microbik.ru
1



МОУ основная общеобразовательная школа д. Голыгино


Шатурского района Московской области


Автор Ильинова Зоя Ивановна


Должность учитель математики


Стаж педагогической работы 38 лет


Доклад


Тема: «Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек».


План

  1. Введение.

  2. Откуда у хороших родителей плохие дети? Христианские заповеди.

  3. Мудрость воспитания: «сердце отдаю детям».

  4. Воспитание в семье. Сила примера и подражания.

  5. Уроки жизни. А. М. Горький о воспитании.

  6. Заключение: « Воспитывает всё…»



«Помнить – значит

сохранить в памяти

порученное тебе другими,

а знать- это значит

делать по- своему, не

упершись глазами в

образец и не

оглядываясь, всякий раз

на учителя».

Сенека.


1.

« Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек…»

Да, это так. И, пожалуй, очень точно определяет многообразие, широту, глубину и мудрость воспитания человека. Человек воспитывается не только в детстве – он воспитывается в течение всей жизни: то, что не понятно в молодые годы, подчас становится очевидным к старости, меняется человек, его привычки, взгляды на окружающее, появляется миропонимание.

Ребёнок появился на свет и своим первым криком заявил о себе.

Он пришёл в мир, для того чтобы его познать, стать индивидуальной неповторимой личностью. Он чист душой, с широко открытыми глазами смотрит на окружающий мир, познаёт его методом проб и ошибок.

И многое будет зависеть от того, кто около него: от родителей, от воспитателей, от близких ему и посторонних людей, от того, какое воспитание он получит.

Воспитать ребенка – сложнейшая задача, так как в процессе взаимодействия двух сторон «воспитатель-воспитуемый» существует извечная проблема «отталкивания».

Тем не менее, проблемы воспитания возникли не сегодня и не вчера, а значит, должны существовать преемственность духовной жизни, связь времен. Должны переходить от поколения к поколению идеи добра, гуманности, человечности, правды. Нельзя также отрицать и умалять роль воспитателя в формировании личности. Воспитывая молодое поколение, мы готовим себе смену, а родители – старость. Хорошие дети – чуткие, понимающие – хорошая старость. Умные, образованные, но глухие к чужой боли – плохая старость.

2.

«…Юность подобна молодому дереву, ибо, куда кто хочет, туда может наклонить тонкое дерево; так и век юношеский: к чему его повернешь, легко будет наклонен. Итак, родители, смотрите, как вы должны воспитывать ваших детей: добрые слова и примеры хороших дел отпечатывайте на том воске, слова божественные, а не мерзкие и кощунственные, на тех досках и закон господний пишите. Но откуда у честных родителей дети приобретают злой нрав? Скажу вам истину ради исправления: от материнской ласки, от отцовского наказания, от не ограничиваемого (строгостью) обоих воспитания. Хвалит мать маленькую злобу маленького сына, а злоба в сердце, как терновник, корни укрепляет, и с ростом сына растет более злоба. Когда же сын вырастает в величину стойкую, вместе с тем вырастает злоба и нрав неискоренимый, и тогда исполнится притча: если юноша и состарится на своем пути, то не сойдет с него, ибо как глиняный сосуд, если в начале обработки вареной смолой напитается, никогда не отмоется. Так человек, глиняный сосуд, до смерти хранит нрав, воспринятый в юности…

Подобным образом детям злых родителей трудно изменить злой нрав и говорить хорошее, так как от пеленок обучаются родителями злонравию и злословию. Трудно им быть трезвыми, потому что с детства попустительствуют (им) упиваться.

… Итак, счастливы родители, которых добродетельная жизнь – пример благонравия и образец хороших дел. Несчастны же родившие, которые соблазняют своих детей плохой жизнью; эти люди являются более детоубийцами, чем родителями, ибо что хуже, то рождают, а лучшее убивают: рождают плоть тленную, а убивают душу бессмертную, когда соблазняют своих детей и, бывая виновниками их греха, лишают их жизни душ, которая есть дар божий … Если такое горе чужим, то много больше родителям…» (Симеон Полоцкий. Вечеря душевная.// Антология педагогической мысли Древней Руси. М., 1985.С.344, 345)

Учитывая выше приведенную статью, родителям, воспитателям, педагогам надо чаще обращать свои взоры и мысли к христианским заповедям, вновь и вновь осмысливая сказанное простыми словами о самом главном и вечном на земле. Вот эти заповеди:

  1. Не убий.

  2. Не укради.

  3. Не обмани.

  4. Почитай родителей своих, люби ближнего и ненавидь врага твоего.

  5. Помоги нищему.

  6. Не блуди.

  7. Не осуждай ближнего.

«Ни один злой человек не бывает счастлив».

3.

Мудрость воспитания – это тот стержень, эта та «золотая середина», о которой должен помнить воспитатель, будь то учитель или родитель. Если не придерживаться этого наставления – много ошибок можно совершить. А в деле воспитания, как и в медицине должен действовать принцип «не навреди».

И, наверное, уместно высказывание великого советского педагога В. А. Сухомлинского «сердце отдаю детям» считать мудростью воспитания. Проще этой мудрости быть не может. Она построена на понимании, любви и уважении друг к другу, на тех «китах», которые помогут решить многие проблемы воспитания личности.

«Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности… Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям…» - так говорил Сухомлинский В.А.

Ребенок очень чуток к добру и злу, к правде и неправде. Если взрослый может понять несправедливость как ошибку, то для ребенка понимание всех сложностей жизни еще не доступна. К сожалению, не все взрослые имеют представление о душевных переживаниях ребенка. Ребенок чувствует несправедливость и в грубом окрике, и в насмешке, и в мимоходом, казалось бы, брошенном замечании. Несправедливость оскорбляет, уязвляет самолюбие, возмущает ребенка, рождает в его душе разные формы активного и пассивного протеста и может стать источником большого горя.

Бывает, достаточно одного слова, чтобы исцелить человека. И его надо найти. Для того чтобы один ребенок не ранил душу другого, детей надо учить чувствовать. Это нелегкое дело, все равно, что собирать солнечные лучи или хранить человеческую радость.

И то и другое можно собирать и хранить только памятью и силами души. Первая задача воспитателя – чтобы душа ребенка была чуткой и восприимчивой к тому, что происходит в чужом сердце. А этого можно достичь только при высокой гуманности отношения самого воспитателя к детям. Его личное поведение должно быть примером для подражания, вызывать у воспитанников желание нравственно совершенствоваться. Воспитатель только показывает дорогу, а осилить же ее должен сам путник.

Мудрого проводника и неопытного юного путника должно объединять чувство общей цели и общего труда. Мудрость воспитания заключается в том, чтобы оберегать человека от снисхождения. Он не должен чувствовать себя бессильным, безволевым. Воля – это та глубина, на которой держится ладья человеческого достоинства, а поэтому – вещь сложная и капризная, и требует особого подхода. Если требовательность, то основанная на уважении сил и возможностей ребенка. Если похвала, или недовольство, то заслуженные. Подлинный мастер, даже упрекая, изливая свой гнев, никогда не забывает о том, что нельзя погасить у ребенка мысль о желании достижения цели.

Доброта – это не тон и не специально подобранные слова. Подлинный воспитатель – человек эмоциональный. Он глубоко переживает и радость, и огорчения, и тревогу. И если дети чувствуют в этом правдивость – они верят ему. Органической сущностью доброты, доброжелательности воспитателя является непримиримость к лени, безделью, нерадивости, времяпрепровождению, расточительности и равнодушию своих питомцев. Подлинная доброта – это правдивость. Она далеко не всегда бывает приятной. А в большом смысле слова, доброта педагога – это большое чувство ответственности за настоящее и будущее ребенка.

Воспитателю часто приходится наблюдать общение детей в коллективе, где каждый старается как-то самоутвердиться. Друзьями становятся дети, имеющие общие интересы и увлечения, а также те, интересы которых расходятся: происходит «притяжение», т.к. подросток испытывает потребность в духовно-интеллектуальном развитии.

В играх дети не только думают, вспоминают, воображают, чувствуют, но и действуют. Образы, взятые из книг, наблюдений воплощаются в жизнь, формируя характер и волю. В играх дети учатся сообразительности, находчивости, ловкости. Здесь они учатся отстаивать свою свободу и подавлять свои капризы, приспособляться к общественной среде и отстаивать своё мнение.


4.

Воспитание происходит не только тогда, когда ребёнок находится в обществе, в коллективе, но и тогда, когда он находится в одиночестве: дома, в лесу, в библиотеке. Это даёт ему возможность осмыслить то, что уже произошло, разобраться в событиях, в отношениях, оценить межличностные ситуации и из всего отобрать то, что ближе его душе, то, что доставляет ему радость, отбросить или примириться с ним. На природе, в лесу, на озере происходит общение с деревьями, птицами; ребенок познает красоту окружающего мира, после чего его чувства, мысли и поступки становятся более гуманными, а общение со сверстниками спокойное, бесконфликтное. Это объясняется тем, что у ребенка есть любимый уголок «отдушина», которая гасит агрессию, формирует чувства, оберегает от стрессов, укрепляет здоровье. И если ребенок тих, любит уединение, то это не значит, что он «дикарь». Посещение библиотек, музеев, театров вводит подростка в мир искусства, в мир будущего, развивает интеллектуальные способности. Ребенок познает жизнь, учится видеть красоту, совершенствуется. Хорошая книга может заменить несколько бесед-нравоучений.

Любимым местом детей всегда был и будет родной дом. Семья – это самое близкое и родное место для ребенка. С какой радостью уходят дети из школы после занятий и длительного общения друг с другом. Это естественная потребность организма к психофизическому расслаблению, снятию эмоциональных перегрузок. Здесь, дома, его настоящий мир. Здесь его любят. Здесь можно поговорить с самыми любимыми людьми: папой, мамой, бабушкой, дедушкой, позаботиться о младших, пообщаться с домашними животными, поработать на огороде, смастерить что-то с отцом или помочь маме по хозяйству; посмотреть интересную передачу, почитать книги из личной библиотеки, послушать советы родителей и рассказы бабушки о «прошлой жизни», посмотреть семейный альбом, почитать вслух для бабушки свою любимую сказку. Как богат этот мир, как интересен! А завтра можно поговорить о своих впечатлениях с товарищами по школе, обсудить домашние задания, помочь товарищу.

Воспитание в школе направляет и дополняет домашнее воспитание, а идеи, цели воспитания закладываются в семье. В каждой семье «свой устав», который в большей или меньшей мере отображает цели воспитательной работы школы. Школа должна довести до понимания родителей следующие мысли:

«Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо». (Аристотель)

«Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай от детей». (Питтак)

Заниматься воспитанием детей семья и школа должны вместе, основываясь на точном знании интересов, настроений и возможностей своих питомцев. А поможет в этом взаимное доверие. И от того, каковы нравственные устои семьи, во многом зависит будущее детей: их трудолюбие, добропорядочность, уважительное отношение к окружающим, забота о близких, сохранение уюта, мира в своей семье. Если родители любят заниматься физическим трудом, то и дети перенимут эти привычку; родители увлекаются чтением – дети будут читать; отец любит и понимает технику – сын пойдет по его стопам. Бабушка вкусно готовит, печет отличные пироги – внучки непременно станут хорошими хозяйками. Уют, порядок в доме, атмосфера добра, понимания, внутренняя чистота помыслов – это те факторы, которые влияют на положительное воспитание детей. И, наоборот, плохие поступки родителей, скандалы и ссоры, недостаточное внимание к детям отрицательно сказываются на воспитании и здоровье детей. Недаром народная мудрость гласит: «Дружная семья гору сдвинет», «На что и клад, коли в семье лад».

В семье два поколения воспитателей: строгие родители и, более добрые, бабушки и дедушки. Это и понятно, у них своя «школа жизни», которая их уже многому научила и дала понимание того, что без ласки, без особого подхода к ребенку не воспитать в нем тех качеств, которые очень нужны в жизни каждому.

Пример: внучка играет, а бабушка зовет ее в огород на прополку грядок. Девочка идти не хочет. А мудрая бабушка говорит: «…Я уже старая, у меня спина болит, глаза плохо видят, я могу перепутать морковку и сорняки. Без тебя мне не справиться». И неожиданно без капризов, ребенок меняется. Бросает игру, идет в огород, и как бы вступает в новую игру – соревнование с бабушкой. «Смотри, бабушка, сколько травки я вырвала, больше, чем у тебя», - с гордостью говорит она.

Вот так повернулась ситуация в лучшую сторону. А что могло бы быть, если бы бабушка не была мудрой и поступила бы иначе? Ласку, доброту понимает все живое на земле. Не случайно дети платят бабушкам глубокой и искренней привязанностью. Крен в доброту находит отзвук в детском сердце и вносит в жизнь ребенка избыток тепла, доброты, человечности. Ласковая доброта бабушки уравновешивает возможную строгость родителей и способствует гармонизации семейных отношений. Ничто в семье так не воспитывает, как сама жизнь, которая всех учит жить не столько умом, сколько сердцем, учит жить жизнью друг друга в радостях и огорчениях.

А как велика сила подражания. Дети разговаривают голосом мамы или папы, рассуждают как они о вещах матер иальных и не материальных, иногда произносят фразы, услышанные в детском саду, по телевидению. Они наблюдательны, быстро подмечают, что и как делать, а затем сами делают то же самое. Великий педагог Коменский сравнивал детей с обезьянами, которые всему подражают – и дурному и хорошему. Нужны, значит, живые, хорошие примеры перед глазами детей.

Посмотрите, с какой гордостью тащит ведерко с водой малыш: он делает работу взрослых, он подражает им. Вот она благодатная почва для воспитания.

« … В тот момент, когда мы думаем, что ребенок занят своими делами, он внимательно слушает и следит за нами, и какое-нибудь наше действие или слово окажет решающее влияние на его ум, доставит ему или радость или горе. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их увидит ребенок, могут служить для него примером для подражания». (Вахтеров В.П.)

Дети чутки. Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в самом лучшем смысле этого слова.

В чем же тайна влияния семьи на воспитание? Во-первых, видимо, в том, что семья позволяет человеку более устойчиво держаться в обществе. Во-вторых, в том, что семья служит не самоцелью, но питает, как источник, и другие, более широкие и высшие, сферы жизни человека: чувство родины и патриотизм, которые рождаются через любовь к матери и к отцу. Ребенок принимает мир с доверием и нежностью, потому что вводит его туда с раннего младенчества отец или мать.

5.

«…Воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей…

Чем больше разумной любви и внимания дадим мы ребенку, тем ярче, красивее станет жизнь». (Горький М. Речь на избранном заседании «Лиги социального воспитания» // О детской литературе. 2-е изд. М., 1958 )

Трудное и тяжелое было детство у Алеши Пешкова (Горького). Но он выжил, стал писателем.

«…Как два огромных полюса стояли перед ним горькая жизненная правда и громадная потребность в счастье, мира, любви, в существовании, резко контрастирующем со всей той дикой действительностью, которую ему приходилось наблюдать. С этим двойственным началом, с этой громадной чуткостью к возможностям, заложенным в человеке, и к действительности, которая его окружает, Алексей Максимович пришел в жизнь. (Из речи А.В.Луначарского (1928) «Максим Горький»)

В своей повести «Детство» Горький повествует о своем «горьком» детстве, о таланте, нравственной чистоте людей, окружавших его, о любимой бабушке Акулине Ивановне, которая ненавязчиво, добродушно рассказывала ему о правде жизни, давала уроки мудрости, помогающие мальчику преодолевать все трудности в борьбе за свое существование. Бабушка – неизменный посредник между маленьким мальчиком и большим миром. Он получает от нее самые ценные «жизненные» уроки. Бабушка «умудряет» все, что Алеша видит вокруг: ее сказки, поговорки, легенды, песни наполняют простые житейские факты вековым народным опытом.

На всю жизнь сохранит в себе мальчик любовь к миру, доброту и жалость к людям, чуткость ко всякой обиде и боли, которыми щедро одарена бабушка Акулина Ивановна. Бабушка делает интересной ту самую жизнь, которая в иные минуты кажется потоком скучных и серых дней. Влияние бабушки, ощущение жизненной стойкости, исходящее от нее, сообщает силу сопротивления, помогает почувствовать эту жизнь.

«…Я очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой… Ее бог был весь день с нею, она даже животным говорила о нем. Мне было ясно, что этому богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пчелы и травы: он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок…

Бабушкин бог был понятен мне и не страшен, но пред ним нельзя было лгать – стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд, и я никогда не лгал бабушке. Было просто невозможно скрыть что-либо от этого доброго бога, и, кажется, даже не возникало желания скрывать…

…Не мог я подойти к нему (мастеру Григорию Ивановичу), - было нестерпимо стыдно пред ним, и я знал, что бабушке – тоже стыдно. Только однажды говорили мы с нею о Григории: проводив его за ворота, она шла тихонько по двору и плакала, опустив голову. Я подошел к ней, взял ее руку. – Ты что же бегаешь от него? – тихо спросила она. – Он тебя любит, он хороший ведь… (М.Горький. «Детство». М., «Просвещение»,1982, с.81, 82)

6.

Педагог, знающий какие ошибки может допустить воспитатель, родители, потакая детям, примет позицию основанной на мудрой классической формуле: «Ребенок не только готовится к жизни, он уже живет. Он живет настоящим, доставляющим ему радости и удовольствия. И только через эти радости и удовольствия он может увидеть смутные контуры будущего».

И надо бы поселить будущее в настоящем, сделать так, чтобы цель нашего воспитания появилась на цветущем поле жизни ребенка. Тогда настоящая жизнь детей будет насыщена сутью их будущей жизни. Получится то, что мы будем воспитывать детей с позиций самих же детей. А самое главное – мы будем располагать их к воспитанию. Истинная гуманистическая педагогика способна возбудить в ребенке стремление, бессознательное и сознательное, воспитываться, быть воспитуемым.

Педагог с большим опытом и стажем знает не только ребенка, но и его родителей, учившихся у него, знает бабушек и дедушек, знаком с семьями, неоднократно их посещая. Семьи, как семьи! Ничем не выделяются. А глядишь: дети выросли замечательные. Спросишь себя, а не моя ли это заслуга? Да, конечно, я его учил, воспитывал, отдал ребенку частичку своего сердца, не лукавя, отдавал ему все самое лучшее, что во мне есть. Спросишь родителей, это вы его так воспитали? Да, конечно, мы его вырастили таким; он в нас, в нашего дедушку, в наших родственников. Спросишь самого человека, кто тебя воспитал? Пожмет плечами и ответит: я сам себя воспитал. И он прав. Именно сам человек, его желание, воля, целеустремленность помогли ему стать таким, как он есть.

«…Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. Правильное воспитание вовсе не требует, чтобы родители не спускали с детей глаз. Вы должны хорошо знать, что он делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими влияниями жизни.

Истинная сущность воспительной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на него, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

В воспитании нет мелочей. Какой-нибудь бант, который вы завязываете в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка – все это такие вещи, которые могут иметь в жизни ребенка самое большое значение. Мелочи действуют регулярно, ежечасно, из них складывается жизнь…

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение…». (Макаренко А.С. Пед. соч. В 8 т. Т.4. Лекции о воспитании детей. М.,1984, с.63-65)

Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванную заботой о человеке.

«Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она - эта любовь - может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве.

Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век.

Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный.

Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…»

Д. Лихачёв,

академик


Литература:

  1. Б. М. Бим-Бад. Мудрость воспитания. М., «Педагогика», 1988.

  2. В. А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы. М., «Просвещение»,1982.

  3. М. Горький «Детство» М., «Просвещение»,1982

  4. В.А. Сухомлинский. О воспитании. М. Изд. Политической литературы,1979

  5. В.А.Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. Т.1-3.М., «Педагогика» ,1979, 1980, 1981г.г.