microbik.ru
1

Билет № 1

1.        Биология как наука, её достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

2.        Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господству­ющее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экзем­пляров найдите представителей этой группы.

3.        Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в орга­низме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гипо­динамии, стрессов, вредных привычек, переедания.

 


Билет № 2

1. Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.

2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?

3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

 

Билет № 3

1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.

2. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приве­дите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение. Среди гербарных экземпляров, коллекций и влажных препаратов найдите растения и жи­вотных, для которых характерен паразитический образ жизни.

3. Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (со­четание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим пита­ния и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, бы­стро прибавляют в весе.

 


Билет № 4

1. Клетка — единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.

2. Лишайники — симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербар­ных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их опре­делите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.

3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно при­сутствовать белки.

 

Билет № 5

1. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции.

2. Царство грибов, их характерные особенности, получение из них продуктов питания, лекарств. По каким признакам вы отличите съедобные грибы от ядовитых, используя коллекцию муляжей? Какую первую доврачебную помощь необходимо оказать при отравлении грибами?

3. Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Где он определяется и что можно узнать по пульсу? Подсчитайте свой пульс. Определи» те, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.

 


Билет № 6

1. Наследственность и изменчивость — свойства организмов, их значение в эволюции органического мира. Ген, генотип, фенотип.

2. Классификация растений на примере покрытосеменных. Среди гер­барных экземпляров выберите растения семейства (Пасленовые, Розоцвет­ные, Бобовые и др.), по каким признакам вы их узнаете.

3. Раскройте особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Назовите меры профилактики нарушения осан­ки, искривления позвоночника и возникновения плоскостопия.

 


Билет № 7

1. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.

2. Приспособленность птиц к полету во внешнем и внутреннем строении, размножении. Объясните, в чем проявляется относительный характер приспо­собленности.

3. Используя знания о строении и функциях скелета человека, раскрой­те особенности первой доврачебной помощи при переломе ребер, позвоночника, травмах черепа.

 


Билет № 8

1. Вид, его признаки. Многообразие видов. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения. Назовите известные вам редкие и исчезающие виды растений.

2. Приспособленность рыб к жизни в воде во внешнем и внутреннем строении, размножении. Как человек использует знания о жизнедеятельно­сти рыб для их искусственного разведения?

3. Используя знания о строении и функциях мышц человека, объясни­те, почему тренировки повышают мышечную силу и выносливость, почему спортсменам запрещают принимать допинги?

 


Билет № 9

1. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

2. Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бак­териальные заболевания, их профилактика.

3. Раскройте роль витаминов в организме человека, способы сохране­ния витаминов в продуктах питания. Поясните, какие авитаминозы вам известны. С какой целью выпускают поливитаминные препараты.

 


Билет № 10

1. Автотрофное питание. Фотосинтез, его значение.

2. Характеристика царства животных. Роль животных в природе. Среди готовых микропрепаратов простейших найдите эвглену зеленую. Объясните, почему эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи — к животным.

3. Объясните биологическое значение безусловных и условных рефлек­сов. Составьте схему рефлекторной дуги (безусловного рефлекса) и объяс­ните, из каких частей она состоит. Приведите примеры безусловных реф­лексов человека.

 


Билет № 11

1. Биологическое значение размножения. Способы размножения, их использование в практике выращивания сельскохозяйственных растений и животных, микроорганизмов.

2. Позвоночные животные, их классификация. Усложнение млекопита­ющих в процессе эволюции. Определите место вида лисицы обыкновенной в системе животного мира (тип, класс, отряд, семейство, род).

3. Раскройте особенности газообмена в легких и тканях, взаимосвязь ды­хательной и кровеносной систем. В чем состоит доврачебная помощь при остановке дыхания?

 


Билет № 12

1. Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятель­ности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.

2. Покрытосеменные растения — господствующая группа растений на Земле. Классы покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров или живых растений най­дите покрытосеменные, принадлежащие к разным классам. По каким признакам вы их отличите?

3. Объясните роль системы органов дыхания в поддержании постоянства внут­ренней среды организма человека. Заболевания органов дыхания. Какие меры про­филактики позволят вам защитить себя от заболеваний гриппом, ОРЗ, туберкулезом?

 


Билет № 13

1. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека (парниковый эф­фект, вырубка лесов, кислотные дожди и другие загрязнения окружаю щей среды).

2. Усложнение растений в процессе эволюции, классификация покры­тосеменных. Определите место вида ландыша майского в системе расти тельного мира (отдел, класс, семейство, род).

3. Используя знания об иммунитете, объясните, с какой целью человеку дела­ют прививки и вводят сыворотки. Как можно повысить защитные свойства организ­ма? Как защитить себя от ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом?

 


Билет № 14

1. Биосфера — глобальная экосистема, ее границы. Живое вещество биосфе­ры. Роль человека в сохранении биоразнообразия.

2. Приемы выращивания культурных растений, их научное обоснование. Объяс­ните, почему минеральные удобрения необходимо вносить строго по норме и не хранить под открытым небом.

3. Раскройте роль желез внутренней секреции в организме человека. К чему приводят нарушения в деятельности эндокринной системы (щито­видной железы и надпочечников)?

 


Билет № 15

1. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Роль про­изводителей, потребителей и разрушителей органических веществ в природе.

2. Многообразие пресмыкающихся, их приспособленность к наземному образу жизни. Объясните, почему они утратили свое господствующее положение на Земле. Назовите вымерших пресмыкающихся, обоснуйте причины их вымирания.

3. Дайте научное обоснование факторов, сохраняющих и разрушающих здоровье человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Объясните, почему в последнее время становится престижным вести здоровый образ жизни.

 


Билет № 16

1. Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ в жизни клетки и организма.

2. Животные — возбудители и переносчики заболеваний человека. Профи­лактика заболеваний энцефалитом, малярией, дизентерией, чесоткой и др.

3. Используя знания о составе и группах крови, дайте научное обосно­вание значения переливания крови, ее свертывания. Почему при взятии проб крови на анализ следует пользоваться одноразовыми инструментами.

 


Билет № 17

1. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистемах.

2.  Роль животных в природе и жизни человека. Домашние животные. Охрана животных. Назовите редких и исчезающих животных.

3. Раскройте роль сердца, кровеносных сосудов и кровообращения в организме
человека. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Какие приемы, пер­вой помощи оказывают при кровотечениях?

 


Билет № 18

 1.        Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

2.        Разнообразие растений, их значение в поддержании устойчивости био­сферы. Причины, способствующие сокращению видового разнообразия рас­тений. Роль ботанических садов, национальных парков, заповедников и т. п. в сохранении биоразнообразия.

3.        Используя знания о строении и функциях пищеварительной системы, рас­кройте роль ферментов в пищеварении, назовите профилактику пищевых отравле­ний, кишечных инфекций. Объясните, почему в последнее время увеличилось чис­ло заболеваний гепатитом. Как защитить себя от этого опасного заболевания?

 


Билет № 19

1.        Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с млеко­питающими животными и отличие от них.

 2.        Членистоногие, их классификация, многообразие, роль в природе. Объясни­те, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле. В коллекции найдите насекомых, ведущих общественный образ жизни, раскройте их значение в природе и жизни человека.

3.        Зрительный анализатор, строение и значение. Нарушения зрения, профилактика глазных болезней, Почему при работе на компьютере необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха?

 


Билет № 20

 1.        Питание, его значение в жизни организма. Различия организмов по способу питания.

2.        Беспозвоночные животные, их многообразие, классификация, роль в приро­де, значение в хозяйственной деятельности человека. Раскройте роль дождевых чер­вей в образовании почвы и повышении ее плодородия.

3.        Слуховой анализатор, строение и значение. Нарушения слуха, профилактика болезней органа слуха. Объясните, почему в самолете при взлете и по садке у людей возникают болезненные ощущения в ушах и как этого избежать.

 


Билет № 21

 1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема.

2. Взаимосвязь строения и функций органов растений (на примере покрытосе­менных). Докажите, что растение — целостный организм. Объясните, будет ли увеличиваться масса клубней картофеля, если все его листья объедены колорадскими жуками.

3. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Какие причины, вызывающие заболевания мозга, вам известны? Как можно пре­дупредить некоторые заболевания мозга? В чем заключается вредное воз­действие наркотических веществ и алкоголя на мозг?

 


Билет № 22

 1.       Экология — наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Значение экологических знаний на современном этапе.

2.       Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений (трутовик, головня, спорынья и др.) В чем проявляется их вред для растений? Какие меры необходимо предпринять для предупреждения грибковых заболеваний рас­тений?

3.       Используя знания о мочевыделительной системе, ее строении и фун­кциях, раскройте меры предупреждения мочеполовых инфекций для сохране­ния здоровья. Какое действие на почки оказывает употребление алкоголя и бесконтрольное применение лекарственных препаратов? Ответ поясните.

 


Билет № 23

 1. Обмен веществ и превращение энергии — главный признак живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.

2.        Многообразие животных — результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Почему одноклеточные организмы существуют в природе наряду с многоклеточными? Среди готовых микропрепаратов простейших найдите инфузорию-туфельку. По каким признакам вы ее оп­ределите.

3.        Используя знания о строении и функциях кожи, дайте обоснование гигиенических требований, предъявляемых к одежде. Какова доврачебная помощь пострадавшим от теплового и солнечного удара, при обморожении? Почему очень вредно ходить в холодное время года без головного убора?

 


Билет № 24

1.        Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многокле­точного организма (на примере растительного или животного организма).

 2.        Питание растений (минеральное, воздушное). Передвижение веществ в растении, его причины. Предложите опыт, с помощью которого можно доказать значение корневого давления в передвижении воды в растении.

3.   Раскройте механизм вдоха и выдоха, значение чистоты атмосферного воздуха как фактора здоровья. Почему отравление угарным газом опасно для здоровья? Как оказать первую помощь при отравлении угарным газом и спасении утопающего?

 


Билет № 25

 1.   Дыхание — один из признаков живых организмов. Роль кислорода в энергетическом обмене. Образование конечных продуктов в результате жизнедеятельности, их удаление из организма. Перечислите основные пра­вила гигиены дыхания.

2.       Многообразие паразитических червей, их приспособленность к жиз­ни в организме хозяина. Какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы не заразиться червями-паразитами?

3.       Раскройте роль углеводов в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищева­рительном канале, конечные продукты обмена, роль в организме. Почему людям пожилого возраста не рекомендуется употреблять