microbik.ru
1

Устное народное творчество,

как средство воспитания гражданственности детей 4-го года жизни.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Оно обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.   Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово. В потешках и песенках оживают явления природы ("Ночь пришла, темноту привела", "Солнышко-ведрышко", "Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят", на небе появилась радуга-дуга "высока и туга"), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д. Потешки мы используем во всех режимных моментах, совместной самостоятельной деятельности (умывание, прием пищи, подготовка ко сну, сон, подготовка к прогулке, прогулка и др.). Правильно подобранная  потешка,  помогает нам устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными, а результат деятельности динамичным, речевым.  Например:

^ При умывании детей:

 Кран откройся, Водичка, водичка,
Нос умойся! Умой мое личико
Мойтесь сразу Чтобы глазоньки блестели
Оба глаза, Чтобы щечки краснели
 Хорошенько! Чтоб смеялся роток
Мойся шейка. Чтоб кусался зубок
^ Во время еды:
Умница Катенька
ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую, - способствует установлению  контакта, пробуждению  чувства симпатии к взрослым.

^ Во время раздевания:

Разденьте меня

Разуйте меня

Уложите меня

Укройте меня а засну я сам

Во время одевания:

Тетка Агаша сшей мне рубашкуНадо нарядиться

Едем прокатиться

^ Во время засыпания:Баю баю баюшки

да прискакали заюшки

люли люли люлюшки да прилетели гулюшки

стали гули гулевать

стала детка засыпать.

Во время просыпания: колыбельные

Глазки открываются

Глазки просыпаются

Потягушечки_ножки

Потягушечки_ пяточки

Ручки и ладошки

Сладкие ребяточки


Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".

Загадки – полезное упражнение для детского ума.  Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто.
Учить отгадывать загадки  лучше начинать с показа отгадки      Например:
  При проведении непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» - рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса» «детям предлагались загадки «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте
 узоры, на ногах шпоры» «Зеленые глаза_ всем мышам гроза»»Рыжая плутовка хитрая да ловкая в сарай попала кур пересчитала».


Загадки можно использовать в любом виде деятельности, режимных моментах, а также на прогулках, например  мотивация для наблюдения:
«Белая простыня
Всю землю обошла»      (Облако)

      Дети быстро отгадывали загадки, так как предметы находились перед            глазами. Каждый раз усложняя, не показываю игрушку, дети, ошибаясь, находили ответ.

Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность





Сказки.
    Помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
   Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине.

Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.   
В младшей группе мы используем следующие сказки:
Колобок, Теремок. Гуси-Лебеди, Кот, петух и лиса, Лиса и заяц

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет. Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или щенка, мишку, зайчика, птичку, и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть " металлофон, бубен, барабан, треола, дудочка, треугольник – это будет способствовать интеграции.

Внимание, необходимое на занятии, будет зависеть от того, на сколько вы заинтересуете малыша, увлечете ребенка своими действиями.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника воспитания гражданина своего государства, своего края, своей малой Родины.


МБДОУ «Савинский детский сад»


Семинар «Формирование гражданственности у дошкольников в педагогической практике ДОУ в условиях реализации ФГТ»


Тема выступления из опыта работы: «Устное народное творчество,

как средство воспитания гражданственности детей 4-го года жизни»


Ощепкова И.Н.

Воспитатель 2 младшей группы


Савино, 2012