microbik.ru
1

Уважаемые родители!

Ваш ребенок уже научился читать. Это замечательно! Мы надеемся, что наши советы и предложенные игры помогут Вам воспитать у него интерес к чтению, любовь к родному языку, к книге.


ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ

Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь.

Поэтому, чтобы научиться владеть своим голосом, надо прежде всего научиться правильно дышать.

В формировании правильного дыхания существенную роль могут оказать специальные упражнения, которые проводятся в проветренном помещении через 30-40 минут после еды.

Дыхательные упражнения необходимо выполнять систематически по 3-5 минут каждое.


  1. И.п. – встать, плечи развернуть, голову держать прямо, одну руку положить на диафрагму, другую – на рёбра (для контроля). Глубокий вдох на счёт «раз» (про себя), задержка дыхания, плавный выдох на счёт 1-5 (вслух).




  1. И.п. – то же. Глубокий вдох на счёт 1-5 (про себя), задержка дыхания на счёт 1-3 (про себя), плавный выдох на счёт 1-5 (вслух).




  1. И.п. – то же. Глубокий вдох на счёт 1-3 (про себя), задержка воздуха на счёт «раз» (про себя), медленный, плавный выдох на звуках Ф, С, Ш (звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе).




  1. И.п. – то же. Глубокий вдох на счёт 1-3 (про себя), короткая задержка дыхания и на выдохе чтение пословицы (скороговорки): (вдох) – раз дрова, два дрова, три дрова; (вдох) – от топота копыт пыль по полю летит; (вдох) – голова без ума, что фонарь без свечей; Длинные скороговорки произносить с дополнительным коротким входом.




  1. И.п. – то же. Чтение скороговорки с дополнительным вдохом: (вдох) – Как у горки, на пригорке (доп. вдох) жили 33 Егорки. (вдох) – Ребёнок не грибок, (доп. вдох) в год не вырастишь. (вдох) – Не тот глуп, кто на слова скуп, (доп. вдох), а тот глуп, кто на деле туп.

Е.Дмитриева, доцент МГЗПИ

ГИГИЕНА ЧТЕНИЯ




  • Читать следует сидя! Читать лёжа вредно для глаз.




  • При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь.




  • Мебель, которой пользуется ребёнок, должна соответствовать его росту. Если стул высокий, нужно класть на сиденье подкладку, а под ноги специальную подставку, чтобы стопы ног не свисали. При большой глубине сиденья и высокой спинке стула к ней прикрепляют дополнительную спинку, которая будет служить опорой для спины, снижая утомление мышц.







  • Нельзя читать, когда утомлены глаза. Нельзя читать до переутомления. Вредно читать сразу после еды – это мешает пищеварению.



КАКИЕ КНИГИ ВЫБИРАТЬ?


  • Покупая ребёнку книгу, просмотрите её сами. Она должна быть с красочными, чёткими, реалистичными иллюстрациями без нагромождения мелких деталей.




  • Для начинающих читать шрифт высотой 6-8 мм с достаточным интервалом между словами и строчками.




  • Шрифт должен быть простым и соответствовать возрасту детей – не менее 3,5 мм высотой при переходе к связному чтению текстов.




  • Хорошо, если на одной странице большой рисунок сопровождается тремя-четырьмя короткими строчками текста.




  • Глянцевая бумага не годится.



КАК СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ

ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ?


Ещё Л.Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого чтения заключается в том, что ребёнок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живыми звуками.

Далее, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает, то есть, то нет. И поэтому упражнения даются порциями по 5-10 минут.

Хорошие результаты даёт чтение перед сном (5-10 мин). Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8-9 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Текст для чтения должен быть простым. Распространённая ошибка родителей заключается в том, что они часто заставляют ребёнка читать сложный для его возраста текст, исходя из того, что потом ему будет легче. Этим самым родители вызывают негативное отношение к чтению у своего ребёнка.

Замечания при чтении (особенно в резкой форме) приводят к тому, что ребёнок теряет мысль, перестаёт следить за содержанием, отвлекается на конкретное слово.

Задайте себе вопрос: «Для кого читает ребёнок?» Если ответите: «Для себя», – то тогда всё встанет на свои места и вы перестанете его «дёргать».

Очень важно – ежедневно читать своим детям.

Во-первых, усиливается эмоциональное восприятие ребёнком текста, так как он видит мимику, выражение глаз, слышит ваш голос.

Во-вторых, у ребёнка возникает потребность ежедневно получать информацию, а это воспитывает у ребёнка любовь к книге.


ИГРЫ-ТРЕНИНГИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОВ ЦЕЛЫМ СЛОВОМ И УВЕЛИЧЕНИЯ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ

ИГРА №1:

Цель: учить ребёнка читать не по слогам, а целым словом. Напишите ребёнку несколько слов, например, три слова: дом, рак, дым и попросите его читать сразу целым словом, несколько раз, ускоряя темп. Затем прибавьте ещё несколько слов, например, зуб, рак, мак, кар, мир и снова попросите ребёнка все слова, ускоряя темп.


ИГРА №2:

Цель: помочь ребёнку перейти к чтению целыми словами при значительно лучшем понимании содержания текста.

Выберите предложение в 1,5 – 2 строчки. Предложите ребёнку прочитать первое слово, затем ещё раз, быстро повторив первое слово, прочитать второе; повторив первые два – третье и т.д. до конца предложения.

Например: «У одного …», « У одного крестьянина …» «У одного крестьянина был…» «У одного крестьянина был сын …» «У одного крестьянина был сын ростом …» «У одного крестьянина был сын ростом с мизинчик».

Старайтесь каждый раз читать предыдущие слова всё быстрее и быстрее, а дойдя до конца предложения, ещё несколько раз прочитайте его. И так 2-3 предложения в день.


ИГРА №3:

Цель: увеличить скорость чтения посредством неоднократного прочтения скороговорок.


^ НА РЕКЕ ПОЙМАЛИ РАКА.

ИЗ-ЗА РАКА ВЫШЛА ДРАКА.

ЭТО ЛЁШКА ЗАБИ- ЯКА

СНОВА В РЕКУ БРОСИЛ РАКА.


ЕХАЛ ГРЕКА ЧЕРЕЗ РЕКУ.

ВИДИТ ГРЕКА В РЕКЕ РАК.

СУНУЛ ГРЕКА РУКУ В РЕКУ.

РАК ЗА РУКУ ГРЕКУ ЦАП.


НЕ ЖАЛЕЛА МАМА МЫЛА.

МАМА МИЛУ МЫЛА МЫЛОМ.

МИЛА МЫЛА НЕ ЛЮБИЛА.

ЕЙ БЕЗ МЫЛА БЫЛО МИЛО.


Читайте с ребёнком скороговорки многократно от начала до конца, увеличивая постепенно скорость чтения.
^

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ, СЛОВАМИ

ИГРА №1 «НАЧНИ С ТОГО ЖЕ ЗВУКА»


В игре принимают участие несколько человек. Все по очереди называют слова, начинающиеся с одного звука, например, «М» очень хорошо расширяет словарный запас ребёнка.

Например: папа «макароны»

мама «мыло»

ребёнок «молоко»

^

ИГРА №2 «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»


Эта игра развивает образное мышление, формирует богатство речи ребёнка.

Вы называете существительные женского, среднего или мужского рода и по очереди с ребёнком подбираете к слову эпитеты. Например: «трава» – зелёная, шёлковая, высокая, болотная, густая, изумрудная, скользкая, нежная, мягкая

^

ИГРА №3 «ПЯТЁРКИ СЛОВ»


Играющие сообща выбирают произвольное слово (исходное). Игра заключается в том, чтобы как можно быстрее написать (или устно придумать) по 5 слов, начинающихся с первого звука исходного слова.

Например: выбрали слово «роза».

Пятёрка слов может быть такая: «радио, рана, рубанок, рог, рак».

!!! Необходимо различать мягкие и твёрдые согласные звуки, если исходное слово начинается с мягкого согласного звука, то и вся пятёрка должна тоже начинаться с мягкого звука, например, исходное слово: «река»

Пятёрка: «ремонт, репка, рюмка, рис, рюкзак».


ИГРА №4 «ЗАПРЕТНЫЕ ЗВУКИ»

Построена на основе известной детям игры «Да, нет не говорить». Только вместо запретных «да», «нет» здесь нужно подставлять различные звуки. Условия игры: взрослый задаёт ребёнку разнообразные вопросы, а ребёнок, отвечая, должен соблюдать правило – не произносить определённый звук. Например, запрещены звуки «Ч», «Х».

Взрослый: Что продают в булочной?

Ребёнок: Булки и …леб.


^




УЧИМ ДЕТЕЙ ФАНТАЗИРОВАТЬ




ИГРА №1

Возьмите и придумайте два слова, например, «кот», «лист».

А теперь вместе с ребёнком придумайте предложение, в которых обязательно будут оба этих слова.

^
ИГРА №2 «ЧТО ДЛЯ ЧЕГО»

Возьмите и придумайте слово, например, «кнопка».

Придумывайте по очереди варианты, где и для чего можно применять этот предмет.

^
ИГРА №3 «НАРИСУЙ РИСУНОК»

На листке бумаги вы пишете несколько слов, обозначающих предметы, и предлагаете ребёнку, прочитав их, попробовать представить каждый образ и нарисовать эти предметы. В зависимости от предложенных вами слов могут получаться отдельные предметные или сюжетные картинки. Всё зависит от вашей фантазии и фантазии вашего ребёнка.

Например:


белые облака солнце

дерево кусты жук

ёжик кусты зайка

грибы колокольчики


^
ИГРА №4 «ЛЕСЕНКА»

Играющие сообща выбирают букву, с которой будут начинаться все слова. Игра заключается в том, чтобы за определённое время написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы: первое слово должно быть двухбуквенное, второе – трёхбуквенное и т. д.

Например: Як

Яма

Ямка

Яхонт


УЧИМ ДЕТЕЙ ДУМАТЬ


ИГРА №1 «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ»

Возьмите и придумайте любое существительное. Пусть ребёнок объяснит это слово, а затем попробует выделить в этом предмете отдельные элементы.

Например: кот – тело, лапы, когти, нос, хвост, уши, усы, глаза, шёрстка и т.д.

Когда ребёнок научится быстро справляться с этим заданием, то можно устроить и игру-соревнование: «Кто быстрее напишет, например, 10 элементов» или «Кто больше напишет элементов за 2-3 минуты» и т.д.


ИГРА №2 «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

Из пяти слов, найди лишнее. Ребёнок читает написанные вами слова и зачёркивает лишнее, объясняя почему.

Варианты:

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

Василий, Фёдор, Иванов, Семён, Евгений;

Дом, сарай, изба, хижина, здание;

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий;
Берёза, сосна, столб, дуб, ель;


Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать;

Гнездо, муравейник, курятник, нора, берлога;
Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;


Минута, секунда, час, вечер, сутки;
Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение;


Предложите ребёнку самому придумать такие же задания.


ИГРА №3 «ПРОВЕДИ ГРАНИЦУ»

Вы пишете на листке бумаги много слов, которые можно разделить на две группы по каким либо признакам, но так чтобы все слова одной группы оказались с одной стороны листа.

Ребёнок читает слова и верёвочкой или палочками выкладывает границу. Например:

сорока воробей бельчонок утёнок

собака медведь кот ягнёнок щенок телёнок




овца лиса орёл голубь козлёнок жеребёнок галчонок


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А.Чтение без принуждения. М.,1993г.




  1. Ванюхина Г. Речецветик. Екатеринбург, 1993г.




  1. Волина В.В. Весёлая грамматика. М., 1995г.




  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991г.




  1. Дьяченко О.М., Астаськова Н.Ф., Булычёва А.И. Дети, в школу собирайтесь. М., 1996г.




  1. Ильин А.М., Ильина Л.П. Букварь XXI века. СПб., 1992г.




  1. Кларина Л.М. Дети и знаки. М.,1993г




  1. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М,1982




  1. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1983г.




  1. Репкин В.В., Левин В.А. Букварь. Харьков-Москва, 1993г.




  1. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991г.




  1. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. СПб., 1997 г