microbik.ru
1 2 3 4


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)

«Саратовский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ


Составители О.С. Гришанова., М.А. Павлова


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ




Саратов 2007



УДК 159.922.7. – 053.6. (082)

ББК 88.37.я 43

П 86


О.С. Гришанова., М.А. Павлова « ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ»


Печатается по рекомендации редакционно-издательского совета СарИПКиПРО.


Рецензент: к. биол.н., Лапшов В.А.


Данное пособие подготовлено специалистами кафедры психологии САРИПКиПРО. В пособии представлены теоретические материалы, разработки родительских собраний и пакет диагностических материалов для работы с родителями в области психопрофилактики.


Саратов, 2007
^

Родительское собрание


«Задачи воспитания. Каким мы хотим видеть

своего ребенка»

Уважаемые родители. Темой обсуждения на наших встречах хотелось бы предложить проблему взаимоотношения взрослых и детей. Думаю, что среди родителей вообще не удастся найти таких, которые не встречались бы с трудностями при взаимодействии со своими детьми. Мы не будем с вами искать правильные или определять неправильные приемы воспитания (такой традиции вообще не существует, т.к. все зависит от обстоятельств и то, что хорошо в одном случае, в другом окажется вредно). Мы попробуем поговорить о более или менее эффективных формах контакта. Для начала, попробуем определить, какие именно проблемы ставят перед нами наши ребята.

Родителям предлагается назвать те сложности, с которыми они сталкиваются, а ведущий записывает все на доске без каких-либо комментариев. Иногда, в группе родителей хорошо знакомых друг с другом, и проявляющих тревогу о том, что при обнародовании своих проблем они покажут “свою слабость” это задание вызывает долгую паузу. Педагогу стоит самому предложить несколько проблем или рассказать о книге Байярдов “Ваш беспокойный ребенок”, где названо много сложностей, с которыми к счастью пока не сталкиваются наши дети. Когда родителям прочитаешь о сложностях, возникающих, если ребенка в …… лет забрала полиция из-за распространения наркотиков, они спокойнее говорят о проблеме капризов, криков или не убранного мусора. Выполнение этой части работы чрезвычайно важно, т.к. у многих родителей есть ощущение своей некомпетентности и высокой компетентности других. Когда они убеждаются, что все сталкиваются с теми или иными сложностями, тревожность достаточно уменьшается и становится возможным ведение конструктивного разговора. (О чувстве облегчения после взаимного обсуждения проблем писали некоторые родители после окончания работы). “Мы сталкиваемся с разными проблемами, – говорит ведущий, – и иногда их обилие вызывает уныние и ощущение напряжения. Если попробовать сгруппировать, может выясниться, что круг не так уж и велик, и во многих случаях речь идет об одном и том же. Попробуем трудности перевести в проблемы, а проблемы в задачи – это путь реального решения возникающих вопросов”.

После совместной работы на доске появляется запись (например):

1. школа–развитие (школа - кл. руководитель)

2. взаимоотношение с родителями

3. взаимоотношения со сверстниками

4. личностные качества ребенка

5. здоровье ребенка

6. плохое поведение

7. невыполнение домашних обязанностей и т.д.

Родителям раздаются листы бумаги, и предлагается, переписав с доски записи, оценить насколько их волнуют те или иные проблемы. Лучше сделать это в виде таблицы.


название

проблем

эта проблема меня очень волнует

эта проблема меня слегка волнует

эта проблема меня совсем не волнует







































Таким образом, каждый из них выявляет круг проблем, больше всего их волнующих. Эту таблицу родители забирают домой и им предлагается продолжить работу с ней самостоятельно, дополнив тем, о чем не шла речь на собрании. Данная деятельность не только помогает систематизировать круг проблем, что облегчает работу с ним (обилие сложностей многих просто заставляет опустить руки), но и помогает преодолеть сужение сознания, при котором ребенок перестает восприниматься как многогранная личность, и все общение с ним сводится лишь к борьбе с какой-либо возникшей сложностью, что никак не способствует взаимопониманию. После окончания предложенной работы, педагог просит родителей рассказать о том, какого рода чувства вызывает у них наличие той или иной проблемы. Большинство взрослых переиначивают задание. Они говорят не о своих чувствах, а о том, к каким последствиям могут привести те или иные поступки ребенка. На это противоречие обращается внимание присутствующих. У каждого поступка, – говорит ведущий, – существует два рода последствий. Одни – кратковременные, происходящие сразу же, другие – проявляющиеся через некоторое время. Ребенок ориентируется на первое. Взрослый чаще всего на второе. Поэтому разговор между ними иногда напоминает разговор на разных языках и это может стать одной из причин непонимания.

Участникам встречи предлагается подумать над вопросом: каким они хотят видеть своего ребенка. Черты и качества, которые при этом называют родители, педагог записывает на доске. Возникает портрет “идеального” ребенка с массой положительных качеств. Затем родителей просят подумать каким должен быть родитель, воспитывающий такой идеал. На доске возникает почти зеркальный идеальный портрет родителя. Затем ставится третий вопрос – какими средствами можно добиться подобного результата. Средства чаще всего предлагаются авторитарные – заставить, настоять на своем, добиться и т.д. По ходу разговора выясняется, что многие уже пытались действовать подобными методами и ни к чему хорошему они не привели. Педагог обращает внимание на портрет “идеального родителя” и предлагает честно ответить на вопрос: “Я такой?” Вопрос чисто риторический, после него обычно звучит лишь грустный вздох.

Педагог спрашивает у родителей хотят ли они стать такими и предлагает попробовать представить себе такого. Двух человек просят сыграть родителя и ребенка. Первого, чтобы показать, что он умный, любящий, все понимающий, просят подняться на парту и протянуть ребенку руку. Второго просят ответить на этот жест, и он застывает, подняв вверх шею и вытянув руки. После того, как скульптурная группа создана, у ее участников спрашивают, удобно ли им. Хотя позы напряжены, оба чаще всего отвечают, что удобно. Ведущий может немного рассказать о Вирджинии Сатир, предложившей способ “овеществления” тех отношений, которые реально существуют в семье, но являются невидимыми и поэтому часто не осознаются, и затем опять спрашивает, удобно ли участникам скульптурной группы. Выяснив, что не удобно, ведущий предлагает им исправить ситуацию. После нескольких изменений оба партнера оказываются на земле друг рядом с другом.

Обратите внимание, – говорит педагог, – что и родителю удобнее быть самим собой, стоять на земле двумя ногами. И ребенку нужен родитель вовсе не идеальный, а умеющий быть самим собой. Что же это значит – быть самим собой? От чего зависит тот способ поведения, который выбирает родитель для взаимодействия с ребенком? Представьте себе ситуацию: Вас вызвал и несправедливо обругал начальник, Вы отстояли в очереди и Вам не хватило мяса, а молоко, которое удалось купить в тесной давке автобуса лопнуло и потекло по пальто. Вы зашли в школу и услышали о плохом поведении вашего ребенка. Какой будет Ваша реакция? Затем описывается ситуация прямо противоположная, на редкость удачного дня, который завершается просмотром той же записи в дневнике. Очевидно реакция будет другой?

Значит, НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ, ОТ СИТУАЦИИ, ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОГО РЕБЕНКА. Мы хотим видеть своего сына или дочь умным порядочным человеком, способным отвечать за себя и за последствия своих поступков. Он может научиться этому, сталкиваясь с последствиями своих поступков и делая выводы. А если эти последствия каждый раз разные? Мы уже убедились, что не возможно и не нужно каждый раз стараться быть “на высоте”, следовательно, наша реакция на поступки может быть самой разной. Но если дать понять, что мы чувствуем, чем вызваны наши поступки, ребенок сможет научиться принимать решения, ОРИЕНТИРУЯСЬ НА ЧУВСТВА ДРУГОГО. Мы достаточно часто упрекаем ребенка в эгоизме, в том, что он с нами не считается, но часто ли даем ему возможность познать себя, ориентируем ли его в своих чувствах. Для этого надо уметь их открывать. О том, как это можно сделать наиболее эффективно, ребенка мы поговорим на следующем собрании.


Материал к родительскому собранию по теме

^ «НАРКОТИКИ И ДЕТИ»

Беседа кандидата медицинских наук Иванова В.И.

Всё больше и больше несчастий связано с наркоманией, всё больше жизней уносят наркотики. Здесь вы найдёте информацию, которая поможет вам и родителям разобраться в причинах употребления детьми наркотиков.

О наркотиках ходят различные слухи, распространяется много лжи, неверных данных. Здесь информация, которая поможет родителям и педагогам чувствовать себя более защищенными и не укорять себя всю жизнь за то, что они что-то не доглядели, что-то просмотрели, на что-то не обратили внимания.

Материального обеспечения и родительской любви не достаточно, чтобы обеспечить ребятам безоблачное детство. Мы должны знать, что нам противостоит очень жестокий, изощренный наркобизнес. А также изобретательность людей, которые навязывают наркотики, зарабатывая на этом деньги. Что нужно знать в первую очередь? Наблюдайте за поведением своего ребёнка!

А знать вы должны о том, что наркомания возникает не в несколько часов, не от первой покурки анаши или от употребления каких-либо таблеток. Она развивается в течение месяца или нескольких месяцев, ещё до начала регулярного употребления наркотиков. И в это время вы можете заметить изменение в поведении своего ребёнка. В этот момент он еще не болен, и чаще всего полноценной, заинтересованной беседы, когда вы рассказываете ему о том, что такое наркотик, что он может сделать с жизнью, бывает вполне достаточно, чтобы ребёнок утратил к ним свой интерес или, во всяком случае, был более осторожным. Если вы пропустите этот момент, то продолжение употребления наркотиков (так называемый экспериментальный период очень быстро завершается, превращаясь в болезнь, на лечение которой потребуются многие и многие месяцы, или годы). На что вы обращаете внимание? В первую очередь ваше внимание привлекает три главные симптома или признака, которые безошибочно могут быть вами определены:

-Резкие перепады настроения, причём эти перепады настроения ни в коей мере не связаны с реальной действительностью, которая окружает вашего ребенка. Это как бы сами по себе какие-то волны, амплитуда которых достигает крайних точек: беспечной весёлости, безудержной энергичности, которые быстро, обвалом сменяются апатией, безразличием, нежеланием ничего делать. И эти циклы не связаны с успехами или неуспехами в школе, с друзьями или новой какой-то информацией, они как бы сами по себе.

-Изменение ритма сна: ребёнок в течение дня может быть сонлив, вял, медлителен, а к вечеру, придя с прогулки, проявляет энергичность, желание что-либо делать, ребёнок не засыпает вовремя; вы можете видеть, что он ночь напролёт занимается либо компьютером, играет на гитаре, прослушивает музыкальные записи, а на следующий день вновь сонлив, заторможен.

-Изменение аппетита и манеры употребления пищи, у ребёнка меняется ритм еды: он может целыми днями ничего не есть, не страдая от голода, и вдруг, опять таки я обращаю ваше внимание, что, придя с прогулки, он может съесть пол кастрюли борща, батон хлеба, попросить добавки. И сама манера еды обращает на себя внимание: она становиться жадной, порывистой, и врачи называют такое состояние проявлением волчьего голода. Помните, что такое состояние чаще всего возникает после того, как он накурился анаши, на выходе из опьянения.

Ребёнок редко приходит домой, особенно в начали своей наркотической карьеры, с откровенными признаками наркотического опьянения. Их он выгуливает в своём кругу. Домой же он возвращается уже несколько заторможенным, вялым, и в то же время набрасывается на еду и поглощает её в безмерных количествах. Это физиологические изменения в организме ребёнка, которые вы легко могли бы обнаружить.

Вот воспоминания одной наркоманки: «Когда я в свои 14 лет начала пробовать анашу, я постоянно приходила домой, имея волчий аппетит. Моя мама тогда не обратила внимания, но я действительно очень плохо засыпала, и, самое главное, когда я просыпалась, у меня действительно всегда было плохое настроение. За целый день я могла не съесть ничего, но потом, приняв очередную дозу анаши, я естественно приходила и набрасывалась на эту еду. Изменился мой сон, и изменился мой аппетит – это, безусловно.» Знание признаков употребления наркотиков существенно облегчает вам разговор с вашим ребёнком и выяснение прочих обстоятельств. Здесь же нужно отметить, что каждый отдельно взятый признак, который я назвал и еще назову, сам по себе может ничего не значить и может встречаться у любого ребенка в силу каких-то обстоятельств. И я подчеркиваю, что если вы не находите в этих обстоятельствах ничего такого, что могло бы изменить поведение или самочувствие вашего ребёнка, и если этих признаков 2,3,4,5, то тут конечно подходит момент, когда вам нужно бить тревогу.

И самое главное, если вы заподозрите, что с ребёнком что-то неладное, необходимо искать помощи хотя бы на уровне консультации с грамотным врачом, который знает, как подойти к решению этих вопросов. Итак, вы наблюдаете за поведением ребёнка и обнаруживаете, что в прошлом учебном году ребёнок интересовался учёбой, оценками, радовался своим успехам, а тут вдруг, как будто ребёнка подменили. Учебники заброшены, нет интереса ни к рисованию, ни к спортивным занятиям, ни к обсуждению того, что происходит в школе – школа для ребёнка как бы перестаёт существовать. Точно также ребёнок быстро показывает вам, что ему не интересно то, что происходит дома. Особенно это заметно у малолетних ребят, которые ещё недавно, за месяц до дня рождения своих родителей, рисовали открытки, обдумывали, какой подарок они могут сделать на день рождения, сегодня даже не вспоминают о том, что надо поздравить маму или папу в день рождения.

Абсолютная безучастность и отсутствие интереса к тому, что происходит в доме. Резко меняется отношение к жизни, и ребёнок в это время начинает проявлять всё больше и больше интереса к музыки, причём к той её части, которую музыкой назвать достаточно трудно – это металлический барабанный бой, это ритм, который позволяет ребёнку отвлечься от неприятных переживаний (а в это время их уже у него предостаточно) и держит его в каком-то таком отключенном состоянии.

Следующими признаками являются раздражительность, нетерпимость, иногда плаксивость, очень часто агрессивность. Те признаки, которые уже были названы, вполне достаточны для того, чтобы начать разговор с ребёнком о том, что с ним происходит.

Следующий момент является очень важным проверочным моментом, не напрасно ли вы беспокоитесь. В разговоре с ребёнком вы упоминаете слово наркотик, и если вы видите настороженность ребёнка, а она проявляется тем, что ребёнок начинает заглядывать вам в глаза, иногда прищуривается, иногда отстраняется, и вы видите маскируемый интерес: “А знает ли что-то? Почему об этом зашла речь?” Это говорит о том, что ребёнку есть что скрывать, и очень важно продолжить с ним разговор.

Еще одним очень важным признаком, на который следует обратить внимание, является манера разговора ребёнка, а не только его эмоциональная реакция. Вы обращаете внимание на время, которое проходит между вопросом, который вы задаёте, и ответом, который даёт вам ребёнок. Это – так называемая задержка общения, задержка ответа. Вы обращаете внимание на то, что вопросов и получением ответа от вашего ребёнка очень большая пауза, вне зависимости от того, что пауза может быть заполнена большим количеством слов. Но, осмысливая ответ ребёнка, вы вдруг обнаруживаете, что на вопрос, который вы задали, собственно ответа вы и не получили – это тоже задержка ответа. Иногда доходит до смешного: вы хотите это проверить, задав вопрос уж совершенно казалось бы на который можно ответить автоматически, спросите: «Как тебя зовут?» И не удивляйтесь, если в ответ вы получите: «Меня?» Эта задержка, с одной стороны, говорит о том, что ребенок погружен в очень тяжелые накопившиеся у него переживания, а с другой, что он полностью отсутствует во время разговора с вами, и конечно, он не ориентирован на то, чтобы откровенно дать вам какую-либо информацию о своём самочувствии или своём поведении.

Если вы обнаруживаете такие моменты в поведении ребёнка, то вам нужно идти дальше и на этом этапе только наблюдать за своим ребёнком. И не удивляйтесь, если вы обнаружите, что друзья, с которыми он общался, которых вы знали, которые приходили к вам в дом, звонили и общались с вашим ребёнком – вдруг исчезли. Ребёнок может демонстрировать отсутствие интереса к своим бывшим приятелем и друзьям. Тем не менее, кто-то остается в его поле зрения, и вы это чувствуете: если раньше ребёнок мог говорить часами по телефону, обсуждая фильм, отношения, какие-либо спортивные достижения и т.д., то сейчас вы слышите его разговор в стиле телеграфа: да, бегу, во столько-то, там-то. Вы никогда не знаете, кто ему звонил, вы не знаете, куда он рвётся. И если вы пытаетесь его задержать, то напряжение, которое возникло во время начала разговора о наркотиках, переходит в агрессию, озлобленность, и ребёнок действительно покидает дом, иногда громко хлопая дверью. Этот признак является достаточно серьёзным, чтобы вы поняли, что вашим ребёнком кто-то или что-то руководит.

Ваше внимание может также привлечь неряшливость внешнего вида. Дети начинаю отдавать предпочтение таким супермодным проявлениям, как кожаные куртки с заклёпками, массивные ремни с большими бляхами, разрисованные джинсы, иногда дети начинают имитировать наколки, разрисовывая руки, специфически проявляется вкус к прическам - во всяком случае вы всё больше и больше замечаете во внешнем виде вашего ребёнка определённый вызов и противостояние обычной нормальной культуре, присущей детям 10,12,14 лет, иногда и более старшего возраста.

У ребёнка в речи могут измениться обороты, способы выражения, и всё чаще и чаще начинают проскальзывать сленговые или жаргонные выражения. Вам нужно будет познакомить с этим жаргоном Совершенно очевидные, но часто тщательно скрываемые признаки – это следы от уколов, а также следы того, что ребёнок сам уж готовит наркотики. Здесь нужно быть более искушенными, более наблюдательными, а самое главное – в этот момент вы должны решить для себя следующую проблему: остаётесь ли вы родителями этому ребёнку или вы все-таки продолжаете играть с ним в дружбу. В этот период игра в дружбу, к сожалению, обойдётся вам очень дорого. Родители имеют право и должны в этот период, когда у них появились сомнения в поведении своего ребенка, досматривать своего ребёнка. И тогда не удивляйтесь, если вы увидите свою дочку в жаркий летний день с длинными рукавами, стремящуюся не попадаться вам на глаза в то время, когда руки не прикрыты. Или совершенно неуместно ребенок на даче будет предпочитать длинные брюки. Обращайте на это внимание. И вы можете подойти и посмотреть локтевые сгибы - если вы увидите следы от уколов, то это прямой повод для разговора с вашим ребенком. Обращайте внимание на зрачки, цвет кожи, запахи. Осматривая одежду своего ребёнка обратите внимание на ничего казалось бы не говорящие упаковки от известных или неизвестных вам лекарств, или коробок с зеленой травой со специфическим запахом, иглы, шприцы. Обратите внимание также на домашние атрибуты химической лаборатории. Иногда в ваше отсутствие, когда вы работаете, дети собирают свою компанию и сами готовят для себя наркотики, и вы можете почувствовать, придя с работы почувствовать запах ацетона, уксусного ангидрида, эссенции. Вы можете увидеть закопченные пенициллиновые флакончики или какие-то другие стеклянные приборы, миску, которая будет и прокопченной и обожженной, марганцовку. Обратите внимание на это и поинтересуйтесь, чем занимается в ваше отсутствие ваш ребёнок. И если у вас появятся достаточные основания – постарайтесь в этом поподробнее разобраться, потому что «винт» – один из самых ходовых в молодежной среде наркотиков, да и производные маковой соломки готовятся у вас на кухне.

Кстати на запахи ацетона, ангидрида обращайте внимание даже тогда, когда вы проходите в подъезде. Если вы в своем подъезде чувствуете эти запахи, то значит, в вашем подъезде готовят наркотик. Чем ближе наркотик находится к вашему ребёнку, тем больше шансов ему заинтересоваться этим. Обращайте внимание также и на ширину зрачков. Как правило, во время употребления наркотиков, зрачки чрезмерно расширены или чрезмерно сужены. Проверочный момент может быть такой: вы приглашаете ребенка к разговору, подводите его к окну и обращаете внимание на то, как быстро зрачки реагируют на свет. Как правило, под наркотическим воздействием, скорость реакции зрачков существенно замедлена, и это можно увидеть даже непрофессиональным взглядом. Окраска кожи, лица (у детей, которые начинают регулярно курить анашу) на щеках, ближе к носу, как правило появляется розовая бабочка – не путайте с румянцем на щеках – признак здоровья. Запах анаши, к сожалению, передать на бумаге невозможно: это неестественный, необычный запах, и в определенной мере напоминает запах распаренного веника.

Следующими отклонениями, на которые тоже надо обращать внимание, являются поведенческие признаки, но они уже имеют отношение к так называемому криминальному поведению: из дома начинают пропадать вещи, книги, золото, аппаратура – короче вещи, которые можно очень быстро сбыть. Обращайте внимание на содержимое своих кошельков в этот период и попытайтесь запомнить ту сумму, которую вы оставляете дома без присмотра. Также могут быть значимыми аресты (в связи с вождением автомобиля или мотоцикла в нетрезвом состоянии), сообщения из милиции о задержании их в связи с хулиганством или с другими факторами негативного поведения, совершения краж, других противоправных действий. Естественно, ребёнок не приходит и не рассказывает вам, что он с друзьями, как они говорят, кинул еще одну квартиру. К сожалению, многие родители попадаются на эту уловку и считают, что в этом возрасте дети научились зарабатывать деньги и это признак не только их психического здоровья, но и социального благополучия – бойтесь этого! Как только ребёнок вовлечён в сферу торговли, мошенничества – вы сами решите, какая сумма является для него чрезмерно большой. Чрезмерно большие деньги получают только при перепродаже наркотиков, что очень часто и делают дети, чтобы заработать себе на очередную дозу.

Что же такое наркомания? В медицинском смысле – это зависимость от химического вещества, вызывающего привыкание, влияющего на физиологическое и психическое состояние человека и вызывающего зависимость от этого химического вещества. Образно говоря – это дорога на кладбище, возможно с одной остановкой за колючей проволокой, и родители должны это понимать, как бы это не было страшно.

Наиболее распространенный наркотик, во всяком случае в российских городах, - это конопля (растение, из которого добывают гашиш).


следующая страница >>