microbik.ru
1

Функционально-структурная модель

Федерального Исследовательского Университета


Г.Е. Дунаевский

Томский государственный университет,


Основные функции классического университета исследовательского типа известны, это: производство знаний; накопление и хранение знаний; передача знаний; распространение знаний.

В соответствии с этими функциями структура Федерального исследовательского университета (ФИУ) должна определяться с позиций возможности обеспечения его основных 3-х видов деятельности: образовательной, научной и инновационной, при чем два вторых вида деятельности являются базовыми для первого. Особое внимание должно быть уделено структурным моделям, обеспечивающим реализацию всех 3-х указанных компонент, так называемым учебно-научно-инновационным комплексам (УНИК), а также тем сопутствующим и сервисным структурам, которые должны обеспечить эффективную деятельность отдельных УНИК и исследовательского университета как совокупности таких комплексов.

Структура самих УНИК не однообразна. Она предполагает самые различные сочетания учебной, научной и инновационной компонент, поэтому, рассматривая исследовательский университет как совокупность УНИК, следует иметь в виду не только их научно-предметное, отраслевое, но и структурное разнообразие.

Возможные типы учебно-научно-инновационных формирований:

  • УНИК на базе структурных подразделений вуза (кафедр, лабораторий, опытных производств);

  • научно-исследовательские и научно-технические подразделения университета (НИИ, НИО, НИС, НИЧ);

  • научно-образовательные объединения, например - факультет вуза (кафедра) – НИИ вуза или РАН (лаборатория) – опытное производство вуза или НИИ РАН;

  • исследовательские промышленно-вузовские центры, например - факультет вуза (кафедра) – лаборатория РАН – промышленное предприятие;

  • УНИК на базе объединения (некоммерческого партнерства, простого товарищества) вуза и предприятия малого (среднего) бизнеса.

К механизмам реализации инновационной части модели также относятся:

  • технологические парки;

  • инкубаторы новых технологий;

  • инновационно-методические центры коммерциализации научно-технических разработок и технологий.

Направления работы этих структур:

  • Привлечение предприятий и организаций региона к использованию научно-образовательного потенциала исследовательского университета;

  • Защита и управление интеллектуальной собственностью университета и институтов РАН;

  • Маркетинг. Бизнес-планирование. Предоставление консалтинговых услуг сотрудникам, студентам и аспирантам исследовательского университета;

  • Оказание информационных услуг.

Вышеперечисленные механизмы актуальны в основном для технических, физико-математических областей знаний. Для гуманитарной и естественно-научной сферы модель ФИУ должна в большей степени ориентироваться на центры фундаментальных исследований и элитарного образования (учебно-научные центры); центры междисциплинарных исследований; в рамках процесса глобализации исследовательский университет усиливает свою роль в качестве центра международного сотрудничества, получая при этом новые возможности поддержки фундаментальных научных исследований.

Для решения стоящих перед ФИУ федеральных и региональных задач, в целом, и при реализации конкретных вариантов УНИК необходимы серьезные «базовые» мощности сервисной инфраструктуры университета, к числу которых следует отнести:

  • современную оперативно пополняемую базу данных по изобретениям, патентам и другим объектам интеллектуальной собственности;

  • разработанную нормативную базу использования объектов интеллектуальной собственности в университете и его подразделениях;

  • развитую информационную инфраструктуру (Интернет-центр; локальную сеть и внешние линии компьютерной связи; дублирующие устройства выхода в Интернет; дублирующие источники электропитания серверов и др.);

  • библиотечные ресурсы (в т.ч. электронные, с выходом в мировые библиотечные сети);

  • подразделение мониторинга рынка образовательных, научно-технических услуг, маркетинга разработок;

  • развитую региональную сеть учебных центров, отработанные курсы и методические материалы для дистанционного обучения;

  • возможности объединения усилий вузов региона в материально-техническом обеспечении научно-инновационной деятельности, наличие центров коллективного пользования научным оборудованием;

  • системный характер международной деятельности, тесное взаимодействие с зарубежными фондами, поддерживающими Российскую науку и образование (НФПК, Фонд Карнеги, CRDF и др.);

  • развитую аспирантуру, докторантуру, систему поддержки научной молодежи;

  • издательские и полиграфические мощности.

Представляется возможным функционирование межвузовского Центра коллективного пользования по интеллектуальной собственности.

Особое внимание при создании модели ФИУ следует уделить механизмам ее реализации на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, внутриуниверситетском), поскольку различные направления деятельности исследовательского университета будут иметь свои особенности при осуществлении их на каждом из указанных уровней.

Финансирование такого университета следует рассматривать как многоканальное из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.

Таким образом, к концептуальным особенностям Федерального исследовательского университета можно отнести:

  • примат производства знаний как основы образовательного процесса, подготовки кадров высшей квалификации;

  • нацеленность на подготовку научной элиты, относительное увеличение магистратуры, аспирантуры, докторантуры;

  • существенное дополнение традиционных университетских функций передачи и распространения знаний активным трансфером технологий;

  • тесную интеграцию с институтами РАН и РАМН, отраслевыми научными центрами, активное включение академической и отраслевой научной базы в образовательный процесс, формирование совместных учебно-научных и учебно-научно-инновационных центров;

  • наличие мощной материально-технической, информационно-сетевой, финансовой (бюджетной) базы;

  • открытость в международное, национальное, региональное научно-образовательное пространство;

  • активное взаимодействие с бизнес-средой на региональном, национальном, международном уровнях, создание около университета буферного бизнес-пространства (технопарка);

  • активное погружение в проблемы регионального научно-технического и социально-экономического развития.