microbik.ru
1 2

Урок №  1
Тема урока: Биология – наука о живой природе. Система живой природы  и методы ее изучения.
Цель урока: сформировать у школьников понятие о системе живой природы и
особенностях ее изучения
^ Оборудование и материалы: учебник для 7 класса «Биология», «Рабочая
тетрадь к учебнику для 7 класса «Биология», фотографии и
плакаты, иллюстрации.
Базовые понятия и термины: система живой природы, природа, система живой
природы, биология, наблюдение, эксперимент, организм.
^ СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный этап…………………………………………………………………3 мин
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности………………..7 мин
3. Изучение нового материала……………………………………………………………20 мин
4. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся…………………………..8 мин
5. Подведение итогов урока………………………………………………………………4 мин
6. Домашнее задание………………………………………………………………………3мин           
^ ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих
2.Актуализация опорных знаний: предлагаю  учащимся  вспомнить, как  одним  словом назвать все, что нас окружает. (Ответ: Природа, живая и не живая). Вспомнить свойства живого
Природа

          Живая                                                                 Не живая
Движение                                                                  
Дыхание
Питание
Выделение
Рост
Развитие
Размножение
Обмен веществ
Клеточное строение
Сходный химический состав

Много  ли объектов с такими свойствами  вы  знаете? (ответ:  Да)
Действительно, живое на  земле очень многочисленно и разнообразно,
Все организмы делятся на пять  царств: Вирусы, Бактерии, Растения, Грибы, Животные.
Как же нам  изучить природу, научиться использовать ее и к ней приспособиться?

 ^ 3. Изучение нового материала.
1. Система живой природы
Окружающий мир представляет собой единую систему.
Система это целое, состоящее из частей (компонентов), которые взаимосвязаны  и влияют друг на друга. Основными компонентами окружающего мира являются живая и неживая природа. Между живой и неживой природой существуют многочисленные  взаимосвязи.
Например, для всех живых организмов (представителей живой природы) необходима вода (компонент неживой природы), без воды жизнь невозможна. В то же время богатая растительность лесов сохраняет влагу в почве, увлажняет воздух. После вырубки лесов уменьшается количество воды в почве, мелеют реки, климат становится более сухим.
Живая и неживая природа также являются сложными системами. В состав системы живой природы входят живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии, между которыми существуют взаимосвязи. Например, растения служат нищей для травоядных животных. После отмирания остатки растении и останки животных попадают в почву, где почвенные грибы и бактерии разлагают их до минеральных, т.е. очень простых веществ, которыми питаются растения.
«Биос» — в переводе с латинского означает — «жизнь», а «логос» — «учение», т.е. дословно «биологи это учение о жизни, учение обо всем живом. Биология изучает внешнее и внутреннее строение живых организмов, их жизнедеятельность, многообразие, взаимодействие, влияние на них компонентов неживой природы. Основоположником биологии как науки  является Аристотель
Так как живых организмов очень много, биология   подразделяется  на  различные  биологические науки
2.  Изучение биологических объектов
Рассказ учителя:
Человек получает биологические знания с помощью двух основных методов — наблюдения и эксперимента.
Наблюдение
Человек некоторое время наблюдает за каким-нибудь живым организмом, а потом на основе увиденного делает выводы. Например, в результате наблюдений было установлено, что для прорастания семян требуется вода. Семена сначала набухают, поглощая воду, а потом прорастают. Значит, без воды семена не прорастут. Однако часто одних наблюдений для окончательного вывода недостаточно, тогда используют научный эксперимент.
Эксперимент
Эксперимент или опыт,— это метод познания явлений природы в контролируемых человеком условиях. Например, вы решили выяснить - при какой температуре прорастают семена пшеницы и кукурузы. Для этого семена культур высеивают в два ящика с почвой. Один из ящиков ставят в холодильник при температуре +2—3 °С, а другой оставляют в комнате при температуре +18—20 °С. В этом эксперименте контролируемым условием является температура. Далее наблюдают за появлением всходов. Оказывается, что в холодном месте появляются только всходы пшеницы, а в теплом — всходы и пшеницы, и кукурузы. В этом случае можно сделать вывод о том, что для прорастания семян кукурузы требуется более высокая температура, чем для прорастания семян пшеницы. Эти знания вы получили с помощью эксперимента.
3.Значение биологических  знаний и отрасли их применения.
Биология имеет чрезвычайно важное значение для решения многих проблем настоящего. Она тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, и поэтому её считают наукой XXI века.
^ 4. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
Что такое система? Из каких компонентов (частей) состоит окружающий нас мир?
Приведите примеры взаимосвязей живой и неживой природы.
Приведите примеры взаимосвязей компонентов системы живой природы.
Как человечество использует биологические знания?
Прослушайте описание опыта и ответьте, с помощью какого метода получены следующие биологические знания. Прокомментируйте свой ответ. Вы поместили луковицу в баночку с водой. Записали   день, когда это сделали. Потом отметили день, когда у луковицы появилась зеленая стрелка.
^ 5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание

§ 1 учебника, пример опыта или  наблюдения.

Урок № 2

Тема: Методы изучения биологии

Цели урока:
- образовательные:
• Организовать практическое знакомство с методами изучения природы;
• Продолжить формирование умения работать с информацией (работа по инструкции), с цифровым оборудованием.
- развивающие:
• Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников;
• Умение анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
- воспитательные:
• Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, умение осуществлять само- и взаимоконтроль;
• Воспитать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в группе;
• Воспитание у школьников позитивного отношения к учебе и интереса к предмету.

Форма организации: групповая.
Оборудование: лабораторное, цифровой микроскоп, ноутбук, цифровой фотоаппарат, калькуляторы, проектор, экран.


Ход урока:
I. Организационный момент - (ориентировочно – мотивационный).
Приветствие, проверка готовности к уроку.
- мы с вами довольно много знаем об открытиях сделанных в результате изучения природы.
- а хотите ли вы научиться самостоятельно, изучать природу?

II. Актуализация знаний учащихся.
На прошлом уроке мы познакомились с методами, которыми пользуются при изучении природы это наблюдение, измерение, эксперимент.
- давайте вспомним с вами за кем или за чем можно наблюдать?
- что можно измерять?
- о чем можно узнать, проведя эксперимент?
Сегодня мы проведем практическую работу, будем изучать природу, используя известные нам методы.

III. Практическая работа.
1. Тема.
Практическое применение методов изучения природы.

2. Выполнение работы.
Давайте представим себе, что все мы работники Научно-исследовательского Института. Наш класс разделен на три группы – это лаборатории. Каждая лаборатория занимается исследованием, поставленной перед ней проблемы, используя один из методов.
В каждой группе есть старший лаборант, им мы поручаем проводить основную работу по использованию метода, остальные помогают, выполняют данные ему поручения, внимательно и аккуратно ведут записи полученных результатов. Совместно составляете отчет о проделанной работе и представляете его на обсуждение всего класса.

1гр. Лаборатория «Ботаники».
Ваш метод – измерение. Пользуясь этим методом, выясните каковы средние величины длины и ширины листьев у данных растений.

2гр. Лаборатория «Цитологии».
Ваш метод – эксперимент. Ваша задача обнаружить органическое вещество, крахмал в различных продуктах.

3гр. Лаборатория «Микологии».
Ваш метод – наблюдение. Наблюдать вы будете за одноклеточными грибами дрожжами. В результате наблюдения вы должны определить, в какой среде наблюдается активность дрожжей.

Инструкционная карточка.
Лаборатория «Ботаники».
Тема: Измерение длины и ширины листьев.
Цель: Пользуясь методом измерения, рассчитайте средние величины
длины и ширины листьев.
Оборудование: калькулятор, линейки, листья двух видов растений.
Ход работы:
1. При помощи линейки измерьте ширину и длину 10 листьев одного растения и 10 листьев второго растения.


2. Рассчитайте среднюю длину листьев по формуле: Дср.= сумма длин листьев
10

3. Рассчитайте среднюю ширину листьев по формуле: Шср.= сумма ширины листьев
10
4. Данные занесите в таблицу.
5. Сделайте вывод:
Листья, какого из двух растений имеют наибольшие средние величины длины и ширины?


Инструкционная карточка.
Лаборатория «Цитологии».
Тема: Органические вещества в клетках растений.
Цель: Научиться проводить эксперимент подтверждающий
наличие крахмала в растительных клетках.
Оборудование: Три стакана с водой, раствор йода, пипетка, кусочек белого хлеба, сырой картофель, лимон, цифровой фотоаппарат.
Ход работы:
Подсказка Йод является реактивом, окрашивающим крахмал в синий цвет.
1. Возьмите три стакана c чистой водой в каждый из стаканов капните по четыре капли йода.
2. В 1-й стакан опустите кусочек белого хлеба, во 2-й кусочек сырого картофеля,
в 3-й ломтик лимона.
3. Результаты опыта запишите и сделайте снимки на цифровой фотоаппарат.
4. Сделайте вывод:
В каких из данных вам продуктов содержится крахмал?
По интенсивности окраски определите, в каком продукте крахмала содержится больше?


Инструкционная карточка.
Лаборатория «Микологии».
Тема: Жизнедеятельность одноклеточных грибов - дрожжей.
Цель: Определить, изменение активности дрожжей в разных средах.
Оборудование: Сухие дрожжи, два стакана с раствором дрожжей, стеклянная палочка, предметное стекло, цифровой микроскоп, ноутбук, цифровой фотоаппарат.
Ход работы:
1. Рассмотрите сухие дрожжи.
2. Перед вами два стакана с растворами дрожжей (количество сухого вещества одинаково). Наблюдая за количеством появляющейся пены, определите в каком стакане вода с сахаром.
Подсказка. Так как дрожжи питаются сахаром то пены в стакане содержащим сахар должно быть больше.
3. Результат снимите на цифровой фотоаппарат.
4. Приготовьте микропрепарат раствора дрожжей. Рассмотрите его под микроскопом.
Запишите видеофрагмент.
5. Отметьте движение клеток в растворе.
6. Положите в каплю с дрожжами кристаллик сахара. Запишите видеофрагмент.
7. Сделайте вывод:
В какой среде дрожжи наиболее активны? Почему?

3. Подведение итогов по группам.

По окончании работы старшие лаборанты или доверенное лицо из группы озвучивает результаты. Группа отвечает на возникшие к ним вопросы. Сделанные видеосъемки и фотографии демонстрируем через проектор на большом экране.

Рефлексия.
Понравился ли вам урок?
Что понравилось больше всего?
Какой этап работы был самым сложным?

Заключение.
Что такое природа – это Космос, и Земля, и суша и моря, и леса, и пустыни. Вода, и воздух, и люди, и все – все вокруг. И всюду в природе происходят самые разные явления: гремит гром, и сверкают молнии, восход Солнца сменяется закатом, а на ночном небе зажигаются звезды. Весной, чуть пригреет солнце, начинает таять снег. Зимой наступают холода, все опять покрывается снегом.
За долгую историю человечества ученые сумели раскрыть многие загадки природы. Но чем больше они узнавали, тем яснее становилось, что познание природы бесконечно.
Закончим наш урок словами замечательного ученого К.Э.Циолковского «… не может быть никем прочитана вся книга природы от начала до конца! Вот цель бытия: читать ее как можно больше, прочитать как можно дальше. Чем больше перевертываем страницы, тем она интереснее и отраднее для всего существующего и мыслящего».

Урок № 3

Тема: Разнообразие живых организмов на Земле.

Цель урока:

  • Сформировать представление о факторах распространения организмов на Земле. Ввести понятие биосфера.

  • Сформировать представление о целостности географической оболочки

Оборудование:


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы будем изучать четвёртую оболочку Земли – биосферу. (био – жизнь)

- Если взвесить всё живое вещество на планете, оно составит около 2 триллионов тонн. Это огромная величина, но она ничтожно мала в сравнении с массой земной коры – всего 1/100 000 доля и даже меньше. Однако если масса земной коры остаётся в общем постоянной, то живое вещество обладает уникальным, только ему присущим свойством - самовоспроизводиться. Живые клетки размножаются, воспроизводят сами себя. У некоторых организмов способность размножаться исключительно велика. Если бы не было никаких препятствий, крохотная водоросль диатолия за 8 дней образовала бы биомассу, равную массе Земли! Так велика сила жизни и её стремление захватить максимальное пространство.

Каждый год живое вещество биосферы воспроизводит около 250 млрд. т. биологической продукции. За 3 млрд. лет своего существования общая биомасса живого вещества должна была бы в сотни раз превысить массу земной коры. Однако сила биосферы не в её массе, а в огромном разнообразии.

^ Биосфера (сфера жизни) – своеобразная оболочка земного шара, в которой обитают живые организмы. Так, в 1785 г. Австрийский геолог Эдуард Зюсс назвал биосферой ту часть земного пространства, в которой существует жизнь.

- Учение о биосфере создал русский учёны ^ Вернадский Владимир Иванович (1863 – 1945 гг.) По теории академика Вернадского, верхняя граница определяется озоновым слоем, расположенным на высоте 20 км от поверхности Земли.

- На какой высоте проходит нижняя граница биосферы? (до 4 км, т. к. температура земной коры с глубиной повышается и достигает +1000)

- Какой можно сделать вывод о распространении живых организмов на Земле? (поверхность литосферы, вся гидросфера и до озонового слоя атмосферы)

- Все животные и микроорганизмы сконцентрированы в определённой части суши и воды. Они могут существовать между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи.

И сейчас мы разберём, как все организмы могут быть связаны между собой.

- Для этого откройте учебники на стр. 143, 2 пункт. Прочитайте его и составьте опорную схему, которая так и будет называться «Взаимосвязь организмов»


- Что необходимо для жизни животных и растений? (Свет, тепло, влага)

Это вы назвали условия, необходимые для жизни. Везде ли на Земле эти условия одинаковые? (нет)

- Организмы, сгруппировавшись в определённой природной среде, образуют жизненные сообщества.

^ Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях называют биоценозом. (луг, лес, болото, река)

- Ученые подсчитали, что живые организмы планеты пропускают через себя всю воду Земли за 2 млн. лет, весь кислород атмосферы – за 2 тыс. лет, углекислый газ – за 300 лет. Значит, за долгое время геологической истории Земли живые организмы многократно переработали все главные газы атмосферы, всю воду планеты и значительную часть минеральной массы земной коры.

Сейчас мы с вами выясним, как живые организмы влияют на оболочки Земли.

Работа в парах. (Первый вариант читает первый пункт – второй вариант – 2 пункт, после чего ученики друг другу в парах рассказывают прочитанное. Затем задаются вопросы по прочитанному) Третий и четвёртый пункт разбираются всеми детьми одновременно. (Один ученик читает, остальные слушают)

Составляются краткие схемы-опоры.

  1. Закрепление

- Какое животное влияет на все оболочки Земли?

- Объясните, почему хищники зависят от такого компонента, как почва?

- Почему после гибели растений и животных останки не накапливаются на поверхности Земли?

  1. Итог. Домашнее задание.

Вопросы. С. 148

Урок № 4

Тема: Среды обитания живых организмов . Приспособленность организмов к среде обитания».

^ Цели и задачи:

-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;

-выявить особенности каждой среды обитания;

-определить, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде;

-закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

-научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения;

-способствовать формированию экологического мышления;

-развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе;


^ Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Оборудование к уроку:

  1. Таблицы с изображением различных видов природы, животных и человека.

  2. Индивидуальные карточки для работы по определению факторов среды.

  3. Раздаточный материал для работы в группах.


^ ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

- Приветствие


  1. Повторение пройденного на прошлом уроке.


- Тест

- Взаимопроверка


  1. Актуализация знаний.


Урок мы свой начнем о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом – просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем.


  1. ^ Изучение нового материала:

Учитель: Когда сегодня утром вы шли в школу, вы вряд ли думали о том, что находитесь в наземно-воздушной среде.

Учитель: Как вы думаете,чем образован дом для живых существ в этой среде?

^ Ученик: Поверхностью земли и воздухом.

Учитель: Плавая в речке, озере или море вы попадаете в водную среду. Это один из самых богато населённый природный дом.

Учитель: А когда летом помогаете взрослым на даче перекапывать почву в огороде, то видите под ногами почвенную среду. Здесь тоже много разнообразных жителей.

Учитель: Да, вокруг нас три замечательных дома - три среды обитания, с которыми неразрывно связана судьба большинства населяющих нашу планету организмов.

Учитель: Откройте «биологические словари» запишем определение: Среда обитания – это всё, что окружает любой живой организм.

Учитель: В течение оставшейся части урока мы будем работать в группах.

^ I группа. Наземно-воздушная среда обитания.

II группа. Почвенная среда обитания.

IIIгруппа.Водная среда обитания.

Учитель: В каждой группе на столе лежит схема: три среды обитания организмов.

Учитель: Найдите и подпишите название каждой из трёх сред обитания.

Учитель: Жизнь в каждой среде имеет свои особенности.

Учащиеся открывают печатную тетрадь стр. 42, задание 2, таблица «Сравнение условий жизни в разных средах». Заполняют на протяжении всего урока.

Учитель: В наземно воздушной среде достаточно кислорода, зато часто не хватает влаги. Особенно её мало в степях и пустынях. Поэтому растения засушливых мест имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономного расходования воды. Например, кактус.

^ Ученик: сообщение о кактусе.

Учитель: В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года меняется вся жизнь организмов.

Учитель: Осенний листопад, отлёт перелётных птиц в тёплые края, смена шерсти у зверей на более густую и тёплую.

Учитель: Каких вы знаете перелётных птиц?

^ Ученик: Утки, лебеди, соловья, иволги, стрижи.

Учитель: У каких животных происходит смена шерсти?

Ученик: Заяц.

Учитель: Для животных, обитающих в любой среде обитания важная проблема – передвижение. Где можно передвигаться в наземно-воздушной среде?

Ученик: По земле и воздуху.

Учитель: Расскажите о скорости полёта у разных групп животных. (Сообщения учащихся).







Учитель: У вас на столе есть конвертик с изображением обитателей разных сред. Найдите среди них обитателей наземно-воздушной среды и приклейте на соответствующую часть схемы.

Учитель: Итак, какие условия жизни можно отметить в наземно-воздушной среде?

  1. Кислород – достаточно.

  2. Вода – не всегдадостаточно.

  3. Изменение температуры – значительно.

  4. Свет – достаточно.

Учитель: Интересные особенности имеет водная среда. Температура здесь меньше, чем температура воздуха. А вот кислорода зачастую не хватает. Например: форель может жить только в богатой кислородом воде. Другие выдерживают недостаток кислорода (линь, сазан, карась). Зимой, когда водоёмы скованы льдом, может наступить замор рыб- массовая гибель от удушья.

Учитель: Как вы думаете, что нужно делать зимой, чтобы кислород проникал в воду?

^ Ученик: Нужно во льду прорубать лунки.

Учитель: Самая заметная особенность водных животных – приспособление для плавания.

Учитель: Расскажите, какие приспособления вы знаете?

Ученик: (сообщение) У рыб, дельфинов, китов – плавники; моржи, тюлени-ласты; бобры, выдры, лягушки, водоплавающие птицы – перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на вёсла.

Учитель: Все водные животные дышат растворённым в воде кислородом. Расскажите, какие органы дыхания есть у водных животных?

Ученик: сообщение.

Учитель: Итак, какие условия жизни можно отметить в водной среде обитания:

  1. Кислород-не достаточно.

  2. Вода – достаточно.

  3. Изменение температуры – не значительно.

  4. Свет – не достаточно.

Учитель: Из конвертика выберите животных водной среды обитания и расположите на соответствующую часть схемы.

Учитель: Почва – это дом для множества бактерий, грибов, растений, животных, которые приспособлены к рытью – кроты.

Учитель: Расскажите о животных почвенной среды обитания. В чём их особенность?

(сообщение учащегося)

Учитель: В почве мало кислорода и больше углекислого газа, чем в воздухе. А вот воды бывает чересчур много. Зато температура в почве более ровная, чем на поверхности. А свет в глубину почвы почти не проникает.

Учитель: Отметьте условия жизни в почвенной среде.

Учитель: Из конвертика выберите животных почвенной среды обитания и расположите на соответствующую часть схемы.

Учитель: А сейчас мы устроим соревнования на знание животных и растений разных сред обитания.

Каждая группа загадывает загадки. Победитель, та группа, кто угадает больше загадок.

Учитель: Сдайте тесты; таблицы – схемы (подпишите на обратной стороне фамилии )


^ V. Выводы по уроку:

  1. Среда обитания – условия, окружающие организм.

  2. Различают наземно-воздушную, водную и почвенную среды обитания.

  3. Основные факторы сред обитания.

  4. Каждый организм приспособлен к жизни в определённой среде.

^ VI. Домашнее задание:

П.4 ответить на вопросы.

VII. Организационный этап.


Урок № 5

Тема урока: “Экологические факторы и их влияние на организмы”.


Цели урока: Познакомить учащихся с экологическими факторами и их влиянием на организмы.

^ Планируемые результаты:


Предметные:

закрепить понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы», «связи живого и неживого»;

Метапредметные:

учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;

развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

Личностные:

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками


Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).



^ Этапы урока


Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

^ Планируемые результаты УУД

Организационный

этап




Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

^ Встали ровно, повернулись.

И друг другу улыбнулись.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество с учителем

^ 2.Проверка домашнего задания

Индивидуальный опрос

Приведите примеры различных сред обитания.

Как организмы приспосабливаются к жизни

в этих средах обитания?

2)Задание на закрытой доске:

В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука.

3) Задание для группы . Вставьте пропущенные слова

Слайды №2-9

Проводит контроль знаний

Выполняют задание

Регулятивные УУД: контроль знаний

^ 3.Актуализация знаний

Перед вами на моем столе лежит растение. Как вы думаете, почему оно завяло? (Растение изъяли из обычной среды обитания: оставили без почвы и воды)


Учитель формулирует проблемный вопрос: Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?


Какие факторы природы влияют на живые организмы?


Основные группы экологических факторов?


Какие факторы выходят на первое место по уровню влияния на растения?


Учитель формулирует проблемный вопрос

Отвечают на вопросы.

Ученики с помощью учителя формулируют цели урока.


^ Познавательные УУД: Анализ, обобщение, классификация.

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания.

Подведение под понятие.

Коммуникативные УУД:

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

^ 4.Мотивация к учебной деятельности и целеполагание

Поставьте цель урока

Записывает число, тему урока.





Сформулируйте цель на уроке: узнать о….

Регулятивные УУД:

Самоопределение,

смыслообразование ,

целеполагание,

^ 5.Изучение нового материала

Экологические факторы

Учитель: теперь мы переходим к следующей

части нашего плана урока. И у меня к вам

вопрос: Что может влиять на среду

обитания, на живые организмы которые в

ней обитают? (Неживая природа, другие

живые организмы и деятельность человека.)

Вы уже знаете, что природа делится на

живую и неживую. В связи с этим

различаются факторы живой и неживой

природы.

Перечислите их. (Факторы живой природы:

микроорганизмы, грибы, растения, животные, человек. Факторы неживой

природы: свет, температура, влажность.)

Эти факторы называют экологическими.

Смотрите схему СЛАЙД 10


Учитель: абиотические факторы по-разному

влияют на живые организмы. Приведите

примеры влияния света, воды и температуры

на животных и растения. (Ответы учащихся)

При биотических факторах живые

организмы вступают в различные

взаимоотношения. Приведите примеры

этих взаимоотношений (^ Ответы учащихся)



Объяснение материала.


Обсуждает вопросы.



Ответы уч-ся

Познавательные УУД:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

^ 6.Первичная проверка понимания

А вот какое влияние оказывает на живые

организмы антропогенный фактор, мы узнаем

из сказки, которая называется «Грустная

история» (инсценировка сказки).

Приложение1.

Как вы думаете, почему сказка

Называется «Грустная история?»

Как люди вели себя в сказке?

А как вы будете вести себя в лесу?

А на другой природной территории?

Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести. (Антропогенный фактор может привести к сокращению и гибели видов живых организмов.)

Слайды №11-12







^ Познавательные УУД:

Анализ, сравнение, обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

Коммуникативные УУД:

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений, координирование в со-

трудничестве разных позиций;

^ Регулятивные УУД:

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Физкультминутка.



Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

(потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного.

(прыжки на месте)

И пройдемся по дороге.

(ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно.

(дети садятся за парты)

Включает музыку.

Устная оценка учителя







7.Первичное закрепление

1.Давайте составим кластер (схему) «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» (направляет и подсказывает).


^ 2.УПР.19 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ.


А теперь распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения. Слайды №13-14





Составление кластера «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

^ Познавательные УУД:

Анализируют, обобщают координирование в сотрудничестве разных позиций;

– разрешение конфликтов – контроль;

– коррекция;

– оценка.

^ 8.Домашнее задание

Чтение ст. 25-27, УПР.18,20 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ.

Слайды №15




Записывают домашнее задание





9.Рефлексия

Оцените по 5-бальной шкале (не для журнала!) свои знания

Сегодня на уроке я узнал…

Я достиг (не достиг) цели, потому что….

Вручение умного совенка








^ Регулятивные УУД:

Самооценка знаний и достигнутых целей

Коммуникативные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений,



Урок № 6

Обобщающий урок

Цели урока: обобщить и закрепить знания о естественных науках, объектах их изучения;

Развивать умения анализировать, слушать, обобщать, самостоятельно делать выводы;

Воспитывать интерес к предмету, познавательную активность, умение работать в парах.


Материал к уроку: рисунки детей, надписи наук, магниты, глобус.

Детям: лист А4, фломастеры, карандаши.

К опытам: вещества(Хлорид натрия и щелочь)и по физике прибор, трубка стеклянная.

Здравствуйте!

Как всегда рада видеть вас, садитесь.

У нас несколько необычный урок- к нам пришли гости- улыбнемся им.

(улыбнитесь, ведь при этом задействовано всего 13 мышц ,а когда вы хмуритесь все 33.Зачем заставлять работать такое количество мышц.)


Сегодня у нас с вами завершающий урок по природоведению.

И цель урока :вспомнить и закрепить все ,полученное на уроках о естественных науках, а также нарисовать биологию ,как вы ее представляете.

В течении всех уроков в этом полугодии мы повторяли знания о науках и их рисовали.

Вот перед вами наша «галерея рисунков»,здесь лучшие работы, хотя мне было очень трудно определить ,все работы выполнены очень хорошо.

А теперь –рисуем экологию и биологию! Вспомним о них.

Экология- наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой. Вот как вы показали науку экологию в рисунках.

Экология связана со словом –беречь, в моем понимании.

(бумага брошенная вами ,будет лежать в земле- более 2-х лет; консервная банка- более 30лет; полиэтиленовый пакет- более 200 лет ,а стекло-1000 лет.

Биология-наука о жизни живых организмов.

А что такое живые организмы- приведите примеры?

Береза и птица;

Гриб и ромашка;

Слон и жук…

Что называется организмами?

(тела живой природы называются живыми организмами)

Какие могут быть организмы? (Создать схему на доске с картинками)

Организмы организмы

Одноклеточные и многоклеточные

Неклеточные и клеточные

Организмы(по способу питания)

Автотрофы и гетеротрофы


Свойства живых организмов называют биологическими явлениями.

Что к ним относится? Дыхание ,питание, рост, размножение и даже- смерть.

Мы с вами изучили Царство растений и животных ,давайте вспомним их особенности . В чем сходство их? В чем отличие? А еще какие царства вам известны?(грибов и бактерий).

Дополним нашу галерею и нарисуем БИОЛОГИЮ.(дома вы подумали о чем будете рисовать или сделали наброски),доработаем.

^ ПРОШУ ПО СВОЕМУ ВЫБОРУ 3-4 КАРТИНКИ ПОМЕСТИТЬ НА ДОСКУ!

Синквейн :

1.НАУКИ

2. Интересные, значимые.

3.Открывают ,изучают, экспериментируют.

4.Помогают понять живую природу.

5. Тайна.

Вот и закончился наш урок ,подведем итоги.

Урок № 7

Тема: «Клеточное строение организма».

Дидактические цели:

Образовательная: восстановить знания о методах исследования в биологии, сформировать знания об устройстве увеличительных приборов.

Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.

^ Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.

^ Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.

^ Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний

Вид урока: урок-лаборатория

Оборудование для учителя: интерактивный комплекс, ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, ручная и штативная лупы, световой микроскоп, предметное стекло, покровной стекло, образцы микропрепаратов, таблица

«Увеличительные приборы», ПК, мультимедийная презентация.

^ Оборудование для учащихся: лабораторное оборудование, ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие листы, дополнительная текстовая информация.


^ Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определение понятий: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.


Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.

Метапредметные результаты обучения: умение применять физические понятия: «оптика», «оптическая сила линзы», навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.

Технология обучения: Дальтон - лаборатория

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Методические рекомендации к уроку «Устройство увеличительных приборов».

Урок предусматривает использование элементов Дальтон – технологии. Технология Лаборатории может проводиться в форме: Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели. Это работа учащихся в специально созданных лабораториях по выполнению заданий. Учащиеся получают учебные задания, при этом указываются сроки их выполнения. Каждый ученик должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в каком порядке, с кем будет работать (или может быть, будет действовать самостоятельно), будет ли, отчитываться перед учителем сразу после выполнения задания или в установленные учителем сроки. Поскольку в Дальтон-технологии учащимся представляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности.

Кабинет делится на 3 рабочие зоны, оснащенные полным комплектом оборудования, дидактическим и справочным материалом, необходимых для работы учащихся.

^ 1 зона лаборатории: «Изобретение прибора, позволяющего видеть невидимое».

Здесь учащиеся формулируют на основе проблемного вопроса тему лаборатории, используя справочный материал, слайды презентации знакомятся с историей изобретения увеличительных приборов. Затем переходят в зону №2 лаборатории «Исследовательскую», где, используя материал учебника, схемы на слайдах презентации знакомятся с лабораторным оборудованием, устройством микроскопа и правилами работы с ним, выполняя самостоятельно практические работы №1 и №2 в рабочих картах. Проводят самопроверку, взаимопроверку или обращаются за помощью к учителю. В 3 зоне лаборатории «Мой багаж знаний» учащиеся корректируют свои знания по теме, выполняя задания №1 и №2; отчитываются о проделанной работе, консультируются у учителя или консультируют своих одноклассников.


^ Технологическая карта урока «Устройство увеличительных приборов».





^ Этапы урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

^ 1.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Поиск формулирования темы урока.

Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса – слайд

№1 презентации (Приложение 1)


Прослушивают и анализируют исторический факт.





Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.



Включаются в урок во взаимодействии с учителем.



Сотрудничество с учителем



Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока и записывают ее в рабочих листах

(Приложение №2)

Сопоставление известного с тем, что еще не известно.



^ 2. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы.


Знакомит с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа (Роберт Гук, Антонии Ван Левенгук) по слайдам презентации № 2,3

^ Работа учащихся в 1 зоне лаборатории: «Изобретение прибора, позволяющего видеть невидимое». Прослушивают и анализируют дополнительную текстовую информацию (Приложение №3).

Воспроизводят определения методов исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.

Анализ дополнительной информации

Планируют учебное сотрудничество с учителем и обучающимися

Осуществление совместной познавательной деятельности в паре



Преобразуют информацию

Умение преобразовать информацию

^ 3. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта

Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения

максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий.



Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, увеличительных приборов с использованием слайдов презентации № 5,6,7; комментирует и направляет деятельность учащихся.



Работа учащихся в 2 зоне лаборатории «Исследовательской»

1.Выполняют практическую работу №1 «Устройство микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с. 31, 33.

2.Выполняют практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с.32.

Изучают правила работы с микроскопом, используя материал учебника п.6,с.32,33.

Проверяют выполнение задания с опорой на слайды № 8,9 презентации.

(или Интернет - ресурс из ЕКЦОР

«Микроскоп №132305»


Определение понятий: «микропрепарат, «окуляр», «объектив», «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом».


Синтез о значимости каждой из частей микроскопа.



Работа и консультации в парах.

Осуществление совместной познавательной деятельности в паре и в сотрудничестве с учителем.


Проводят самооценку своим действиям.



Умение работать со схематическими моделями, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта в рабочих картах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.

^ 4. Первичное закрепление

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при работе РК и формирование умений его применять.

Релаксация.


^ 5. Самостоятельная работа и самопроверка.

Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий,

обеспечение их коррекции.


^ 6. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.


Консультирует работу учащихся в РК.


Проводит упражнения по релаксации


Направляет деятельность учащихся на выполнения заданий № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора» (Приложение 2)


Проводит фронтальную беседу по вопросам: что означает слово «микроскоп», какие части есть у микроскопа, что вы узнали о правилах работы с микроскопом на уроке, каким оборудованием вы будете пользоваться на лабораторной работе.

Воспроизводят правила работы с микроскопом с опорой на слайды презентации. Проводят само- и взаимопроверку в РК.


^ Работа учащихся в 3 зоне лаборатории

«Мои знания»

Выполняют задания № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора» (Приложение 2)


Отвечают на вопросы учителя, еще раз проговаривают новые понятия: «объектив»,

«окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микроскоп». «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом».




Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации.


Воспроизведение и корректировка знаний, умение формулировать основные понятия.


Работа и консультация в парах.


Работа и консультация в парах.


Индивидуальная работа в РК.


Диалог с учителем и обучающимися



Осуществление совместной познавательной деятельности


Сотрудничество учителя и обучающихся; освоение разных способов коммуникаций.

Умение полно и точно выражать свои мысли.


Проводят самооценку своим действиям.


Проводят самооценку своим действиям.


Проводят самооценку полученным знаниям и умениям.


Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.


Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.


Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных

критериев.

Осознание уровня качества сформированных знаний

7.Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.


Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы трудности?







Диалог с учителем и обучающимися










^ 8. Домашнее задание

Консультирует и объясняет д/з п.6, 321,22,23, подготовить сообщение (презентацию) об истории открытия микроскопа, подготовиться к лабораторной работе.

Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают д/з


















Приложение 1.

Исторический факт (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса)


В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете, что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?

Приложение 2. Дополнительная информация




следующая страница >>