microbik.ru
1

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

А.В. Фещенко, А.С. Крыжевич, Ю.А. Капустина


На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

В условиях постоянного увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются основной, но не единственной целью школьного образования. Школьники должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, но и научиться самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации. [1]

Несмотря на богатый опыт знакомства школьников с ресурсами Интернет, эффективность использования этих ресурсов достаточно низка. Как правило, у молодых пользователей сети довольно поверхностные представления о возможностях применения ИКТ в учебной и творческой деятельности. Формирование информационной культуры школьников часто происходит стихийно в виртуальном пространстве социальных сетей и развлекательных ресурсов, основная цель которых – не образование, а коммерциализация.

Еще одна проблема – информационное неравенство школьников. Особенно заметно, в силу объективных причин, информационное отставание учащихся сельских школ. Данная проблема существенно влияет на организацию дистанционного обучения школьников, в частности, по программам заочных школ Томского государственного университета, деятельность которых ориентирована, в основном, на эту категорию школьников. [2]

Учебный процесс в заочных школах ТГУ проходит в автоматизированной системе дистанционного обучения «Электронный университет», разработанной в Институте дистанционного образования ТГУ. В процессе обучения предусмотрены консультации с преподавателями, которые проходят с использованием таких технологий как вебинар, чат, форум и видеоконференция, которые значительно повышают эффективность усвоения учебного материала школьниками и формируют у них навыки сетевой коммуникации. В некоторых образовательных программах видеоконференцсвязь становится основной технологией обучения. Так, например, в декабре 2009 года стартовала дистанционная программа подготовки одаренных старшеклассников г. Стрежевого Томской области к Всероссийской олимпиаде школьников. Применение в этой программе видеоконференций позволило ребятам, обучаясь у ведущих экспертов – преподавателей ТГУ, достичь высоких результатов в подготовке к олимпиаде.

Еще одним важным моментом при дистанционном обучении становится создание внеурочного пространства, управляемой коммуникативной среды.

Как и в обычной школе, в открытой образовательной информационной среде помимо уроков существуют перемены, внеурочная деятельность, где школьники могут пообщаться друг с другом, проявить свои творческие способности. При дистанционном обучении также очень важно создать комфортные условия подросткам не только для обучения, но для общения и самовыражения. Для решения этих задач в 2009 г. в ИДО ТГУ был создан школьный портал «Университетский проспект», предназначенный для вовлечения всех учащихся заочных школ в сетевые сообщества. Школьный портал включает в себя различные разделы (творчество, проекты, конкурсы), направленные на развитие творческого, исследовательского и научного потенциала учащихся. Главной особенностью портала является использование современных технологий веб 2.0 (блоги, сетевые сообщества, социальная сеть, форум) для организации взаимодействия учащихся между собой и преподавателями, для активизации исследовательской работы школьников.

Сетевые сообщества помогают объединяться пользователям из разных городов в тематические группы, согласно их личным интересам. Помимо этого, на портале существуют образовательные сообщества. Так, например, сообщество «Журналисты» было создано преподавателями факультета журналистики ТГУ, а основными участниками стали учащиеся заочной школы «Молодого журналиста». В основу работы сообщества легло обсуждение актуальных вопросов, касающихся журналистики, интересующих любого участника сообщества. Сообщество является открытым, поэтому в него может вступить любой желающий.

В 2010-2011 учебном году подобные сообщества будут созданы для каждой из пяти заочных школ университета. Помимо образовательных сообществ, планируется создание информационного сообщества для абитуриентов, где школьник сможет найти ответы на свои вопросы, а также пообщаться со своими «коллегами» – абитуриентами.

Еще одним методом работы с молодежной целевой аудиторией стало проведение в рамках школьного портала ТГУ различных межрегиональных интернет-конкурсов и сетевых олимпиад. Проведение конкурсов направлено не только на раскрытие творческого потенциала школьников, но и на обучение ребят работе с современными веб-сервисами, такими, например, как геоинформационные системы, система аудиоидентификации, создание блогов и комиксов, работа с поисковыми системами и пр. Формирование основ информационной культуры у участников достигается за счет сочетания социализированных игровых форм деятельности с необходимостью решать поставленные задачи исключительно с помощью современных ИКТ.

Внедрение современных интернет-технологий дополняет и расширяет систему дистанционного обучения школьников, позволяет не только применять сервисы веб 2.0 для формирования современной информационной культуры школьников, но и углублять уровень их ИКТ-компетенций, формировать мотивацию к образовательной деятельности и дальнейшему исследованию возможностей новых информационных технологий.


  1. Информационная культура как обязательная составляющая развития школьников [Электронный ресурс] / А.Н. Герберг. Режим доступа: http://www.vlivkor.com/2007/06/04/page/2/

  2. Web 2.0: перелом в парадигме обучения [Электронный ресурс] / Н. Дубова // «Открытые системы». – 2008. – № 9. – Сетевая версия. – Режим доступа: http://www.osp.ru/os/2008/09/5717450/ – Загл. с экрана.