microbik.ru
1

Формирование универсальных учебных действий младших школьников через программы интегрированных образовательных модулей




Традиционно преподавание в школе строится как преподавание отдельных учебных предметов. У каждого из них есть своя внутренняя логика. Учебники пишутся разными авторами. Для учителей, и тем более, для учеников, остаются незамеченными глубокие внутренние связи между предметами. Эти связи очень разнообразны, они базируются на единстве средств и способов действий, на единстве тем, задач, понятий, используемых в разных предметах.

Именно модульная система организации учебного материала дает возможность показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Результ интеграции учебных предметов проявляется в развитии творческого мышления учащихся, это способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры.






Модульная система организации учебного материала дает возможность:

-учителю – увидеть отдельные учебные предметы как части единого образовательного пространства;

- ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета;

- ученическому коллективу – осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной школы.



При разработке программ модулей мы придерживались следующего алгоритма:

  1. Проанализировали учебные программы по предметам

  2. Выделили темы, разделы, отдельные произведения, имеющие метапредметную связь.

  3. Материал по этим темам объединили в интегрированный модуль.

  4. Определили количество часов, затраченных на модуль, по каждому предмету



Вводный образовательный  модуль «Здравствуй, школа!»

 

Данный  модуль предполагает реше­ние следующих задач:

  • Адаптация детей к школе.

  • Освоение основных норм и правил поведения и взаимодействия в школе.

  • Компенсация предметного опыта и опыта взаимодействия с людьми для  каждого ребенка в своей области, вы­равнивание класса в области наиболее существенных действий, которые дети должны были освоить в дошкольном детстве.

  • Накопление опыта содержательного взаимодействия в классе (с учителем и сверстниками).

  • Развитие предметных действий, предваряющих выход в предметные линии измерения и предметную линию письма (появление в расписании отдельных учебных предметов).

  • Формирование поля содержательно оценочных взаимодействий в классе.

(авторы: Микляева, М.А. Панфилова «Лесная школа», Е.В. Восторгова, С.Ф. Горбов, З.Н. Новлянская, Н.Л. Табачникова, Е.В. Чудинова)


^ Образовательный модуль «Время»

Данный  модуль предполагает реше­ние следующих задач:

  • представить понятие «время», как необратимое течение, внутри которого происходят все фактические изменения в природе и жизни людей;

  • скоординировать представления обучающихся о «времени», опирающиеся на их знания в области математики, русского языка, окружающего мира;

  • сформировать практические навыки в определении текущего времени, как координаты на временной оси, и относительного времени, как временного интервала между двумя событиями;

  • формировать личностные и метапредметные универсальные учебные действия)

(Ответы на все эти вопросы дает разработанный нами интегрированный образовательный модуль «Время», на основе методического пособия к ИУМК «Новая начальная школа» (авторы: Е.В. Восторгова, С.Ф. Горбов, З.Н. Новлянская, Н.Л. Табачникова, Е.В. Чудинова) и рабочей тетради «Живая природа круглый год» для 2-4 классов (авторы: Л.В. Симонова, Е.С. Кузнецова, Т.В. Зинченко) адаптированной для 1 класса)



^ Вводный образовательный  модуль «Здравствуй, школа!»

Цель - используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.

В ходе вводного модуля реализуется одно из основных положений развивающего обучения: в начальном образовании нет  главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребёнка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.

Принципы построения вводного образовательного модуля согласуются с принципами  системы Л.В. Занкова, с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика. Изначальная нацеленность программы  на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебной деятельности.


^ Образовательный модуль "Парад словарей"

Позволит ребенку освоить принципы построения различных словарей (алфавитное устройство языковых словарей, композиция словарной статьи в лингвистических и естественнонаучных словарях и пр.) Кроме того, освоить специальный алгоритм работы со словарями, с усвоением необходимой справочной информации, полученной на уроках из словарей (например, правописание словарных слов).




Использование модульной системы организации учебного материала возможно при реорганизация учебного плана.

Учебный план 1-2 классов на 2011-2012 уч.год мы выстроили на основе рекомендаций члена-корреспондента РАО А.М.Кондакова, используя элементы учебного плана А.Б. Воронцова.

Мы выделили:

- перечень предметных областей: филологию, математику и информатику, окружающий мир; искусство; технологию и физическую культуру;

- недельное и годовое распределение учебного времени, отведенного на освоение содержания образования по учебным предметам

- определив количество часов на урочную и внеурочную формы работы в соотношении 90% к 10%

Выделили количество часов на внеурочные формы работы по каждому предметам.

Внеурочная форма организации деятельности реализовывается через проведение межпредметных интегрированных образовательных модулей, а также рефлексивного образовательного модуля - решение проектной задачи



Модуль - как отдельное целое, включенное в учебный план

Первый вариант реализации состоит в том, что учитель использует модуль как целое, не разделяя его на отдельные учебные предметы. Занятия по модулю проводятся ежедневно. Минимальное количество часов в день – 1 урок, максимальное – 3 урока. Таким образом, модуль может быть реализован за 10-30 учебных дней. При этом часы, затраченные на работу по модулю, учитель забирает в указанной пропорции из каждого учебного предмета.



Модуль, как совокупность фрагментов существующих учебных курсов

Второй вариант реализации предполагает разделение отведенных на модуль часов между предметами в указанной пропорции. При этом ученики не ставятся в известность о том, что они изучают некую целостную тему на уроках по разным предметам. Уроки по предметам модуля проводятся ежедневно (не менее одного урока в день).

На время проведения модуля расписание изменяется таким образом, чтобы все указанные в рекомендациях учебные часы по отдельным предметам были даны в нужном порядке и в течение указанных сроков. Реализация модуля завершается не более, чем за 30 учебных дней.

На схеме показано, что модуль изучается в рамках разных учебных предметов. Важными моментами реализации становятся:

- наличие переноса знаний и умений, полученных в рамках одного предмета, на решение задач из другого предмета;

- применение знаний и умений, полученных в рамках модуля, для решения задач практического содержания, не имеющих конкретной предметной привязки.



Для успешного использования модульной системы организации учебного материала составляется нелинейное динамичное расписание. Которое по нашему мнению, является одним из способов изменения условий образовательного процесса, и способствует обучению детей навыкам общения и сотрудничества, повышению самооценки и уверенности в себе, расширения опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться и основ умения учиться, расширяя, таким образом, границы возможностей детей.

Нелинейная динамическая модель образовательного процесса решает следующие задачи:

1. Отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса. Появляются новые формы занятий: образовательные путешествия, модули, педагогические мастерские, проекты и другие.

2. Переход от учебно-предметного ЗУН-овского содержания образования, построенного на освоении основ научных знаний, к основанному на развитии универсальных умений, способов мировосприятия.

3. Создание условий, при которых ребенок будет получать опыт, самоопределяться по интересам



Учебный день школьника – «это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов». Ребёнок не сидит 5 часов за партой. У него есть возможность активно двигаться, заниматься творчеством, работать индивидуально.

Как показывает практика чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий, снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов



Мы считаем, что использование модульная система организации учебного материала позволит достигнуть планируемых результатов обучения, зафиксированных в основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №10», удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы обучающихся.