microbik.ru
1

Эстетические и этические основания научной деятельности


Эстетические основания. Эстетическая

деятельность (эстетические компоненты деятельности) при-

сущи в той или иной мере каждому человеку в любом виде






деятельности. Ее специфика и функции, если обозначить их в

самом общем виде, заключаются в том, что она является

сферой свободного самовыражения субъекта в его отношении

к миру. В отличие от животного, писал К. Маркс, «человек

умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет

прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек

строит также и по законам красоты» [43, Т. 42, с. 94].

Эстетическая деятельность имеет предметно-духовный

характер. Ее предметом может стать любой объект действи-

тельности, доступный непосредственному восприятию или

представлению. Это могут быть художественные произведе-

ния, содержащие специально заложенную в них эстетическую

информацию; продукты целесообразной деятельности, ути-

литарному назначению которых сопутствует их эстетическая

ценность; природные явления, выделенные из естественного

ряда благодаря тому, что к их упорядочению коснулась рука

человека, и уже вошедшие в контекст эстетической культуры.

Предметом эстетической деятельности могут стать и явления

эстетически нейтральные, ценность которых актуализируется

или утверждаются в процессе самой деятельности. Сферой

особого интереса эстетической деятельности всегда был и

остается мир человека: общественно-исторический процесс,

общественная жизнь людей, их поведение и внутренний,

духовный мир.

Особое значение имеет эстетическое начало в труде как

основной форме деятельности людей. Хорошо организован-

ный, чередующийся в своих видах, а также с отдыхом сво-

бодный труд становится основной формой проявления и

развития творческих, духовных и физических сил человека. С

эстетическим началом в труде связано превращение его в

первую жизненную потребность. Труд, направленный на

удовлетворение материальных и духовных потребностей,

становится истинно человеческим, когда он сам превращается

в потребность, свободное удовлетворение которой доставляет

человеку наслаждение, подобное тому, какое испытывает

художник, создавая произведение искусства.






В научной деятельности эстетические компоненты игра-

ют существенную роль. Для настоящего ученого занятия

наукой доставляет огромное эстетическое наслаждение. На-

верное, не меньшее, чем в деятельности художника, артиста.

Но отношении результатов научной и художественной дея-

тельности есть принципиальное отличие.

В искусстве художественные произведения сугубо пер-

сонифицированы. Каждое произведение неотъемлемо от

автора, его создавшего. Если бы А.С. Пушкин не написал

«Евгений Онегин» или Людвиг ван Бетховен не сочинил бы

свою знаменитую Девятую симфонию, то этих произведений

просто бы не существовало. В науке положение несколько

иное. Научные результаты тоже персонифицированы – каж-

дая научная книга, статья и т.д. имеет автора. Нередко науч-

ным законам, принципам, теориям присваиваются имена

ученых. В то же время понятно, что если бы не было, напри-

мер, И. Ньютона, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна,

Н.И. Лобачевского, то теории, которые мы связываем с их

именами, все равно, скорее всего, были бы созданы какими-то

другими авторами. Они появились бы потому, что представ-

ляли собой объективно необходимые этапы развития науки.

Об этом свидетельствуют многочисленные факты из истории

развития науки, когда к одним и тем же идеям в самых раз-

личных отраслях приходили независимо друг от друга разные

ученые.

Как правило, различие науки и искусства объясняется

тем, что наука дает понятийное, логически аргументирован-

ное, свободное от личных пристрастий знание, а искусство –

эмоционально, наглядно, чувственно, конкретно и т.п. Но

ведь личные симпатии ученых зачастую примешиваются к

научным спорам, а эмоции нередко столь же сильны среди

людей науки, как и среди художников. Можно указать на

различие места эмоций в процессах художественного и науч-

ного поиска, а также в восприятии художественных произве-

дений и продуктов научного труда. Это различие состоит в

том, что в науке, в ее результатах, эмоциональный момент не






учитывается, хотя он и присутствует фактически. Источни-

ком эмоций является реальная личность исследователя; но,

поскольку изложение научного текста, то есть итога и конеч-

ного результата исследования, ведется как бы «от лица» абст-

рактного субъекта науки, то эмоции либо устраняются, либо

не должны рассматриваться как собственный, значимый

компонент научного труда. В искусстве же, как правило,

эмоционален не только сам художник, но также сопережи-

вающий ему читатель, слушатель, зритель; эмоциональный

момент является характеристикой субъекта искусства вооб-

ще. Искусство являет собой личностное отражение действи-

тельности, в то время как наука – ее отстраненно-объективное

отражение.

Таким образом, эстетика имеет непосредственное отно-

шение к методологии науки как учения об организации науч-

ной деятельности, являясь одним из ее оснований. Нам оста-

лось рассмотреть последнее основание методологии – этику.


^ Этические основания. Поскольку любая

человеческая деятельность осуществляется в обществе, есте-

ственно, она основывается (точнее, должна всегда основы-

ваться) на морали и, соответственно, организовывается в

соответствии с нравственными нормами.

Как известно, нравственная культура общества характе-

ризуется уровнем освоения членами общества моральных

требований – нравственных норм, принципов, идеалов и т.д.,

степень овладения ими личностью и практического претворе-

ния в поступки, в каждодневное поведение, проявляющееся в

отношении человека к другим людям, обществу в целом, в

его целях, жизненных планах, ценностных ориентациях,

установках и т.д.

Нравственность в общем смысле представляет единое це-

лое, включающее моральное сознание, нравственные отно-

шения и моральную деятельность. Природа морали социаль-

на, она всегда имеет конкретно-историческое основание,

обусловленное определенными общественными отношения-

ми.






Нравственная культура выступает как ценностное освое-

ние человеком окружающего мира. Моральные ценности,

являющиеся своеобразным регулятивным механизмом отно-

шений общества и личности, пронизывают всю деятельность

индивидов, всю систему взаимодействия между ними. В этих

ценностях получают конкретное выражение такие категории

морали, как добро, долг, честь, совесть и др.

Поскольку моральная регуляция направлена на достиже-

ние общественной, классовой, групповой согласованности

деятельности людей, постольку моральные ценности стано-

вятся эталонами должного поведения. Они, как образец

должного, составляют основу моральных оценок деятельно-

сти масс, групп и индивидов, фактов и событий. И в случае

возникновения коллизий, актов отклоняющегося поведения

посредством моральной оценки господствующее обществен-

ное мнение нацеливает индивидов, группы на образцы долж-

ного поведения.

Отметим, что моральные установки общества и личности

различны. Как мораль общества не может быть сведена к

механической сумме моральных установок индивидов, так и

индивидуальная мораль не тождественна общественной мо-

рали. Между должным поведением, то есть отвечающим

нравственным требованиям общества, и сущим, то есть прак-

тической нравственностью, поступками людей, отражающи-

ми достигнутый уровень их морального развития, существу-

ют отношения противоречивого единства, которые могут

выражаться в нравственных коллизиях.

Структурными эталонами нравственной культуры как

целостной системы являются:

- культура этического мышления (умение пользоваться

этическим знанием, применять нравственные нормы к осо-

бенностям той или иной жизненной ситуации и т.д.);

- культура чувств;

- культура поведения (умение строить свое поведение,

совершать поступки соответственно усвоенным принципам и

нормам морали);




- этикет, регламентирующий форму, манеру поведения.

Таким образом, нравственная культура есть существен-

ная сторона всей деятельности каждого человека, народа,

класса, социальной группы, коллектива, отражающая функ-

ционирование исторически-конкретной системы моральных

ценностей.

Нравственная культура общества по объему содержания

более целостно и масштабно охватывает утвердившуюся

систему моральных ценностей и ориентаций, чем нравствен-

ная культура личности, в которой компоненты этой системы

проявляются с неповторимой индивидуальной спецификой.

Личность с той или иной степенью полноты и в индивиду-

альном преломлении аккумулирует в своем сознании и пове-

дении достижения нравственной культуры общества. Это

помогает ей поступать нравственно в часто повторяющихся

ситуациях и активизирует творческие элементы ее нравст-

венного сознания, помогая принимать моральные решения в

нестандартных ситуациях.

Эти два уровня нравственной культуры тесно взаимосвя-

заны. Уровень развития нравственной культуры общества во

многом определяется совершенством моральной культуры

личностей. С другой стороны, чем богаче нравственная куль-

тура общества, тем больше возможностей открывается для

совершенствования нравственной культуры личности.

Здесь нам необходимо затронуть еще два специфических

аспекта этики14: так называемой корпоративной этики и про-

фессиональной этики.

Корпоративная этика – это свод писанных и неписаных

норм взаимоотношений между сотрудниками в рамках одного

конкретного предприятия, фирмы, организации, учреждения,

либо сложившиеся как традиции, либо закрепленные в нор-

мативных документах – уставах, должностных инструкциях и

т.д. И, естественно, каждый руководитель, каждый сотрудник

должны следовать этим внутренним нормам.


^ 14 В принципе, возможно рассмотрение и других этических компонентов:

религиозно-этнических, территориальных и других.






Профессиональная этика. Для некоторых профессий су-

ществуют помимо общечеловеческих, общенациональных

этических норм еще и дополнительные профессиональные

этические нормы: педагогическая этика, медицинская этика

(в т.ч. знаменитая клятва Гиппократа) и т.д. И, естественно,

деятельность в таких профессиях организуется в соответст-

вии и с этими специфическими этическими нормами.

Отдельный вопрос – нормы этики в профессиональной

научной деятельности – нормы научной этики.

^ Нормы научной этики не сформулированы в виде каких-либо утвержденных кодексов, официальных требований и т.д.

Однако они существуют и могут рассматриваться в двух аспектах –как внутренние (в сообществе ученых) этические нормы и

как внешние – как социальная ответственность ученых за свои действия и их последствия.

Этические нормы научного сообщества, в частности, бы-

ли описаны Р. Мертоном еще в 1942 г. как совокупность

четырех основных ценностей:

– универсализм: истинность научных утверждений долж-

на оцениваться независимо от расы, пола, возраста, авторите-

та, званий тех, кто их формулирует. Таким образом, наука –

изначально демократична: результаты крупного, известного

ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и

критике, чем результаты начинающего исследователя;

– общность: научное знание должно свободно становить-

ся общим достоянием;

– незаинтересованность, беспристрастность: ученый

должен искать истину бескорыстно. Вознаграждение и при-

знание необходимо рассматривать лишь как возможное след-

ствие научных достижений, а не как самоцель15;


^ 15 В то же время, существует как научная «конкуренция», заключающая-

ся в стремлении ученых получить научный результат быстрее других,

так и конкуренция отдельных ученых и их коллективов за получение

грантов, государственных заказов и т.д.


1


– рациональный скептицизм: каждый исследователь не-

сет ответственность за оценку качества того, что сделано его

коллегами, он не освобождается от ответственности за ис-

пользование в своей работе данных, полученных другими

исследователями, если он сам не проверил точность этих

данных. То есть, в науке необходимо, с одной стороны, ува-

жение к тому, что сделали предшественники; с другой сторо-

ны – скептическое отношение к их результатам: «Платон мне

друг, но истина дороже» (изречение Аристотеля).

В отличие от внутренней, профессиональной этики,

внешняя этика науки реализуется в отношениях науки и об-

щества как социальная ответственность ученых. Эта пробле-

ма практически не стояла перед учеными до середины ХХ

века – до появления ракетно-ядерного оружия, генной инже-

нерии, гигантских экологических катастроф и других явле-

ний, сопровождающих научно-технический прогресс. Сего-

дня ответственность ученого за последствия своих действий

все возрастает и возрастает.


Вопросы к разделу:

  1. В чем заключаются специфика и функции эстетической деятельности?

  2. Что может становиться предметом эстетической деятельности?

  3. При каких условиях труд, направленный на удовлетворение материальных и духовных потребностей, превращается в потребность, свободное удовлетворение которой доставляет человеку наслаждение?

  4. Каковы принципиальные различия в деятельности ученого и художника в контексте эстетики?

  5. Чем характеризуется нравственная культура общества?

  6. Как выступает нравственная культура человека по отношению к окружающему миру?

  7. В чем заключается различие в моральных установках общества и личности?

  8. Какова структура нравственной культуры как целостной системы?

  9. Что такое корпоративная и профессиональная этика?

  10. Что понимается под внутренними и внешними нормами научной этики?

  11. Каковы этические нормы научного сообщества, сформулированные Р. Мертоном?