фанюшку( убитый брат)…Вечная память герою. Живу в лесу, стреляю по врагу, готовлюсь скоро к великим боям»

Чтец. Стихотворение «Последнее письмо»

В полночь холодно, в полдень жарко.

Верет хочет всю пыль смести.

Остаётся рабочий Харьков

Вехой, пройденной на пути.


Войны слева и войны справа,

В центре – смертная карусель.

И задумчивая Полтава

Перед нами лежит, как цель.


Плач старухи и крик девчурки

На развалинах изб стоит.

Я завидую ныне Шурке,

Что в Донбассе ведёт бои.


2 ведущий. И вот последний бой, за месяц с небольшим до освобождения Киева…

Командир миномётного расчёта сержант Борис Котов 29 сетября 1943 года геройски погиб на Днепровском берегу неподалёку от г.Канева. Скупые строки наградного листа сообщают об этом так:

«Немцы наступали колоннами, поддержанные огнём из самоходной пушки «фердинанд». Расстреляв запас мин, сержант Котов вооружился винтовкой и гранатами…бросился на немцев и вступил в рукопашный бой. Уничтожая врагов, т.Котов наводил панику в рядах противника и, когда немцы подались назад и обратились в бегство, преследовал врагов… увлекал за собой остальных бойцов. Осколком мины т.Котов был убит. Он пал смертью храбрых» Указом Президиума Верховного Совета ССС от 3 июня 1941 г.Б.А.Котов удостоен посмертно высокой почести – звания Героя Советского Союза.

Похоронен Б.Котов в приднепровском селе

Пекари в братской могиле.

1 ведущий. Вспоминая сегодня жизнь и стихи

Бориса Котова, мы отдаём дань всенародного

уважения и любви поэту-земляку и Герою. Он

ушёл из жизни 34-летним. Его жизнь была короткой,

как песня. Но эта песня и сегодня трогает души людей,

делая их чище и богаче. Он не допел свою лучшую

песню, но её должны допеть другие. Посмертно Б.Котов был принят в члены Союза писателей СССР.

Чтец. Стихотворение «Мне бы крылья»

Здесь волнующие ели,

В росах буйные кусты.

Настороженный пропеллер

Над могилою застыл.


…Мне бы крылья! С грузной силой

Рвать туман и облака…

Над суровою могилой

Грусть нежданно коротка.


Грусть скрывается в бессилье,

Гаснет искрой на ветру,

Тает в громе эскадрильи,

Проходящей по утру.


О могиле в буйных травах,

Где спокойный человек,

Сохранится только слава,

Укреплённая навек.


…Мне бы крылья! С бурей биться!

Карту льдов пересекать!

Вместо сбитой пулей птицы

Новой птицей замелькать.


Сквозь метельные атаки

Над Донбассом и Читой

Даже выше Коккнаки

Уходить за высотой.


Жить для радостного права.

Открывать просторы дня.

О крылатых людях славу

Над республикой поднять!

2 ведущий. К десятилетию со дня смерти Б.А.Котова в 1953 году в Донбассе вышел сборник его стихотворений. В 1963 году выходит в свет ещё сборник стихотворений под названием «Недопетая песня». В 1965 году в Киеве вышел сборник стихов украинских поэтов, где напечатаны и стихи нашего земляка на украинском языке. Эти факты говорят о большой признательности украинского народа к поэту – Герою Б.Котову.

1 ведущий. Тематика литературных произведений Б.Котова – жизненный путь самого поэта и то прекрасное будущее, за которое он отдал свою жизнь. Он сам говорил так: « Я слагаю стихи о любви, о полях, о забое».

Седой камыш не дрогнет в тишине,

И заводь спит огромная, немая.

Кусты сухие тянутся ко мне,

Изломанные руки поднимая.

2 ведущий. Живя и работая в Донбассе, Б.Котов душевно пишет о шахтёрах, о процветании Донбасса, о трудовых подвигах горняков.

Чтец. Стихотворение «И сразу вспомнишь про Донбасс»

Здесь ветер крепче и грубей,

Деревья яростней и выше.

И воркованье голубей

Под низкою зелёной крышей,

А утром чуть шагнёшь на мол,

И море синее встречает

Ударом ветра, всплеском волн

И крикам беспокойных чаек.

К знакомым скалам повернув,

Садишься на широкий камень,

Голубоватую волну

Встречаешь жаркими руками.

Но, в гулкой тишине дробясь,

Ударит взрыв каменоломни,

И сразу вспомнишь про Донбасс,

Про шахту номер девять вспомнишь.

И, подступившей песне рад,

Вдруг запоёшь, забыв усталость:

«Товарищ, выходи, пора…

До смены полчаса осталось…»

2 ведущий. Наш земляк поэт-Герой Борис Котов был тонким, лиричным человеком . У него много стихов о природе родного края, о любви, о женщине.

1 ведущий. Лирика Б.А.Котова отличается глубиной чувств, тонкостью, наблюдательностью, яркостью, горячей влюблённостью в жизнь. Сам поэт мечтал «о тех лучших стихах, которые ещё не написал». Его стихи и жизнь учат беззаветной любви к Родине, зовут в кипучие будни страны, к труду, на подвиги во имя счастья людей.

2 ведущий. Сейчас, когда добытый в суровой борьбе Отечественной войны мир может пошатнуться, когда «затаилась» чеченская война, кто не повторит страстные строки , написанные нашим земляком :

Теперь иные звуки,

Но, коль нагрянет враг,

Возьму винтовку в руки

И выровняю шаг!


Используются помешённые слайды

Выступают приглашённые гости:

краеведы, работники библиотеки