microbik.ru
  1 2
^

1. История создания и использования увеличительных приборов


Растения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться?

Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 г. впервые клетки увидел (срез пробки – ячейки – клетки).

микроскоп гука

Современник Гука голландец Антони ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч  раз.

микроскоп левенгука


2. Устройство увеличительных приборов: лупы, штативной лупы

Лупа — самый простой увеличительный прибор. Она состоит из двояковыпуклой линзы, оправленной в деревянный, пластиковый или металлический контур. Лупы дают небольшое увеличение — всего до 40—50 раз. Поэтому с их помощью можно изучать только наиболее общие детали строения. Лупа – увеличительный прибор, предназначенный для увеличения и наблюдения мелких предметов, расположенных на небольшом расстоянии

Бывают ручные лупы и штативные лупы. Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз. При работе ее берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четко.

ручная лупа и штативная лупа


Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В ее оправу вставлены два увеличительных стекла, укрепленные на подставке — штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом.

Приложение 3

Рабочая карта учащегося 5 класса____________________________________________

Тема урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------

1^ . Выполните практическую работу №1 «Устройство светового микроскопа»

А) Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе.

Б) Обозначьте части микроскопа на схеме. Что можно обозначить цифрой 6?



1._______________________________

2._______________________________

3._______________________________

4._______________________________

5._______________________________

6._______________________________

tmpmbs37n_html_m2f4f9d10



2. Выполните практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа»

Цифра на окуляре x цифра на объективе

________________ x ____________________ =


ЗАДАНИЕ №1. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).

1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2. Штатив поверни ручкой «к себе».

3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5. Положи готовый препарат под предметный столик.

6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.


^ ОЦЕНКА:


ЗАДАНИЕ №2. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».






















4.



















1.










2.





























































1.



















4.










3.




















































2.


















































































3.
































































5.


































По горизонтали:

1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.

2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.

3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.

4. Зрительная трубка.

5. То, что рассматривают под микроскопом.


По вертикали:

1. Увеличительный прибор.

2. Помогает направить свет.

3. Служит для размещения на нем объекта исследования

4. Поднимает и опускает зрительную трубку.


.ОЦЕНКА:

Урок № 8

Тема: Строение клетки

Цель общеобразовательная: сформировать знания о строении клетки, об основных

органоидах клетки и их функциях;

закрепить знания о строении микроскопа, правилах работы с ним;

сформировать умения готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, листа

элодеи для изучения строения клетки.

Развивающая: развивать мотивацию и интерес к учению, умения и навыки

самостоятельной работы.

Воспитательная: воспитывать у учащихся положительное отношение к учебному

процессу, сознательную дисциплину, бережное отношение к

общественной собственности.

Оборудование: микроскопы, кусочки чешуи репчатого лука, листья элодеи,

пипетки, препаровальные иглы, пузырьки с водой и раствором йода,

предметные и покровные стекла, динамическая модель-аппликация

«Строение клетки», таблицы «Строение растительной клетки»,

«Схема строения клетки», памятка «Правила пользования

микроскопом», инструктивные карточки к лабораторной работе.

^ Тип урока: лабораторная работа.

Методы обучения: практический, словесный, наглядно-иллюстративный, игровой.

Ход урока:

    1. Организационный момент 1-2 минуты.

    2. ^ Лабораторная работа.

- На прошлом уроке мы с вами говорили об истории открытия клетки как составной части всех живых организмов, о строении и жизнедеятельности клеток, их разнообразии. А сегодня мы продолжим изучение строения клетки. Давайте еще раз вспомним главные части каждой клетки. (Дети называют оболочку, цитоплазму, ядро и устанавливают эти части клетки на динамической модели-аппликации). А теперь попробуем найти эти части в клетках кожицы чешуи лука.


Лабораторная работа: «Приготовление препарата кожицы чешуи

луковицы лука, рассматривание ее под микроскопом».

- Сейчас мы с вами уменьшимся до размеров клетки и продолжим знакомство с ее строением, с функциями каждой из составных частей клетки. Мы знаем, что клетки живые и поэтому обладают всеми признаками живого организма: дышат, питаются, растут, размножаются. Но у живых организмов, как и у нас с вами, для этого существуют специальные органы. Какие? (Легкие для дыхания, желудок и кишечник для пищеварения).

Клетки тоже имеют «органы». Они располагаются в цитоплазме и называются органоиды, то есть «подобные органам». А вот какое они имеют название и за что отвечают в клетке, расскажут сами органоиды. Итогом вашей работы должна стать полностью заполненная таблица «Структурные части клетки».


^ Структурные части клетки



Название органоидов клетки


Функции органоидов


Оболочка

Защита, обмен веществ

Ядро

Контроль за всеми жизненно важными процессами; хранение и передача наследственной информации из поколение в поколение

Митохондрии

Дыхание клетки

Лизосомы

Пищеварение

Эндоплазматическая сеть.

Транспорт веществ из одной части клетки в другую

Хлоропласты

Образование питательных веществ



- ^ Выступают учащиеся в роли различных органоидов клетки и заполняют динамическую модель-аппликацию «Строение клетки».


Всем нам следует признать –

Чтобы жить, должны дышать.

За дыханье клетки отвечаю я –

Органоид митохондрия.


Вам пока что не знакомы

Маленькие лизосомы.

Хоть малы, имеем мы огромное значение,

Отвечают лизосомы за пищеварение.


Клетка – целая система,

Связано быть все должно.

Как из части в часть другую попадает вещество?

Я отвечу вам на это. Запоминайте, детки:

^ Сеть из трубочек связала части каждой клетки.


- Для клеток растений характерен особый вид органоидов, имеющих

огромное значение не только для самих растений, но и для всех живых

организмов. Как вы думаете, чем так важны растения в природе?


- Как же называются органоиды растений, отвечающие за создание органических веществ из неорганических?


Цветы и деревья не только прекрасны,

Нужна всем в природе трава и листва.

Зеленые в них органоиды хлоропласты

Питательные создают вещества.


- Рассмотрим хлоропласты в клетках листа элодеи.


Лабораторная работа: «Рассматривание хлоропластов элодеи под микроскопом».



    1. Закрепление знаний о строении клетки.

Беседа с обсуждением рубрики «Что изображено на этих

рисунках?»).



    1. Срез знаний.

      1. Обозначение частей клетки на «немом рисунке».

      2. Тестовая проверка знаний.

Взаимопроверка в парах.



    1. Домашнее задание.

Изучить статью «Большой мир маленьких клеток» на странице 100-101; выполнить задание на странице 103; выучить таблицу в тетради;

творческое задание – вылепить из пластилина модель клет


Урок № 9

Лабораторная работа «Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами пользования им.

  1. Ознакомьтесь с устройством микроскопа. Рассмотрите рисунок микроскопа в учебнике и найдите на нем все обозначения, рассмотрите сам микроскоп.

  2. Поставьте микроскоп ручкой штатива к себе против левого плеча примерно в 2-3 см от края стола. Специальной салфеткой протрите объектив, окуляр и зеркало.

  3. Зеркалом направьте свет в отверстие предметного столика. Посмотрите в окуляр и проверьте, достаточно ли освещено зрительное поле. Если света недостаточно, поворотом зеркала увеличьте освещенность зрительного поля.

  4. Протрите салфеткой предметное и покровное стекла.

  5. На предметное стекло капните пипеткой каплю воды. В каплю воды положите маленький кусочек ваты и покройте сверху его покровным стеклом. Излишек воды удалите фильтровальной (промокательной) бумагой.

  6. Положите приготовленный вами препарат на предметный столик так, чтобы кусочек ваты оказался над центром отверстия. Прижимами укрепите предметное стекло на предметном столике.

  7. Поверните револьверную головку и поставьте в рабочее положение объектив x8. Глядя в объектив сбоку, пользуясь регулировочными винтами, поднимите столик так, чтобы расстояние от покровного стекла до объектива было не больше 5-6 мм.

  8. Глядя в окуляр, осторожно с помощью регулировочных винтов опускайте предметный столик до тех пор, пока не будут четко видны волокна ваты.

Смените окуляр на окуляр большего увеличения. Слегка подрегулируйте положение предметного столика и добейтесь, чтобы волокна ваты были видны четко. Рассмотрите волокна при этом увеличении.


Лабораторная работа: «Приготовление препарата кожицы чешуи луковицы лука, рассматривание ее под микроскопом».

  1. Предметное и покровное стекла протрите салфеткой.

  2. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.

  3. Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи луковицы лука. Положите кусочек кожицы в каплю раствора йода, осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом.

  4. Рассмотрите приготовленный вами препарат при увеличении в 56 раз (объектив x 8, окуляр x 7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки.

  5. Рассмотрите клетки при увеличении микроскопа в 300 раз (объектив x 20, окуляр x 15). Найдите в клетке оболочку, цитоплазму, ядро. Зарисуйте одну клетку и подпишите ее части.



«Рассматривание хлоропластов под микроскопом».

  1. Приготовьте препарат листа элодеи: а) на предметное стекло капните каплю воды; б) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды; в) прераровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении 300 раз (объектив x 20, окуляр x 15). Найдите в клетке листа элодеи хлоропласты.

Нарисуйте клетку листа элодеи и подпишите ее части: оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты.

<< предыдущая страница