microbik.ru
1


Рузина Лидия Владимировна


«Личностно-деятельностный подход в управлении методической работой в школе»

сто>

Сегодня ведущие мировые тенденции в области развития образования связаны с идеями создания условий для развития личности, её самореализации, подготовке к непрерывному образованию в течение всей жизни. Школа повернулась к личности ученика, стала воспринимать ребёнка как субъекта педагогического процесса. Однако обострились и старые противоречия – несоответствие целевых установок на высокое качество знаний, умений и навыков и личностное развитие учащихся. Эти противоречия обусловлены потребностью сделать школу для всех учащихся «более гуманной и привлекательной»1.

В то же время образовательное учреждение продолжает оставаться в большей степени диктующим постановку учебного процесса, выбор технологий, что является гибельным для творческого саморазвития личности и учащегося, и учителя.

Основу человеческой деятельности составляет мотив – мотор, побудитель к деятельности. Изменив, таким образом, характер работы учителя, мы изменяем мотивы. Педагогу становится интересно работать, когда он имеет право выбирать технологии и методы работы, когда появляются первые результаты.

Важнейшая роль руководителя школы – быть «режиссёром мотивации» развития профессиональной компетентности каждого учителя. «Мотивировать сложно, но это те позиции, без которых жить и организовывать взаимодействие в педагогическом коллективе невозможно»2. Стимулы могут быть различны – от создания здоровой профессиональной конкуренции до денежных премий и вознаграждений. Мотивировать, значит предоставить право свободного, но очень ответственного выбора, а для того, чтобы этот выбор был «должны быть созданы разные возможности»3.

Развитие школы по направлению к построению на всех уровнях организации адаптивного управления предполагает, что ключевой фигурой педагогики теперь становится не только учащийся, но и сам педагог. Хочется привести мнение Евгения Ямбурга, который утверждает: «В духовной сфере нельзя передать то, чем не владеешь сам»4. Под этими словами несомненно может подписаться каждый педагог и управленец.

Создание адаптивной школы, «учитывающей возможности всех учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных познавательных потребностей и интересов, обеспечивающей условия для жизненного самоопределения и самореализации»5, невозможно без создания эффективной модели управления образовательным процессом, в которой бы значительное внимание уделялось развитию профессиональной компетентности учителя.

Поэтому личностно-деятельностный подход направлен не только на ребёнка, но и на педагога. «Быть человеком своего времени, вот подлинная задача!», - сказал когда-то художник-импрессионист Эдуард Мане. Быть современным педагогом, значит свободно ориентироваться в разнообразных педагогических технологиях, выбирать приемлемые методы обучения для разных групп учащихся, постоянно развиваться и расти самому вместе с ребятами.

Любой ребёнок, попадая в школу, проходит несколько психологических этапов: адаптация, индивидуализация, развитие во взаимодействии с членами коллектива.

Эти же этапы в профессиональном становлении проходит и педагог. Сквозь призму образовательного процесса педагог смотрит на управление школьной системой. Этапы развития педагогической личности – «процесс педагогической адаптации, процесс педагогической индивидуализации, когда человек заявляет себя и проявляет свои индивидуальные качества, но без третьего, очень важного этапа – взаимодействия педагогов – мы никогда не сможем сдвинуться с мёртвой точки»6.

В структуре управления образовательным процессом важнейшее звено – методическая работа. Открытые заседания кафедр, круглые столы по обмену опытом, недели педагогического мастерства, курсы освоения новых педагогических и информационных технологий – вот те формы методической работы, которые способствуют мотивации учителя к активной деятельности, развитию его профессиональной компетентности.

И, если педагог сам стремится к новым знаниям и творческой самореализации, то ему легко увлечь за собой учащихся. Особая позиция в личностно-деятельностном подходе к учащемуся, как к личности, заставляет с осторожностью, толерантностью выбирать педагогические технологии и приёмы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Принцип вариативности даёт возможность педагогическим коллективам и каждому педагогу в частности выбирать и конструировать образовательный процесс по любой модели, включая авторские. Комбинирование, интеграция технологий, политехнологичность, пожалуй наиболее подходящие формы организации управления образовательным процессом в рамках личностно-деятельностного подхода.

Развивающее обучение, индивидуальные и групповые методы работы, игровые, проблемно-поисковые, творческие технологии, технологии дифференцированного обучения, использование проникающих компьютерных технологий – вот тот обширный арсенал идей, которым должен владеть педагогический коллектив любой школы.

Адаптивное управление образовательным процессом предполагает индивидуальный подход к выбору из этой методической копилки тех приёмов, которые необходимы учителю в данный момент, на данном уроке, в работе с конкретными учащимися.

Деятельность каждого учителя – деятельность личности. Важно помнить, что методическую работу в школе надо организовать таким образом, чтобы педагог от уровня овладения технологией перешёл к самому высокому уровню – смысловому. Какую цель ставит перед собой учитель на уроке, какими действиями достигнет он этой цели – вот что определяет его профессиональную деятельность.

Каждый учитель – дирижёр развивающего, познавательного процесса на своём уроке. И ни в коем случае нельзя умалять воспитательный аспект урока.

Принцип активности учащегося в процессе обучения диктует выбор таких форм деятельности, которые характеризуются «высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствию социальным нормам».7

За словами о творчестве нельзя забывать и о том что исполнительность и аккуратность – важнейшие черты образованного человека. Поэтому учителю важно помнить и о развитии этих качеств в своих учениках.

Воспитание ответственности может формироваться, например, поручением самостоятельной или групповой разработки контрольных заданий учащимися к теме урока. Этот же приём станет развивающим и когнитивные, и креативные способности учащихся, ведь они придумывают такие формы работы на уроке, которые интересны, близки и понятны им самим, зачастую с использованием современных информационных технологий.

Гибкость профессионального мышления учителя, способность адаптировать приёмы и технологии к своему предмету, учащимся, материально-техническим условиям в кабинете – вот те качества, которыми должен обладать современный педагог.

Использование современных информационных мультимедийных технологий возможно на различных этапах и на типах уроков. Это создаёт предпосылки к обучению педагогического коллектива элементарным навыкам работы с компьютером.

Ведь с использованием возможностей медиапроектора педагогические техники и приёмы приобретают особую эмоциональную окраску, мотивируют учащихся, развивают их логическое, образное, творческое мышление. К тому же выбор развивающих приёмов учителем альтернативен согласно целям, задачам, этапам и легко адаптируется к различным типам уроков.

И если учитель сам обладает компьютерной грамотностью, это не только даёт ему возможность сделать свои уроки интересными и запоминающимися, но и повышает уровень его авторитета и компетентности в глазах учащихся и коллег.

Владение учителем проектными, игровыми, проблемными технологиями мотивирует развитие творческих способностей не только учащихся, но и самого педагога. Обмен передовым педагогическим опытом в рамках открытых круглых столов, конкурсов проектов, ярмарки идей – эти формы методической работы стимулируют педагога проявить себя, показать свои возможности и познакомиться с работой коллег.

Таким образом, ключевые понятия, как сотворчество, сотрудничество педагога и коллектива, педагога и учащегося на основе личностно-деятельностного подхода становятся определяющими характер управления образовательным процессом, повышение его эффективности и рост качества результатов образовательной деятельности.

1 Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М. – 2001. – с.6

2 Асмолова Л. Учитель глазами директора// Управление школой, № 41, 2004 г. – с. 23

3 Там же.

4 Ямбург Е. «Центральная фигура педагогики – не ребёнок, а учитель» // Управление школой, № 40, 2004г. – с. 5

5 Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М. – 2001. – с.6

6 Асмолова Л. Учитель глазами директора// Управление школой, № 41, 2004 г. – с. 23

7 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.- 1998г. – с.50


Москва

2005