microbik.ru
1

Содоклад. Формирование универсальных учебных действий во внеурочной и проектной деятельности (из опыта работы).





Яркинова О.В. учитель 1б класса


Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В государственных стандартах прописана и внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.




Слайд 3

В этом году я работаю в 1б классе с внедрением Федеральных государственных стандартов нового поколения в начальное общее образование.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Мне, как учителю начальных классов необходимо сформировать у моих учащихся готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия – это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Универсальные учебные действия способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности, в том числе и внеурочной.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере.

Слайд 4

При организации внеурочной деятельности используются как возможности школы, так и учреждений дополнительного образования, а так же учреждений, заинтересованных в сотрудничестве со школой. Близость расположения учреждений позволяет ребятам заниматься в объединениях без ущерба для режима дня.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашей школе, реализующей стандарт нового поколения. Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию универсальных учебных действий.

Вся внеурочная деятельность организована на основе анкетирования детей и родителей, учитывались их предпочтения.

Слайд 5

Все результаты опроса занесены мною в таблицу. Таким образом внеурочной деятельностью оказались охвачены все учащиеся класса. Все учащиеся класса посещают несколько кружков.

Слайд 6

Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов нового поколения начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

В школе мною реализовываются программы, которым было отдано предпочтение родителей и детей. Это программы таких кружков, как:

Слайд 7

«Умка» (в рамках общеинтеллектуального направления)

Программа этого кружка разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

Необходимо развивать способности детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.

Занятия способствуют расширению кругозора, развивают мотивацию к познанию и творчеству, формируют логическое и творческое мышление, развивают речь учащихся, обучают младших школьников работе с различными источниками информации, развивают коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

Слайд 7а

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Слайд 8

«Разговор о правильном питании» (в рамках спортивно-оздоровительного направления)

Программа представляет собой новую воспитательную технологию, которая способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни. Замечательно, что одновременно с этим возможно решение других, не менее важных задач. На занятиях проводится развитие речи (формирование лексического запаса и активного словаря, грамматического строя языка, навыков чтения), коррекция недостаточно сформированных психических процессов (внимание (произвольное), память (долговременная), мелкая пальцевая моторика, мышление и его операции), развитие наглядно-образного и наглядно-действенного, логического мышления, формирование положительных эмоций, развитие навыков работы с учебником, техники чтения, творческих способностей.

Слайд 8а

Это происходит ненавязчиво, естественно, в доступной, интересной, игровой форме. При изучении тем дети опираются на свой опыт, показывая неплохие знания в бытовых сферах жизни. Это создаёт ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей, что очень важно при обучении и воспитании детей.

Слайд 8б

В увлекательной игровой форме дети знакомятся с гигиеной питания, узнают о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получают представления о правилах этикета.

Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

«Я – гражданин России» (в рамках духовно-нравственного направления)

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

В основе методики преподавания курса «Я – гражданин России» лежит проблемно-поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Реализуемые мною программы – долгосрочные, рассчитаны на все 4 года, позволяют добиться воспитательных результатов, не форсируя событий.

При введении Федеральных государственных стандартов нового поколения для учащихся первых классов требуется психологическое сопровождение. Мы работаем в тесном сотрудничестве с психологами нашей школы.

Слайд 9

Мальнова Наталья Анатольевна ведёт кружок «Мы и мир» в рамках духовно-нравственного направления.

Очень тесно мы сотрудничаем с педагогами дополнительного образования Дворца детско-юношеского творчества. С удовольствием учащиеся моего класса посещают занятия следующих педагогов:

Слайд 10

«Хоровод творчества (фольклор)» (в рамках общекультурного направления)

Руководитель: Краснова Елена Павловна

На занятиях фольклор не просто изучается. Цель несколько иная: приобщиться к народной культуре, пережить, прочувствовать неиссякаемую любовь, исходящую от русского фольклора. Смысл занятий с детьми не в копировании старинных народных обрядов, а в том, чтобы через них всколыхнуть в детских душах ту любовь ко всему родному, которая в них заложена, но, которая пока дремлет. Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер жизни.

Слайд 11

«Мир цветов» (в рамках общекультурного направления)

Руководитель: Сергеева Екатерина Александровна

Занятия способствуют формированию у учащихся художественной культуры, эстетического отношения к труду, учат ценить красоту, развивают творческие способности, воспитывают уважение к труду, учат работать в коллективе, уважать друг друга. Учащиеся учатся пользоваться приспособлениями и инструментами, проявляют эрудицию и фантазию.


«Бумажная пластика» (в рамках социального направления)

Руководитель: Макарова Вера Николаевна

На занятиях кружка даются элементарные геометрические знания, закладываются основы для понимания различных конструкций предметов, учат детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия. Формируются умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. Учащиеся обучаются различным приемам работы с бумагой. Применяются знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивается внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазия детей. Расширяются коммуникативные способности детей. Совершенствуются трудовые навыки.


Слайд 13

Одним из направлений организации внеурочной деятельности предполагается внеклассная проектная деятельность учащихся. Это один из эффективных методов формирования универсальных учебных действий. Проектное обучение предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.





В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. Федеральные государственные стандарты II поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Слайд 14

Таким образом, метод проекта предполагает:

  • связь обучения с жизнью;

  • развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

  • развития умения адаптироваться к действительности;

  • умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться.

Слайд 15

В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе. Я даю возможность каждому ребёнку проявить себя.

Слайд 16

Эту работу я начала ещё в букварный период. Уже тогда дети выполняли небольшие проекты об изученных буквах. Самостоятельно искали материал и делились с нами тем, что они узнали.

Слайд 17

Конечно, без помощи родителей не обходимся. А Федеральные государственные стандарты нового поколения и предполагают вовлечение родителей в школьную жизнь.

Слайд 18

Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что организация проектно-исследовательской деятельности ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались.

Слайд 19

А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Слайд 20

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Слайд 21

Главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Поэтому уже сейчас, с первого класса, начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

В первом классе почти все работы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Организация групповой работы учащихся явилась для меня особой педагогической задачей, так как учащиеся ещё не умели работать в группе.

Слайд 23

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

- полное внимание к однокласснику;

- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие:

- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Уже сейчас применяю тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:

  • Умение видеть проблемы

  • Умение выдвигать гипотезы

  • Умение задавать вопросы,

то есть развитие регулятивных УУД

  • Подбор литературы по заданной теме

  • Ориентировка в словаре, справочной литературе

  • Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту,

то есть развитие познавательных УУД.

Также некоторые учащиеся создают свои простейшие проекты и презентуют их (развитие личностных и коммуникативных УУД).

Привлекая к этой работе родителей, я объяснила им, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провела специальные собрания-лекции, на которых разъяснила родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказала об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Слайд 24

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация внеурочной и проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание.

В условиях правильной организации внеурочной и исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся. Выполняя работу в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

Все свои успехи и радостные открытия учащиеся вносят в Портфолио – копилку любых своих успехов.

Спасибо за внимание!